Программа «Духовно-нравственное воспитание младших школьников. Анализ подходов и программ по духовно-нравственному воспитанию младших школьников Воспитательная программа по нравственному воспитанию младших школьников

Учение – это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием
в широком смысле этого понятия. В воспитании нет главного и второстепенного,
как нет главного лепестка среди многих лепестков, создающих красоту цветка.

Каждый из нас должен быть не абстрактным воплощением педагогической мудрости,
а живой личностью, которая помогает ребёнку познать не только мир,
но и самого себя. В наших воспитанниках дремлют задатки разных талантов.
Эти таланты раскроются только тогда, когда каждый ребёнок встретит
в воспитателе ту “живую воду”, без которой задатки засыхают
и хиреют…

В. Сухомлинский

Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе. О необходимости духовно-нравственного воспитания с яркой очевидностью говорят наши дни. Человечество лишённое божественного руководства, строит свои законы на насилии и несправедливости, унижает и попирает права своих сограждан. Нет основания полагать, что новое поколение создаст лучший мир без обучения духовному по своей сути.

Что же такое духовное воспитание и обучение? Часто под этими словами подразумевается несколько совершенно разных подходов к воспитанию:

  • строго религиозное воспитание в рамках какой-либо одной конфессии;
  • воспитание души ребёнка через культуру, литературу, историю, музыку, живопись;
  • воспитание в ребёнке сильной духом личности, умеющей найти своё место в современном мире.

Но разве в жизни возможно отделить нравственное воспитание от духовного? Если исключить духовное воспитание, кто ответит детям на такие вопросы: почему в мире так много религий? Что такое человек? Зачем он живёт и умирает? И многие другие.

Чем больше ребёнок развивается, чем больше он впитывает и начинает ощущать всё богатство и разнообразие нашей культуры, тем больше у него возникает вопросов духовного характера, тем больше он задумывается над смыслом жизни. Воспитание в ребёнке сильной личности невозможно без духовно-нравственной базы. Если человек научится мудрому отношению к страданиям и испытаниям, он станет сильной личностью в полном смысле этого слова.

Многие считают, что духовно-нравственное воспитание – это сугубо религиозное воспитание. Такое мнение ошибочно. Достаточно ознакомиться с планированием занятий и убедиться в отсутствии религиозной тематики.

Современное состояние религий, их разветвление на многочисленные направления и секты, все перипетии их развития и становления ребёнок может изучить (если появится интерес), став взрослее. Гораздо важнее дать ребёнку почувствовать основы мировых религий. Этот начальный курс по духовно-нравственному воспитанию должен показать всё самое светлое, чистое и доброе , что есть в каждой священной книге. Главное, не пропагандировать, не вкладывать в детей определённые ответы, а оставлять за ними свободу мнения.

Духовно-нравственное воспитание – неисчерпаемая, многогранная область: литература, театр, естественные науки, любая практическая отрасль учительства может и должна стать помощью для развития и роста души ребёнка. И наш мир расцветёт, как сад, когда расцветут души наших детей. “Дети – всегда единственное будущее рода человеческого, ” - писал В.Сароян.

Современная школа нуждается в материалах, развивающих душу детей. В этом убеждает нас появление предметов, посвящённых духовно-нравственному развитию личности ребёнка, таких как, человековедение, эстетика, мировая художественная культура, а также поиск педагогами новых, нетрадиционных подходов к обучению.

Разработанная мною программа по духовно-нравственному воспитанию может широко использоваться преподавателями любых общеобразовательных предметов, а так же для проведения классных часов и других внепрограммных мероприятий. Темы занятий “красной нитью” проходят через большинство предметов школьного курса и если нет возможности изыскать время на внеурочные занятия, то это позволяет “вплести” их в сами уроки (см. Приложение 1).

Перспективная программа воспитательной работы по духовно-нравственному воспитанию в младших классах “Птица счастья” составлена на основе книг А.Лопатиной и М.Скребцовой, которые включают в себя подборки материалов духовно-нравственной направленности. Материалы книг включают произведения, которые не являются “избитыми”, а наоборот, это стихи, рассказы, сказки и высказывания, которые малоизвестны. Такой подбор произведений позволяет интриговать детей, заставляет их вслушиваться в каждое слово. Они собраны с учётом разных возрастных особенностей.

Программа поможет учителю и воспитателю организовать работу в своём классе в течение четырёх лет, предусматривая широкий выбор видов и форм деятельности учащихся (см. Приложение 2). Пользуясь программой, можно найти немало возможностей для того, чтобы вести целенаправленную и активную работу со всеми без исключения учащимися. Классные руководители и организаторы воспитательной работы помогут учащимся раскрыть свои способности, задатки, свою индивидуальность.

Работу в данном направлении можно продолжить в среднем и старшем звене, так как программа является перспективной.

Каждый год посвящается какой-либо теме, прорабатывая её содержание, пробуя новые подходы и формы воспитательных мероприятий. Эта тема обязательно используется при планировании работы в следующие годы. Таким образом, идёт накопление материала и наращивание воспитательного потенциала по методу “снежного кома”. Каждый слой “кома” несёт в себе новую тему.

Метод “снежного кома”

2002-2003 уч.г. "Мир твоей души"

2003-2004 уч.г. “Природа глазами души”.

2004-2005 уч.г. “Азбука мудрости”.

2005-2006 уч.г. “Счастье семьи”.

Само же название программы “Птица счастья” означает, что каждый имеет возможность поймать эту чудесную “птицу”, но, даже поймав, надо суметь её удержать.

Надо верить, что нас ждёт другое, лучшее будущее. Никогда не поздно начать делать к нему шаги. И первые шаги лучше всего посвятить детям, отдавая им всё самое светлое и хорошее, что у нас есть.

Цель программы: формирование нравственного, интеллектуального, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов личности младшего школьника.

  • содействовать формированию духовно-нравственной позиции школьников;
  • способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;
  • создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;
  • развивать познавательную активность учащихся.

Основные разделы программы:

2 класс. Природа глазами души. (Приложение 4).


Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознателъное стремление κ идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли.
Н.И. Пирогов

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи: через т.н. «половое просвещение» у детей формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.

«Хаос и неразбериха современной жизни, развал семей, общественных институтов, дискредитированные по вине "человеческого фактора" высокие идеи - все это следствие утраты ответственности. Переставая отвечать за содеянное, человек не имеет возможности реально оценить глубину нарушений и характер необходимых исправлений. Разрушается его связь с окружающим миром... само содержание жизни в обществе... Нынешнее поколение растет и с пеленок воспитывается в бесстержневой, безрамочной атмосфере. Структурность жизни, ее иерархичность, обычаи, границы любого рода - внешние рамки, в которых возможно произрастать росткам ответственности в современном обществе, безжалостно ликвидированы» (Игумен Евмений. Духовность как ответственность).

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.

Это доказывает особую значимость и актуальность разработки программы по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей. В процессе работы над программой мы познакомились с опытом работы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников, сложившимся в последние годы в разных регионах России.

Особенность существующих программ в том, что они содействуют сохранению духовного здоровья детей, знакомят их с основами православной культуры. Но есть у них и ряд, с нашей точки зрения, недочетов: перегруженность информацией, использование абстрактных понятий, отсутствие взаимодействия образовательного учреждения с институтом семьи.

Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Участником образовательного процесса (по письменной просьбе родителей) может быть священник.

Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Православная педагогика направляет воспитание на конкретную личность, которая должна быть ответственной не только за свою жизнь, но и за сохранение и развитие исторических и культурных традиций своего народа. Православная педагогика обогащала педагогику светскую цельностью миропонимания, опытом нравственного уклада жизни, развития гармоничной личности.

Понятия «нравственный» и «духовный» в православной педагогике определяются следующим образом: духовность - это состояние близости души, внутреннего мира человека к Вышнему и Горнему миру; нравственность - это твердая постоянная решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие).

Духовно-нравственное воспитание понимается как целенаправленная деятельность, нацеленная на приобщение человека к Вышнему и Горнему миру, на постепенное восстановление целостной структуры личности, самоопределение человека и совершенствование его в добродетели.

Исходя из этого, духовные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основным средством духовно-нравственного воспитания, а основной формой - служение добру, служение людям.

Цели программы

1. Сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры.


2. Изучение истории, культуры, природно-экологического своеобразия Самарского края, России.
3. Стремление возродить традиции семейного воспитания.

Задачи программы

1. Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро. Пресекать (в разных формах) безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка.


2. Создать условия для восприятия целостной картины мира.
3. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
4. Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.
5. Развивать музыкальную культуру, приобщать к хоровому пению, классической, духовной и народной музыке.
6. Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию, укреплению воли и выносливости.
7. Прививать трудовые навыки, учить выполнять простейшие бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.
8. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами право славной педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада).

Основные принципы программы

I. Принципы духовно-нравственного воспитания.

Основной принцип духовно-нравственного воспитания - построение жизни на основе требований христианского совершенства (свободное признание правила - «Уклонись от зла и сотвори благо»),

Гуманистическая направленность воспитания (отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития) реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с миром (любовь к ближним).

Природосообразностъ (воспитание должно основываться на научном пони мании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту).

Кулътуросообразностъ (воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной куль туры, в данном случае православия, и особенностями, присущими традициям тех или иных регионов).

Светский характер образования и законности (соответствие действующему законодательству РФ).

II. Принципы отбора содержания образования.

Научность и каноничность (сочетание современных достижений педагогики и психологии с каноничностью).
Учет требований типовых программ.
Многоуровневостъ
(показ широкой картины мира с учетом возрастных возможностей детей).

III. Принципы организации занятий.

Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения; вариативный подход.

Основные характеристики деятельности

1. Сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания, интеграция духовно-нравственного содержания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.


2. Изложение материала рассчитано на три года. В первый год дети получают первоначальные представления об изучаемом предмете. Во второй - проводится работа по закреплению имеющихся знаний. Третий год обучения предполагает обобщение и систематизацию полученной информации.

Для реализации программы мы предлагаем следующие методы: наглядный, словесный, практический.

Наглядный метод используется во время


  • чтения педагогом рассказов;

  • экскурсий в картинную галерею;

  • наблюдений;

  • показа сказок (педагогом, детьми);

  • рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;

  • проведения дидактических игр;

  • экскурсий по городу, целевых прогулок;

  • моделирования сказок.
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе

  • чтения литературных произведений воспитателем;

  • чтения стихотворений детьми, воспитателем;

  • бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;

  • ответов на вопросы педагога, детей;

  • проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);

  • сообщения дополнительного материала воспитателем;

  • загадывания загадок;

  • рассматривания наглядного материала;

  • рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;

  • разбора житейских ситуаций;

  • проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;

  • чтения литературных произведений родителями.
Практический метод используется, когда необходимо

  • организовывать продуктивную деятельность;

  • провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);

  • приготовить с детьми различные блюда (овощной или фруктовый сок, картофельное пюре, овощной суп и др.);

  • оформить коллекцию семян для занятия;

  • сшить кукол к сказкам;

  • организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;

  • провести экскурсии различной направленности;

  • организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;

  • изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.
Формы работы с детьми.

  • Факультативные занятия, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.

  • Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.

  • Проведение совместных праздников.

  • Просмотр слайд - фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.

  • Экскурсии, целевые прогулки (по городу, району, в областной центр).

  • Детская благотворительность.

  • Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).

  • Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).

  • Постановка музыкальных сказок духовно - нравственного содержания.

  • Творческие вечера.

  • Организация совместного проживания событий взрослыми и детьми.
Таким образом, в программе прослеживается несколько направлений работы.

1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).


2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, про гулки, экскурсии, походы).
3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр диафильмов).
4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).

Основное внимание в программе уделяется работе с семьей.

Формы работы с родителями:


  • родительские собрания на духовно-нравственные темы;

  • лекторий для родителей;

  • открытые показы воспитательно-образовательного процесса;

  • вечера вопросов и ответов;

  • проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семинары с использованием ТОО);

  • факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;

  • индивидуальные консультации специалистов;

  • наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;

  • экскурсии;

  • визиты домой;

  • индивидуальная работа с детьми дома (ведение тетради эмоционального развития ребенка);

  • совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;

  • совместное посещение богослужений и прогулки по монастырю;

  • помощь родителей школе (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).
Учебно-тематический план

Предлагаемый нами курс включает занятия следующих циклов: «Мир вокруг нас»; «Дерево добра»; «Край, в котором ты живешь»; «История в архитектурных памятниках»; «О чем рассказывает крепость?»; «О чем поет колокол?»; «Православная Россия в лицах»; «Православная культура»; «Хозяева и хозяюшки».

«Мир вокруг нас» - 7 часов

Занятия данного блока открывают детям путь к нравственно-религиозной стороне познания окружающего мира, обращают их внимание на его богатство, красоту и разнообразие, учат видеть отличие мира, созданного руками человека, от мира природы (нерукотворного); понимать необходимость бережного отношения ко всему живому, к природным богатствам, как единственную возможность их сохранения, способствуют развитию творческой личности ребенка.

Тематика занятий: «Рукотворный и нерукотворный мир»; «Земля, космос природные явления»; «Разнообразие животного мира»; «Многообразие растений»; «Зачем птице крылья?»; «Зачем нужна вода?»; "Если бы не было воздуха" «Мир - наш дом»; "Умеем ли мы видеть" "Питание, отдых, здоровье, болезни" «Жизнь человека»; «Времена года - весна»; «Времена года - лето»; «Времена года - осень»; «Времена года - зима»; "Рыбы" «Насекомые»; «Пресмыкающиеся, земно водные».

«Дерево добра» - 7 часов

«... дерево доброе приносит и плоды добрые...».
Евангелие от Матфея, гл. 7, ст. 17

Занятия данного цикла на основе литературных произведений (сказки, рассказы, стихотворения) учат детей различать добро и зло, дают представления о нравственной свободе человека, помогают увидеть красоту нравственных поступков. Основные задачи занятий: научить ребенка видеть в себе движения к добру и злу и различать их, воспитывать желание делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие), формировать христианское отношение к ближним.

Тематика занятий: "Добро и зло: справедливость", «Мать и дитя»; «Семья, дом»; «Святые семьи»; "Послушание и непослушание" «Братья и сестры»; "О дружбе и друзьях" верность»; «Кто мой ближний?»; "Жадность и щедрость"; «Правда и ложь»; «Как мы ходим в гости?»; «Имя»; «Родина»; "Совесть"; «Благодарность»; «Порядочность»; «Вечность»; «Воздержание, терпение»; «Талант»; "Осуждение, смирение" «Зависть»; "Милосердие, сочувствие" «Трудолюбие»; «Чистое сердце»; "Память"; «Предательство»; "Прощение"; «Скромность»; «О дружбе мальчиков и девочек»; «Храбрость и трусость»; «Добрые слова и добрые дела»; «Книги - наши друзья»; «Бедность и богатство».

«Край, в котором ты живешь», «История в архитектурных памятниках», «О чем поет колокол?», «Православная Россия в лицах» - 7 часов

Занятия данных циклов знакомят детей с родным краем (история, памятники архитектуры, природно-географические особенности, историческое значение города в жизни России, святыни и памятные места родного края), с историей Российского государства, государственной символикой, жизнью русских героев, великих полководцев, святых подвижников, досточтимых людей земли русской.

Основные задачи циклов: воспитывать чувства любви к своему городу, своей стране, уважения и признательности к основателям города, его защитникам, к людям, прославившим Россию; гордости за историческое прошлое Самарского края, русского государства.

Тематика занятий цикла «Край, в котором ты живешь» : «История возникновения родного села»; «Герб города Похвистнево»; «Улицы и здания города»; «Парки города»; «Памятники города»; «Город - село».

Тематика занятий цикла «История в архитектурных памятниках» : храмы и соборы (края, в котором мы живем).

Тематика занятий цикла «О чем поет колокол?»: «Для чего нужны колокола?»; «Откуда колокол пришел?»; «Колокола-гиганты»; «Как льют колокол?»; «Имена и судьбы колоколов»; «Форма колокола»; «Колокольные звоны»; «Страницы истории»; «Колокола и их судьбы».

Тематика занятий цикла «Православная Россия в лицах»: «Наши предки. Крещение Руси» («Откуда пошла земля русская?», «Святая равноапостольная княгиня Ольга», «Святой равноапостольный князь Владимир», «Святые князья Борис и Глеб», «Святой князь Владимир Мономах», «Святой блаженный Василий», «Святой преподобный Нестор», «Святые Антоний и Феодосии Киево-Печерские»). «Святые покровители г. Печоры» («Святой преподобномученик Корнилий», «Святой преподобный Марк», «Святой преподобный Иона», «Святая праведная Васса», «Святой преподобный Лазарь»).

«Их почитают на Руси» (святые великомученики, блаженные, преподобные, старцы, патриархи).

«Православная культура» - 6 часов

Занятия данного цикла знакомят детей с историей православных праздников, традициями отечественной культуры, с тем, как встречают православные праздники в России, помогают в подготовке и проведении (с участием детей и родителей) календарных праздников, раскрывают их жизненный смысл.

Основные задачи цикла: привить уважение и любовь к православным традициям своего народа; воспитывать желание подражать благим образам.

Тематика занятий: «Рождество Христово»; «Крещение»; «Сретение»; «Благовещение»; «Вербное воскресение»; «Пасха»; «Вознесение»; «Троицын День»; «Преображение»; «Воздвижение Креста»; «Рождество Богородицы»; «Введение во Храм»; «Успение»; «Покров»; «Иконография».

«Хозяева и хозяюшки» - 6часов

На занятиях данного блока дети знакомятся с духовно-нравственными традициями и укладом жизни в православной семье, осмысленным и целесообразным устройством предметной среды русского дома, особенностями мужских и женских домашних трудов, традиционной подготовкой и проведением праздничных дней, узнают об особенностях разных материалов и правилах пользования простыми инструментами при изготовлении поделок.

Основные задачи цикла: воспитание любви, уважения и милосердного отношения к ближним, формирование умения понимать свое место в семье, деятельно участвовать в домашних делах; ориентировать детей на мужественный и женственный образцы поведения.

Формы работы

1) Художественно-дидактические и конструктивные игры (изучение внешнего и внутреннего убранства русского жилища, декоративного оформления предметов быта и утвари, национальной мужской и женской одежды, костюмов русских воинов).


2) Знакомство с традиционным укладом жизни русских людей, с особенностями подготовки и проведения праздничных дней. Проведение совместных с родителями праздников, семейные театрализованные постановки, праздничные концерты, вечера досуга, благотворительные акции.
3) Художественно-продуктивная деятельность: изготовление подарков к праздникам; практические занятия по рукоделию.
4) Использование на занятиях сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализованно-дидактических игр.
5) Знакомство с русскими народными подвижными играми, с устным народным творчеством.

Предполагаемый результат

Программа духовно-нравственного воспитания ставит своей целью достичь следующих результатов.


  • Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру, состояние близости души, внутреннего мира к Вышнему.

  • Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.

  • Потребность и готовность проявлять сострадание и сострадание.

  • Субъективное психо-эмоциональное благополучие.

  • Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.

  • Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.

  • Деятельное отношение к труду.

  • Ответственность за свои дела и поступки.
Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, стремления к добру и неприятия зла.

В основе программы духовно-нравственного воспитания лежат методические рекомендации Мышкиной М.С., Нестеренко Л.П., Семёновой Н.А., Соколовой Г.И. «Православная радуга». СИПКРО. Самара, 2006

Тематическое планирование




Дата

Тема занятия

Мир вокруг нас – 7ч.

1

Рукотворный и нерукотворный мир.

Земля, космос. Природные явления.

Разнообразие животного мира.

Многообразие растений.

Зачем птице крылья?

Зачем нужна вода?

Мир - наш мир.


Дерево добра – 7 ч.

8

Добро и зло. Справедливость.

Мать и дитя.

Семья, дом.

Святые семьи.

Послушание и непослушание.

Добрые слова и добрые дела.

Книги - наши друзья.


Край, в котором ты живёшь – 7 ч.

15

История возникновения родного села.

Герб города Похвистнево.

Улицы и здания города.

Парки города.

Памятники города.

Город-село.

Храмы и соборы края, в котором мы живем.


Православная культура – 6 ч.

22

Детская Библия в картинках.

Православные праздники.

Православные праздники.

История в архитектуре, памятниках.

О чём поёт колокол?

Православная Россия в лицах.



Хозяева и хозяюшки - 6ч.

28

Изучение внешнего и внутреннего убранства русского жилища, декоративного оформления предметов быта, утвари, национальной мужской и женской одежды, костюмов русских воинов.

Знакомство с традиционным укладом жизни русских людей, с особенностями подготовки и проведения праздничных дней.

Знакомство с русским народным творчеством.

Знакомство с русскими народными подвижными играми.

Русские сувениры.

Департамент образования администрации г. Братска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 20»

имени Ивана Ивановича Наймушина

ПРОГРАММА ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

МБОУ «СОШ № 20» имени И.И. Наймушина
Разработала: Артеменко Т.Д.

Заместитель директора по ВР

2011 г.
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ,

ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1. Пояснительная записка

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся МБОУ «СОШ №20» имени И.И. Наймушина разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Концепцией духовно-нравственного развития российских школьников, Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования и опытом реализации программы развития школы в период с 2010 по 2014 год.


Программа духовно-нравственного развития и воспитания позволяет с одной стороны ещё больше расширить спектр образования, так как направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни – ДОУ, театров, музеев, библиотек и т.д. С другой стороны, Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена только на обучающихся I ступени обучения (1-4 классы), т. е. разработана для узкой группы обучающихся образовательного пространства.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания реализуется по нескольким направлениям:


  • воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

  • воспитание нравственных чувств и этического сознания;

  • воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

  • формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

  • воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;

  • воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Каждое направление содержит цель, задачи, соответствующую систему базовых ценностей, особенности организации содержания . По каждому направлению приведены виды деятельности и формы занятий с обучающимися, определены условия совместной деятельности школы с семьями обучающихся, с общественными институтами по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, обозначены планируемые результаты, представлены пути реализации данного направления.

Данная программа является документом, определяющим воспитательную деятельность начальной школы.


2. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Воспитание – это процесс принятия человеком важных правил и идей (ценностей), которые определяют поведение человека в обществе на разных ступенях его развития. В педагогическом смысле воспитание – целенаправленный процесс, осознаваемый и педагогом, и учащимися. Таким образом, цель духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должна отражать нравственный портрет идеально воспитанного младшего школьника :


  • любящий свой край и свою Родину;

  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

  • соблюдающий нормы и правила общения;

  • проявляющий уважение и терпимость к чужому мнению;

  • умеющий грамотно разрешать конфликты в общении;

  • любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

  • умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;

  • обладающий основами коммуникативной культуры (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);

  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

  • честный и справедливый;

  • творящий и оберегающий красоту мира;

  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;

  • выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

На основе портрета идеально воспитанного учащегося формулируется цель духовно-нравственного развития и воспитания - воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Задачи духовно-нравственного воспитания определены по направлениям, которые образно отражают цели развития духовного мира школьников общего начального образования.

1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:



  • представления о символах государства - Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;




  • ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;

  • начальные представления о народах России , об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны ;

  • элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;

  • интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, своей области, города.

  • стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего города;

  • любовь к образовательному учреждению, своему городу, народу, России;



2) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:


  • первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования,

  • первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

  • уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

  • элементарные представления об основных профессиях;

  • ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;

  • элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

  • первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

  • умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

  • умение соблюдать порядок на рабочем месте;

  • бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

  • отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.
3) Воспитание нравственных чувств и этического сознания :

  • первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;

  • различение хороших и плохих поступков;

  • представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;

  • элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;

  • уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

  • установление дружеских взаимоотношений в коллективе , основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

  • бережное, гуманное отношение ко всему живому;

  • знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;

  • стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;

  • представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

  • отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:


  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;

  • элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);

  • элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;

  • понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

  • знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

  • интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях ;

  • первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;

  • первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

  • отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.

5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде:


  • развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

  • ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

  • элементарный опыт природоохранительной деятельности;

  • бережное отношение к растениям и животным.

6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях:


  • представления о душевной и физической красоте человека;

  • формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;

  • интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

  • интерес к занятиям художественным творчеством;

  • стремление к опрятному внешнему виду;

  • отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

3. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:

патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству;

гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

человечность (принятие и уважение многообразия культур и народов мира, равенство и независимость народов и государств мира, международное сотрудничество);

честь;

достоинство;

свобода (личная и национальная);

доверие (к людям, институтам государства и гражданского общества);

семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

любовь (к близким, друзьям, школе и действия во благо их, даже вопреки собственным интересам);

дружба;

здоровье (физическое и душевное, психологическое, нравственное, личное, близких и общества, здоровый образ жизни);

труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);

Процесс перехода базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.


4. Основные направления, ценностные основы и содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Реализация программы духовно-нравственного развития и воспитания предполагает создание соответствующего механизма, основными элементами которого являются принципы воспитания :

1. Принцип соразмерности ориентированного и ценностно-ориентированного подхода в воспитании;

2. Принцип совместной жизнедеятельности детей и взрослых (педагогика сотрудничества, сотворчества, соучастия, сопереживания, события);

3. Принцип следования нравственному примеру.

4. Принцип соразмерности индивидуальной и коллективной направленности воспитания;

5. Принцип соразмерности внешнего управления и самодеятельности в воспитании.

В основе нравственного уклада школьной жизни лежат три подхода: аксиологический, системно-деятельностный, развивающий.

Аксиологический подход.

Аксиологический подход является определяющим для всего уклада школьной жизни. Сам этот уклад должен быть социальной, культурной, личностной ценностью для младших школьников, педагогов и родителей.

Аксиологический подход в воспитании утверждает человека как носителя базовых национальных ценностей, как высшую ценность, способную к принятию и внесению в мир абсолютных ценностей. Он позволяет выстроить на прочных нравственных основах уклад жизни младшего школьника.

Системно-деятельностный подход .

Этот подход является определяющим для основной образовательной программы начального общего образования.

Системно-деятельностный подход выступает методологической основой организации уклада школьной жизни. Также он позволяет понять, что представляют собой воспитание и социализация в структурно-методологическом плане. Это метадеятельность, педагогически интегрирующая различные виды деятельности, в которые объективно включен младший школьник посредством усвоения идеалов, ценностей, нравственных установок, моральных норм. Таким образом, достигается согласование аксиологического и системно-деятельностного подходов к организации пространства духовно-нравственного развития младшего школьника.

Развивающий подход.

Он дает принципиальное понимание системно-деятельностной многоукладной технологии духовно-нравственного развития обучающегося.

Процесс воспитания и социализации технологически начинается с определенной ценности (знания о ценности) и в ней же получает свое относительное завершение, но уже как в реально действующем и смыслообразующем мотиве поведения ребенка. В сознательном принятии определенной ценности, в движении от знания к личностной нравственной установке и готовности действовать в согласии с ней заключен развивающий характер воспитания и социализации. Для достижения развивающего эффекта ценности должны быть понимаемы (как минимум узнаваемы, знаемы) и принимаемы (применимы ребенком как минимум в одной практической ситуации).

Содержание:


  • элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;

  • представления о символах государства - Флаге, Гербе России, о государственных символах Иркутской области, города Братска, школы;

  • элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

  • элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;

  • элементарные представления о правах и обязанностях, регламентированных Уставом школы, Правилами для обучающихся;

  • интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

  • ценностное отношение к своему национальному языку и культуре, как государственному, языку межнационального общения;

  • начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

  • элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России, и её народах;

  • интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, и своего края, города;

  • стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего края, своей страны;

  • уважение к образовательному учреждению, своему городу, области, народу России;

  • уважение к защитникам Родины;

  • умение отвечать за свои поступки;

  • негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское обществ; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
Виды деятельности:

Содержание

Формы воспитательной деятельности

Получение первоначальных представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой - Гербом, Флагом Российской Федерации, государственными символами Иркутской области, города Братска.

Плакаты, картины, беседы, чтение книг, изучение предметов, предусмотренных базисным учебным планом

Ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина.

Беседы, экскурсии, просмотр кинофильмов, путешествия по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания, изучения основных и вариативных учебных дисциплин.

Ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России.

Беседы, сюжетно-ролевые игры, просмотр кинофильмов, творческие конкурсы, фестивали, праздники, познавательно-развлекательные мероприятия, экскурсии, путешествия, туристско-краеведческие экспедиции, изучение вариативных учебных дисциплин.

Знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников.

Беседы, проведение классных часов, просмотр учебных фильмов, участие в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным праздникам.

Знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина.

В процессе посильного участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями.

Проведение бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, подготовка и проведение игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими, проектная деятельность.



Получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми - представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни.

Беседы, народные игры, организация и проведение национально-культурных праздников.

Встречи и беседы с выпускниками лицея, ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.



Развитие школьного самоуправления, в начальной школе «соуправления».

Участие в детских организациях , организация органов классного самоуправления, общешкольной структуры; совместное планирование работы, фестивали, школы актива, встречи с интересными людьми, круглые столы, игры, КТД.
Главная > Программа

ПРОГРАММА

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ

младших школьников

Программа духовно-нравственного развития и воспитания создана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития ОС «Школа 2100» (авторы Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, О.В. Чиндилова, Т.Д. Шапошникова), и Программы развития МОУ СОШ с. Бычиха Хабаровского муниципального района Хабаровского края. Программа – это документ максимально практический. Его предназначение – помочь педагогу в реализации воспитательного процесса, т.е. действий, направленных на развитие личности ученика, его внутреннего мира. Повышение качества жизни населения, повышение социальной устойчивости и справедливости в обществе не могут быть достигнуты лишь экономическими методами. Одним из важнейших ресурсов в данном вопросе является возрождение национального самосознания и сохранение национальной идентичности, духовных и нравственных ценностей, без которых невозможна стабильность социальной жизни общества. Ведь не секрет, что для сегодняшнего российского общества характерно наличие таких негативных явлений как отсутствие нравственных ориентиров и согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, недостаточное уважение к родному языку, самобытной культуре своего народа. В современном обществе возрастает роль так называемого «человеческого капитала», в связи с чем, необходимо пересмотреть взгляд на образование лишь как на инструмент достижения экономического процветания государства. Важнейшим ресурсом обеспечения«капитала» всегда являлось воспитание, образование и просвещение,которые позволяют в условиях информационной и технократической эпохи сохранять национальные исторические, культурные и духовно-нравственные традиции. Обеспечение духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни. Духовно – нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно – исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека. Развитие личности как гражданина России можно проследить по трем основным ступеням: 1) Духовно – нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. 2) Следующая ступень развития гражданина России – это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно – исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, края. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом». 3) Более высокой ступенью духовно – нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций своего народа. Важным этапом развития гражданского самосознания является укорененность в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации. Ступень российской гражданской идентичности – это высшая ступень процесса духовно – нравственного развития личности россиянина, его гражданского и патриотического воспитания . Школьное образование закладывает фундамент развития человеческой личности. Именно в школе закладываются основы патриотизма, верности долгу, позитивные моральные ценности, наряду с гуманистическим мировоззрением и навыками социальной толерантности. Это позволяет обществу, состоящему из граждански зрелых личностей, в дальнейшем добиваться больших успехов. Просвещение в дошкольном и младшем школьном возрасте немыслимо без освоения исторической, духовно-нравственной и региональной специфики российской культуры. Для успешного становления человека, его личности, необходимы глубокая взаимосвязь и взаимозависимость с малой родиной, на которой он живет. Малая родина – это, прежде всего люди, которые окружают ребенка (семья, школьный коллектив, педагоги, друзья, соседи), их отношения; природное, историческое и культурное своеобразие региона; культурно и экономически обусловленные способы жизни людей на данной территории. Просвещение неразрывно связано с чувством патриотизма, гордости за свою Родину, что, в свою очередь, невозможно без знания истории государства российского и его символов. Именно через специфику народной культуры следует выстраивать систему воспитания и образования. Важнейшим фактором воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста является взаимодействие образовательного учреждения и семьи. Сегодня школа часто сталкивается с тем, что желание привлечь родителей к совместному образовательному и воспитательному процессу не находит ответа со стороны родителей. Несомненно, что изменение сложившейся ситуации должно стать одним из элементов общественного просвещения. Настоящая программа определяет основные направления и системообразующие принципы воспитательной работы школы, как инновационного образовательного учебного заведения, реализующего наряду с общеобразовательными программами Министерства образования России, программы дополнительного образования эколого-эстетического направления, комплексно влияющих на изменение философских оснований школы, принципиально меняющих характер педагогических отношений, содержание и формы организации жизни и работы учителя и ученика. Данная программа, ориентируясь на программу развития образовательного учреждения «Российская школа – школа гуманизма, гармонии и красоты», направлена на достижение главной цели – воспитать человека-творца с развитой индивидуальностью, богатыми духовными интересами и запросами, способного понимать и принимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями соотечественников, способного к творческому труду в любом виде деятельности в новых рыночных условиях общественного и индивидуального производства. И реализация Программы развития школы и опытно-экспериментальная работа в статусе краевой экспериментальной площадки по теме: «Интеграция дополнительного и общего образования в условиях общеобразовательной школы» сориентированы на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Полученный опыт показал, что данное направление выбрано верно, и работу по внедрению этих программ необходимо проводить дальше. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должны быть интегрированы в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную. Иными словами, необходима интегративность программ духовно-нравственного развития . Реализация таких направлений образовательно-воспитательного процесса в школе как «Я - эколог», « Я - гражданин», «Здравы будем!» дает прекрасную возможность в урочной деятельности - приобрести опыт учебного взаимодействия (знания о ценностях, оценка и выбор поступков); во внеклассной – приобрести опыт творческого поведения (участие в культурных событиях, культурные практики); во внешкольной - приобрести опыт гражданского поведения (социальные практики, решение общественно - значимых задач). Таким образом,основной целью настоящей программы является - воспитание, социально – педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Целевые ориентации:

    возрождение традиций русской культуры воспитания, включение учащихся в этнокультурную традицию как ее носителей и продолжателей; создание системы, основанной на глубоком освоении богатейшего культурного наследия России, повышение уровня знаний школьников о России и одновременно приобщение к лучшим достижениям мировой цивилизации; пробуждение русского национального самосознания, русского национального духовного характера, глубинными чертами которого являются:
- идея единения и согласия, гармония народного бытия («лад», «мир»); - идея великой Русской земли; - ощущение исторического долга и преемственности поколений, служение государству, народу; - идея семьи, в которой сливаются мысли и чувства о народе, долге, верности, духовной крепости и чистоте человеческих помыслов;
    развитие эколого-гуманистического мировоззрения.
На достижение вышеобозначенной цели направлено решение следующих задач :
    воспитание нравственных чувств и этического сознания; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни; воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание); воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Образовательное учреждение в своей деятельности руководствуется принципами : - гуманизма и демократии; - приоритетом общечеловеческих ценностей; - светскости образования, его общедоступности и открытости; - учетом интересов самого ребенка и его семьи. Воспитание молодого поколения – это слишком серьезное дело. Оно должно базироваться на постоянных, непреходящих, так называемых базовых ценностях , хранимых в социально – исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемых от поколения к поколению и обеспечивающих успешное развитие страны в современных условиях. К ним относятся: патриотизм – любовь к России, своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству; социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества. Справедливость, милосердие, честь, достоинство; гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания; семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода; труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость; наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира; традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога; искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие; природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание; человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество. Все они лежат в основе целостного пространства духовно – нравственного развития и воспитания школьников, т.е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся. Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов – участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая детско – юношеские движения и организации, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религиозных объединений. Для работы в этом направлении очень важно осознавать, что базовые ценности постепенно входят в духовный мир человека на протяжении всей его жизни. Но уже в начальной школе, ребенок имеет определенный жизненный опыт и свое представление о мире (сказочном), где все люди делятся на плохих и хороших, и что на любые вопросы есть «правильные» ответы. Став школьником, он начинает понимать, что жизнь гораздо сложнее и противоречивее, что в ней постоянно встречаются ситуации, требующие самостоятельного принятия решения на основе порой непростого нравственного выбора между разным пониманием добра и зла. Каждый человек делает этот выбор сам и не существует готовых единственно правильных решений, и замечательно, если совесть, как развивающееся нравственное сознание, способна будет оказывать влияние на выбор того или иного решения. Обозначить эти проблемы в начальной школе можно, а вот научиться самостоятельно решать их большинство младших школьников не в состоянии. Это задача следующих ступеней развития личности. Для развития и воспитания младших школьников в образовательной системе «ШКОЛА 2100», для организации целостного пространства духовно – нравственного развития и воспитания школьников, т.е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся на основе базовых ценностей, нами определены следующие шаги:
    сформировать представление о базовых национальных ценностях; помочь привести в систему свои взгляды на мир, свое отношение к нему; сориентировать ребенка на необходимость выбора; помочь маленькому человеку самостоятельно делать выбор, опираясь на совесть, как развивающееся нравственное сознание; помочь ребенку принять конкретное правило, идею (ценность), собственный опыт, как важное основание при выборе поступка.
Поскольку человека реально воспитывает сама жизнь, среда общения, а не отдельные школьные мероприятия, то многие воспитательные шаги спланировать невозможно. Осмысление ценности может предшествовать практике, а может произойти и значительно позже. Так, например, далеко не каждый школьник может сформулировать, что такое справедливость, но регулярно использует суть этого понятия в отношениях с другими, заявляя: «это несправедливо» или «так будет справедливо». Большинство добрых дел, составляющих процесс воспитания, возникает на уроках, переменах, на школьном дворе спонтанно. Важно, чтобы у учителя изначально была установка на доброе отношение к детям, отказ от позиции «наказывающего наставника» и переход в позицию «доброго помощника», который терпеливо реагирует на возникающие ситуации, помогает детям осмысливать и принимать важные идеи и правила поведения (духовные ценности). И главное – это положительный личный пример учителя, а не нотации и наказания. Только таким образом можно строить с учениками партнёрские отношения , основанные на равенстве сторон и на доверии друг другу. Это непростой личностный выбор педагога, но только он, на наш взгляд, может способствовать подлинному каждодневному нравственному воспитанию личности. В то же время вполне поддаётся планированию та часть «добрых дел», которые принято называть системой воспитательных мероприятий (праздники, экскурсии, классные часы, специальные уроки и т.п.), которые нельзя планировать ради «галочки» в отчёте или только ради информирования ребят о каких-то ценностях. Все эти мероприятия можно использовать для таких важных педагогических действий как:
    моделирование ситуаций, требующих нравственного выбора, когда следование понятным идеям и правилам противоречит обстоятельствам, другим правилам, собственным интересам и т.п. Лишь сознательно моделируя такие ситуации, мы можем планировать то, как будем помогать ребятам делать нравственный выбор, искать выход из затруднительной ситуации. Например, рассаживая ребят для групповой работы, мы можем определить двух лидеров в одну команду, провоцируя определённый конфликт, чтобы в ходе работы помочь ребятам найти выход из таких ситуаций, соблюдая правила вежливости. Или же, отправляясь на экскурсию в музей, можно деликатно предложить любителю граффити сравнить свои произведения с творениями мастеров. Однако сделать это не для того, чтобы унизить или высмеять школьника, а так, чтобы он сам постарался найти общее и различное – увидел бы конфликт между низким и высоким представлением о творчестве. Либо, анализируя какой-либо кинофильм (видеофильм), тактично обратить внимание на речь героя, использующего грубую лексику, предоставить ученику возможность самому найти нравственное решение подобной речевой ситуации (проблемы). осуществление совместно с детьми рефлексии ситуации, то есть обсуждение и осмысливание действий после их завершения. Здесь помимо разговора о том, что получилось хорошо, а что плохо, необходимо также предлагать ребятам формулировать вывод – как стоит вести себя в дальнейшем. Тогда вместо чтения нотации о правильном поведении мы получим от ребят самостоятельно сформулированную нравственную норму. А то правило, которое придумал и принял сам, исполнять значительно проще и приятнее.
Всё многообразие добрых дел, которые могут происходить в школе, традиционно разделяют на три официальных вида деятельности. 1) Урочная деятельность ценностные знания и опыт, приобретаемые в рамках учебной деятельности. Здесь осмысление ценностей («на словах») происходит при решении нравственно-оценочных заданий по литературному чтению, окружающему миру и другим предметам, имеющим личностные линии развития. Проявление же ценностей «на деле» обеспечивается активными образовательными технологиями, требующими коллективного взаимодействия. 2) Внеурочная деятельность – ценностные знания и опыт, приобретаемые учениками в ходе участия в специально организованных беседах, классных часах, праздниках, экскурсиях, театральных представлениях, работе кружков и т.д. 3) Внешкольная деятельность – начальный гражданский опыт, приобретаемый в процессе решения реальных общественно значимых задач или их моделей (добровольное сознательное участие в озеленении своего двора, создании книги памяти своего района и т.п.). Если не попытаться согласовать жизнь ученика в стенах школы с тем, что происходит за её пределами, то большинство воспитательных усилий педагогов будут потрачены впустую. Конечно, никакому образовательному учреждению не под силу изменить всё современное общество. Однако школа может стать культурным центром определённой микросреды. Для этого в рамках той же «внешкольной деятельности» необходимо сделать как минимум два усилия. Во-первых, выстроить конструктивную и регулярную работу с родителями (семьями). В начальной школе родители, как правило, готовы активно участвовать в жизни детей, по крайней мере, интересуются ею. Здесь важно соблюсти золотую середину: не отгораживаться от родителей «режимом посещения школы», разумно и избирательно относиться к возможным предложениям с их стороны. Важно, как и с учениками, начать выстраивать с родителями партнёрские отношения – формулировать взаимные интересы, договариваться и реализовывать эти договоренности, так, чтобы родители захотели добровольно участвовать в жизни класса, школы, чтобы они чувствовали, что школа – это не камера хранения и не инкубатор, а среда для жизни их детей. Эта среда в идеале должна быть не менее комфортной и уютной, чем семейный дом, а в ситуации с трудными семьями – становиться образцом правильного отношения к детям. Для этого недостаточно проводить родительские собрания, а нужно устраивать совместные добрые дела : сообща с детьми и родителями готовить праздники, организовывать пространство класса, но только на основе добровольного участия родителей. В этих рамках вполне можно и нужно вести педагогическое просвещение родителей учеников – объяснять им цель и смысл нового развивающего подхода к образованию – обучению и воспитанию. Во-вторых, организовать взаимодействие школы с культурными и общественными организациями. В каждом регионе, районе, населённом пункте могут найтись такие центры, которые способны помочь духовно-нравственному воспитанию школьников, связать школу с реальной жизнью. Педагог, учитывая интересы учащихся своего класса, может наладить связь с центрами, домами творчества, клубами, воскресными школами и т.д. для проведения совместных добрых дел, которые впоследствии могут являться основой каких-либо проектов, создаваемых учеником вместе с родителями. Например, проекты «Первые поселенцы села – мои предки», «Моя родословная», «Реликвии нашей семьи» и др. Основными партнерами школы являются:
    Хабаровский краевой благотворительный общественный фонд культуры; Дальневосточный Государственный гуманитарный Университет – факультет изобразительных искусств и дизайна; Большехехцирский Государственный природный заповедник; Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко»; Администрация сельского поселения села Бычиха; Хабаровский Союз Обществ Дружбы; Хабаровская ЕПАРХИЯ; Детские дома г.Хабаровска; Творческий центр «Ладъ»; Журнал «Словесница искусств»; Федерация туристского многоборья, Федерация гребного слалома, Краевой детский центр туризма и экскурсий, центр «Грань», спелеоклуб «Тигрис».
Формы взаимодействия с социальными партнерами , обеспечивающие нравственное развитие, воспитание и качество подготовки учащихся школы.
Основные партнеры Формы взаимодействия
1. Хабаровский краевой благотворительный общественный фонд культуры Знакомство с русским искусством и культурой (выставки, фестивали, конкурсы, концерты), организация и проведение культурно – образовательных программ, реализация детских благотворительных программ и праздников, информационно – просветительская деятельность, проведение мастер – классов.
2. Дальневосточный Государственный гуманитарный Университет – факультет изобразительных искусств и дизайна Совместные культурно – образовательные программы, совместное участие в выставках и фестивалях, деятельность Международной детской художественной школы «Синяя птица», организация и проведение профессиональных практик студентов, участие в грантовых программах «Возвращение Жар – птицы», «Здравствуйте, гости дорогие!».
3. Большехехцирский государственный природный заповедник Экологическое образование, знакомство с уникальной дальневосточной природой (беседы, лекции, экскурсии), профилактика пагубного влияния деятельности человека, защита природоохранных территорий (зеленый десант, совместные акции, плакаты, листовки), участие в экологических праздниках, фестивалях, выставках, конкурсах, совместных проектах и программах «Живи, родник», «День Земли», «Праздник птиц».
4. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» Реализация развивающих воспитательно – образовательных программ дополнительного образования, участие в совместных проектных программах «Здравствуйте, гости дорогие!», «Ладушки», грантовых проектах, информационно – просветительская деятельность.
5. Администрация сельского поселения с. Бычиха Деловое партнерство, организация и проведение сельских праздников, фестивалей, концертов, совместное участие в социальных проектах (в т.ч. грантовых), создание эскизных проектов украшения и оформления села, благоустройство села.
6. Хабаровский Союз Обществ Дружбы Организация и проведение приемов, мастер – классов в рамках совместных программ «Здравствуйте, гости дорогие!», «Добро пожаловать!», информационно – просветительская деятельность.
7. Хабаровская ЕПАРХИЯ Создание и реализация программы духовно – нравственного воспитания детей и молодежи «Моя Святая Русь», участие в выставках, фестивалях, информационно – просветительская работа, творческие связи с воскресной школой Храма святителя Иннокентия Иркутского, Духовной семинарией.
8. Детские дома г.Хабаровска Организация и проведение культурно – образовательных программ, концертов, выставок, информационно – просветительская деятельность, проведение мастер – классов.
9. Творческий центр «Ладъ» Реализация культурно – образовательных программ, организация и проведение выставок, фестивалей, мастер – классов, информационно – просветительская деятельность.
10. Журнал «Словесница искусств» Освещение информационно – просветительской деятельности, совместные статьи по проблемам культурного образования, совместное участие в различных проектах.
11. Федерация туристского многоборья, Федерация гребного слалома, Краевой детский центр туризма и экскурсий, центр «Грань», спелеоклуб «Тигрис» Участие в чемпионатах, соревнованиях, спартакиадах, слетах, спортивных сборах, походах, реализация совместных программ и грантовых проектов «Здравы будем!».
  1. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы с. Куратово, 2011 г

    Программа
  2. Программа по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников 2010 -2011год

    Программа

    Нормативно-правовой и документальной основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный государственный

  3. Программа духовно-нравственного развития и воспитания (1)

    Программа

    Программа духовно-нравственного развития и воспитания создана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта и Концепции духовно-нравственного воспитания и развития ОС «Перспектива»

  4. Примерная программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

    Примерная программа
  5. 6. Примерная программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

    Примерная программа

    Нормативно-правовой и документальной основой Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция

I. Обоснование необходимости создания программы воспитания нравственного поведения учащихся 1 (2) класса

Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, – значит, вырастить угрозу для общества.

Теодор Рузвельт

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Модернизация системы общего образования нацелена на формирование нового образовательного пространства, которое позволит обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, подготовку обучающегося к жизненному самоопределению, самостоятельному выбору в пользу гуманистических идеалов.
Что нужно понимать под нравственным воспитанием ребёнка ? Говоря о нравственном воспитании, необходимо отчётливо представлять себе, что жизнь и общество вкладывают в понятие «нравственность». В словаре Ожегова нравственность – это «правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, проявляющихся в его поведении, поступках».
Наше общество нуждается в подготовке широкообразованных, высоконравственных людей. К.Д.Ушинский говорил: «Нравственное влияние составляет главную задачу воспитания». Младшему школьнику необходимо получить информацию о нормах поведения в современном обществе, иметь представление о последствиях их нарушения или неправильного поведения. Вот почему воспитание общечеловеческих ценностей у детей – одно из значимых направлений в современной педагогике.

Наблюдения, проводимые в прошлом учебном году, за поведением детей своего класса, их манерой общения друг с другом, с родителями, учителями подвели меня к неутешительному выводу: уровень нравственной воспитанности моих учеников низкий. Дети не знают, соответственно, не соблюдают, элементарных норм поведения в обществе, недостаточно грамотны, не владеют культурой общения со сверстниками и старшими, часто конфликтуют, не понимают и не принимают требований учителей и родителей. Нравственные потребности не даются человеку от природы, их необходимо воспитывать. Поэтому приоритетным направлением в этом учебном году стало воспитание нравственного поведения учащихся 1 (2) класса.

II. Концептуальные идеи программы

Главная цель: создать условия для воспитания и развития личностных качеств учащихся, предполагающих соблюдение правил этикета, умение общаться и взаимодействовать с другими людьми.

Задачи воспитательной работы в 1 (2) классе на 2009-2010 уч.год:

  1. Организовать работу по дальнейшему сплочению учащихся класса и формированию детского школьного коллектива (вовлечение всех детей в классные дела, участие в общешкольных мероприятиях, проведение бесед, выездных экскурсий) .
  2. Оказать помощь вновь прибывшим учащимся (адаптироваться в классном коллективе).
  3. Проводить систематическую работу по изучению норм поведения в школе, в семье, в общественных местах (проведение классных часов и инструктажей, соблюдение правил и норм поведения в школе и вне её, соблюдение норм этикета, правила общения со сверстниками и взрослыми).
  4. Проводить профилактическую работу среди учащихся и родителей с целью предупреждения правонарушений в школе, на улице (инструктажи по правилам поведения в школе, по правилам дорожного движения, встречи с инспекторами ГИБДД, социальными педагогами, игры, викторины по ПДД, конкурсы рисунков).
  5. Воспитывать чувство уважения к людям любой профессии, бережное отношение к природе, к школьному имуществу, к личным вещам (проведение смотров, конкурсов, экскурсий в природу, бесед).
  6. Формировать у учащихся коммуникативную культуру.
  7. Проводить работу по налаживанию тесного сотрудничества с родителями учеников класса, привлекая их к проведению совместных праздников, выездных экскурсий, оказанию посильной помощи классному кабинету, школе, проведение родительских собраний.

Данная программа не предусматривает изменения в организации процесса обучения и воспитания. Воспитание нравственного поведения учащихся будет осуществляться через все направления работы: эстетическое и физическое, семейно-бытовое и экологическое, гражданско-патриотическое и интеллектуальное.

Воспитание нравственности связано с реализацией ряда принципов организации воспитательной работы в классе:

  1. Принцип доступности.
  2. Принцип активности.
  3. Принцип системности.
  4. Принцип сознательности.
  5. Условием эффективной реализации вышеперечисленных принципов является опора на принцип сотрудничества, делового партнёрства учащихся, учителей-предметников, классного руководителя, педагогов дополнительного образования, психолога, родителей.

III. Сроки программы

Сроки программы: 2009-2010 учебный год.

IV. Участники программы

Участники программы: учащиеся, классный руководитель, педагоги, работающие в классе, школьный психолог.

V. Прогнозируемый результат

  1. Учащиеся имеют представления об особенностях собственных психических процессов и учатся управлять ими.
  2. Учащиеся знают и умеют соблюдать нормы и правила поведения в школе, в семье, в общественных местах; владеют культурой общения.
  3. Осознание учащимися ценности воспитанности человека и её необходимости в современном обществе.
  4. Заинтересованность и активное участие родителей в воспитании нравственного поведения своих детей.

VI. Связи, устанавливаемые для реализации программы

Внутренние: педагоги, работающие в классе, школьный психолог.
Внешние: детская библиотека, музей, дворовый клуб «Вдохновение», дом детского творчества «Наследие», КСК «Геолог».

VII. Критерии результативности

  1. Соблюдение правил поведения в школе (на уроках, на переменах, в столовой), в общественных местах, в семье.
  2. Владение культурой общения со сверстниками, с взрослыми.
  3. Уровень удовлетворённости родителей нравственным поведением учащихся.

VIII. Показатели результативности

  1. Отсутствие нарушений правил поведения в школе (на уроках, на переменах, в столовой), в общественных местах, в семье.
  2. Высокий уровень коммуникативной культуры учащихся – умение работать в паре, минигруппе, коллективе, умение правильно общаться с взрослыми.
  3. Высокий уровень удовлетворённости родителей нравственным поведением учащихся.

IX. Диагностические средства

  1. Эффективность реализации программы нравственного воспитания учащихся 1 (2) класса отслеживается по результатам диагностических анкет:
  2. Методика А.М.Лутошкина «Какой у нас коллектив?»
  3. Методика Н.П.Капустина «Изучение уровня воспитанности учащихся»
  4. Методика неоконченного предложения (о классе).
  5. Анкетирование «Воспитанный ли я человек?»

X. Управление программой

Управление осуществляет классный руководитель. В основу программы положена коллективная деятельность учащихся, классного руководителя, родителей, педагогов-предметников, работающих в классе, школьного психолога. Координация усилий всех участников процесса воспитания обеспечивает системный подход.

XI. Деятельность по реализации программы нравственного воспитания учащихся 1(2) класса

  1. Классные часы на формирование представлений об этике.
  2. Психологические тренинги (на развитие коммуникативной культуры).
  3. Экскурсии: в музей, в цирк, в библиотеку, в природу.
  4. Работа с родителями (родительские собрания, классные семейные праздники).

XII . Ресурсы

Имеющиеся:

  • нормативно-правовая база: устав школы (выдержки), Конституция РФ, Конвенция о правах ребёнка , Закон РФ «Об образовании» Положение о родительском комитете ;
  • кадры (классный руководитель, школьный психолог, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, родители);
  • информационная литература;
  • объекты образования и культуры: дом детского творчества «Наследие», дворовый клуб «Вдохновение», детская библиотека, спортивные центры, музеи, кинотеатры ;
  • ТСО, ИКТ;
  • финансовые (спонсоры – родители учащихся).

Прогнозируемые: создание научно-методических материалов.

XIII. Циклограмма работы класса

Еженедельно Воспитательные беседы по правилам поведения в школе, в общественных местах, в транспорте.
Индивидуальная работа с учащимися, родителями.
Занятия в кружках, спортивных секциях.
Ежемесячно Классный час по этике.
Психологические тренинги.
Один раз в четверть Классные семейные праздники.
Родительские собрания.
Инструктажи по правилам поведения в школе, по ПДД, по правилам поведения в общественных местах.
Один раз в полугодие Занятия в доме детского творчества «Наследие».
Занятия в дворовом клубе «Вдохновение».
Диагностирование.
Один раз в год Экскурсии в музей, кинотеатр, библиотеку и др.

Тематика классных часов по этике (на год):

Я среди людей.
Кто я и как я выгляжу?
Я – личность.
Я и мои роли.
Добро и зло в сказках.
Отношение к старшим.
Отношение к учителю.
Товарищи и друзья.
Вежливость и этикет.

Тематика родительских собраний (на год):

Сентябрь – «Организация учебного процесса в 1 (2) классе. Требования к учащимся».
Октябрь (ноябрь) – «Воспитание норм поведения в семье».
Январь – «Детская агрессия».
Март – «Как вырастить ребёнка нравственным?»
Май – «Подводим итоги учебного года».

Литература :

  1. Дереклеева Н.И. «Новые родительские собрания: 1-4 классы». – М.: «ВАКО», 2007 г.
  2. Дереклеева Н.И. «Справочник классного руководителя: 1-4 классы. – М.: «ВАКО», 2007.
  3. Касаткина Н.А. «Форма взаимодействия учителя с родителями в начальной школе», Волгоград – Учитель, 2005 г.
  4. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие /Под ред. М.И.Рожкова. – М.:ВЛАДОС, 2006.
  5. Научно-практический журнал «Завуч начальной школы», №8, 2007 г., 2008 г.
  6. Научно-практический журнал «Классный руководитель». № 2, 4. 2007 г.
  7. Степанов Е.Н. «Воспитательный процесс: изучение эффективности». Методические рекомендации. Творческий центр «Сфера», Москва, 2001 г.
Поделиться: