Использование фольклора при формировании начал экологической культуры. Выступление из опыта работы на тему "использование фольклора в экологическом воспитании дошкольников"

Устное народное творчество – это словесное творчество народа, не записывающего своего сочинения, а устно (из уст в уста) передающего его из поколения в поколение. Авторы устного творчества – народ, анне отдельные личности.

Потребность в легком запоминании, передаче и устном хранении в памяти заставила слагать словесные формы в легких рифмах, ритмах и органично соединять их с музыкой и пением. (Безрукова. Основы…),

Основные признаки устного народного творчества: устная форма существования и вариативность, многократное исполнение сказок, песен, былин и т.п. различными исполнителями (сказителями).

Якутский народ на протяжении всей своей истории создавал и продолжает в новых условиях творить разнообразные произве­дения фольклора. Широкое распространение получили богатыр­ский эпос - олонхо, народные песни - ырыалар, сказки - кэпсээн и остуоруйа, исторические предания - былыргы сэһэннэр, представляющие собой своеобразную устную летопись минувше­го, скороговорки - чабыргах, загадки - таабырыннар, послови­цы и поговорки - өс хоһоонноро. В прошлом бытовали мифоло­гические сказания о происхождении земли, растительного и жи­вотного мира, человека. Была развита обрядовая поэзия алгысы, т. е. заговоры и заклинания, а также шаманский фольклор - ойуун тойуга. Все эти произведения в образной форме воссозда­ют историческую, трудовую и социальную жизнь якутского наро­да, выражают его мировоззрение и эстетическое отношение к действительности.

Фольклор сохранил нам песни, которые пел якутский народ веками. В длинных бытовых песнях раскрывается по­вседневная жизнь и быт народа. В этих песнях жизнь людей описывается своеобразно: путем описания «жизни и деятель­ности» предметов быта (например, веника), рабочего скота и пр.

Олонхо - общее название героического эпоса якутов, со­стоящего из множества больших сказаний. Средний размер их 10-15 тысяч стихотворных строк. Крупные олонхо дохо­дят до 20 и более тысяч стихотворных строк. Путем конта­минации различных сюжетов якутские олонхосуты (сказите­ли олонхо) в прошлом создавали еще более крупные олонхо, но они остались незаписанными.

Истоки якутского олонхо восходят еще к тем временам, когда предки яку­тов жили на своей прежней родине и тесно общались с древними предками тюрко-монгольских народов Алтая и Саян. Об этом говорит общность сюжета олонхо с сюжетом эпоса этих народов, сходство в строе языка и лексике. В связи со сказанным необходимо отметить, что одной из главных черт олонхо как жанра является его своеобразный историзм. Олонхо задумано, создано и подается как своеобразная история всего племени человеческого, в самом широком смысле этого слова - всего человеческого общества. Как рассказывают народные предания, их предки обитали далеко на юге, в степных просторах. По предположению ученых, они жили в Прибайкалье, по соседству с тюркскими, монгольскими и тунгусо-маньчжурскими племенами.



Если олонхо зародилось на юге, то там же могли взять свое начало и другие жанры народного творчества - сказки, обрядовая поэзия, пословицы и поговорки. Об этом свидетельствует сохранившееся до нашего времени сходство отдельных мотивов, иногда и целых произведений якутов с произведениями сибирских тюрок и монголов. Так же много сходного в мифологии, религиозных представлениях, отчасти в шаманском культе. Якутский героический эпос – Олонхо, включен ЮНЕСКО в список мировых шедевров устного и нематериального наследия человечества с 2005 года.

Развитие цивилизации изменило не только окружающую среду, но и характер духовного мира человека. Понятия красоты, доброжелательности, участия, сопереживания становятся исключением, а не нормой жизни. Духовное оскудение человека привело к его отчуждению от природы. Всё это обусловливает переосмысление многих представлений о человеке, обществе, культуре, природе, окружающей среде как системе жизни человечества и требует воспитания «нового» человека, становления экологической культуры личности и общества.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.



В устном народном творчестве сохранились особенные черты характера народа, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, трудолюбии. Знакомя детей дошкольного возраста с устным народным творчеством, мы приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям.

Обращение к родникам устного народного творчества существенно повышает воспитательный потенциал экологического образования, что становится важным фактором, в результате которого повышается эффективность формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста. Кроме этого, использование прибауток, скороговорок, пословиц на любом занятии – это поддержание хорошего настроения, радостного чувства в коллективе, средство удовлетворения потребности детей в творчестве.

В настоящее время существует необходимость формировать правильное экологическое мышление и поведение в раннем дошкольном возрасте. Специфика экологических знаний состоит в том, что они базируются на системе знаний из многих наук. Дети должны усвоить, в общем, весьма «сухое» научное знание, которое составляет ядро экологии. И здесь на помощь приходит народная педагогика, устное народное творчество. Новизна опыта в том, что экологические знания, содержащиеся в фольклоре, доводятся до детей в доступной форме: в форме повествования, кратких афористических изречений, игры. Яркие образные поучения легко запоминаются детьми. На чувственном уровне дети получают представления об универсальности.

Экология в этносе занимает особое место среди разнообразных средств формирования экологической культуры, которая раскрывается в традициях бережного отношения к окружающему миру и передаётся из поколения в поколение через разные элементы культуры – мифологию, религию, творчество.

Народная экологическая культура, как определенный комплекс знаний, умений и навыков, накапливалась по крупицам, веками тщательно отбиралась, систематизировалась и надёжно закреплялась в обычаях, традициях, обрядах, стереотипе поведения, в не писаных законах и правилах взаимоотношениях с природой. Народный экологический опыт представляет собой огромный педагогический интерес, так как без него трудно выжить не только среди дикой, суровой, но и окультуренной природы.

В последнее время наблюдается повышение интереса к этнопедагогическим исследованиям, в том числе и касающихся различных вопросов формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста. Это связано и с осознанием обществом преемственности национальной и общечеловеческой духовной культуры.

Издавна бытующие в народе экологические ценности формируют строгие экологические нормы, воплощённые в педагогические идеи, традиции, обычаи. Устное народное творчество располагает огромным количеством экологического материала, не исчерпавшего своих воспитательных возможностей и потенциала. Многовековой опыт народа – сокровищница народной культуры, народной экологии. Л.Т.Ионин писал: «Уничтожьте традицию, и вы лишите социальный организм его защитного покрова и обречете его на медленный, но неизбежный процесс умирания».

И по сей день бессмертными являются средства устного народного творчества: песни, сказки, загадки, пословицы и поговорки. Сила и красота народной души воплощена в фольклоре. В нём показано бережное отношение к природе, стремление человека познать окружающий мир.

Важное место отводится загадкам. Народные загадки – эффективное средство экологического воспитания школьников. Загадок много. Есть загадки-описания, загадки-вопросы, загадки-задачи. Все они носят обучающий, воспитывающий и развивающий характер.

В загадках содержится великолепный познавательный материал, обогащающий детей дошкольного возраста сведениями о представителях растительного и животного мира, углубляющий экологические представления и знания. В загадках сливается образность, поэтичность и взгляды народа на природу, её обитателей. Повседневные будничные предметы загадка делает удивительно интересными, далёкие и таинственные силы природы становятся более понятными и близкими.

Особое внимание уделяется пословицам, в которых заключена народная мудрость. Благодаря образности, завершенности мысли пословицы оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства детей. Утверждая высокие нравственные понятия, выверенные опытом поколений, они воспитывают честность, любовь к природе, труду. Этим и определяется их роль в экологическом воспитании.

Народная память хранит множество примет, которые являются народной наукой, так как являются своеобразной системой народных знаний о природе, её явлениях. В них зафиксированы причинно-следственные связи происходящих явлений и изменений в природной среде, осмысление которых способствует воспитанию мировоззренческого восприятия детьми.

Огромным воспитательным потенциалом обладают сказки. Народная сказка – это нравственный урок. Сказка ложь, да в ней намёк, добру молодцу урок. И эти уроки пронизывают всё сказочное наследие. В них содержится богатый материал о родной природе, животном и растительном мире. Ярко представлены в сказках и объекты неживой природы. Сказки в формировании экологической культуры детей дошкольного возраста играют особую роль, так как в них отражено бережное отношение народа к природе. Сказки, созданные народом, содействуют развитию эмоционально-эстетического отношения к природе, что в определённой степени служит преодолению потребительского подхода к ней.

Большой воспитательный потенциал и возможности в формировании экологической культуры детей дошкольного возраста имеют праздники, которые во всей полноте отразили взаимоотношения человека с природой. В них воплотились представления наших предков о природе, как продолжении самих себя, а о себе как об органичной части окружающего мира.

У каждого народа свои традиции общения с природой. Каждый народ бережно хранит экологические заветы предков. Наиболее ярко они выражены у предков якутского народа, в мировоззрении которого до сих пор сохраняется «очеловечивание» природы, ощущение её боли как своей собственной. Предки не владели научными знаниями, но имели колоссальный эмпирический опыт, умели наблюдать, чтили управляющие миром законы и приспосабливались к ним, ведь без этого они не смогли бы выжить, а особенно в наших климатических условиях Севера. Поэтому, кроме изучения русской культуры, в программу включено изучение культуры якутского народа: их традиций, праздников, обрядов, ведь в них содержится бесценный опыт общения с природой (ПРИЛОЖЕНИЕ). Включение в содержание программы произведений народного творчества позволяет разнообразить формы проведения занятий.

В традиционной культуре наших предков ребёнок с малых лет ощущал родство, единство с окружающим миром, понимал, что человек создан с окружающим миром по одним и тем же законам. Но, к сожалению, в настоящее время человек нарушил гармонию в отношении с окружающим миром, и это привело к страшным экологическим бедствиям. Исправить это человеку не возможно, т.к. он еще:

  • не осознает своё родство и связь с природным окружением, общим домом всех живых существ;
  • не откажется от устоявшихся стереотипов мышления, что в этом доме всё для него;
  • не избавится от беспечности и осознает ответственность за судьбу всего живого;
  • не овладеет новой стратегией гармоничных взаимоотношений с окружающим миром.

Поэтому важно основы экологической культуры закладывать и формировать в детстве. Дальнейшее отношение детей к природе во многом будет зависеть от того, насколько глубоко будут воспитаны у них эстетические и нравственные отношения к природным объектам.

Основными идеями в разнообразной деятельности человека должны стать:

Идея дома (от своего дома, малой родины к пониманию глобального мировосприятия – «Земля наш общий дом»);

Идея целостности и всеобщей взаимосвязи («всё связано со всем»);

Идея труда в преобразовании окружающей среды.

Дети изучают произведения устного народного творчества, знакомятся с народными приметами, которым отводится особое место в народном календаре, с праздниками и обрядами, связанными с поклонением солнцу, так много значившему для людей в древности. На занятиях также используются поверья о камнях, их культовой роли, о живительной силе воды, земли, народные загадки об объектах и явлениях природы, сказки, в которых Ярило-солнце, Весна-красна, Морозко олицетворяют природные явления, обладают собственными характерами.

С древних времён у разных народов складывалось культовое отношение к деревьям как воплощению непосредственной растительной силы. При изучении растений, как одного из царств живой природы, используются пословицы и поговорки, имеющие природоохранное содержание («Кто рубит леса, тот сушит места, гонит от полей тучи, готовит себе горя кучи; а кто лес сажает да сеет, тот влагу на полях имеет», «Одно дерево посадил, уже не зря жизнь прожил»), а также пословицы и поговорки, передающие многовековой опыт («Коси коса, пока роса, роса долой – и мы домой»). На занятиях дети знакомятся с традициями, связанными с растениями (Ивана Купала, Троица, Новый год). Особое внимание отводится символу нашей Родины – берёзе, о которой народом сложено множество произведений.

Образы зверей и птиц наполняют устное творчество всех народов мира. При изучении царства животных на занятиях используются и сказки, и пословицы с поговорками, и народные приметы, загадки. Важное место отводится сказкам с экологическим содержанием, в которых в образной форме рассказывается о взаимодействии организмов в природе, о разнообразных пищевых связях, нарушение которых грозит катастрофой всей жизни.

В нашем многонациональном городе праздники и обряды разных народов переплетаются и с одинаковым уважением, отмечаются и татарский сабантуй, и русская Масленица, и украинские колядки, и якутский ысыах. Поэтому на занятиях уделяется внимание и праздникам, которые во всей полноте отразили взаимоотношения человека с природой, раскрывают идею единства человеческого и природного начала, их общие корни, развивают эстетическое, доброе, бережное отношение к родной природе – тому общему, что объединяет всех нас независимо от национальной принадлежности.

Дети знакомятся и с устным творчеством народов Севера, которые и в настоящее время хранят экологические заветы и традиции предков. Это и посиделки, литературные гостиные, круглые столы, экскурсии, игры, викторины, праздники и др.

Используются и самые разнообразные методы – словесные, демонстрационные, практические. Дети не только знакомятся с предлагаемыми педагогом произведениями, но и сами учатся находить произведения на заданную тему, вовлекая в работу мам и пап, бабушек и дедушек.

При работе со сказками дети дошкольного возраста слушают чтение, смотрят видеофильмы, рисуют, иллюстрируют, собирают мозаику, сочиняют, фантазируют. Самые разнообразные виды задания используются и при работе с загадками. Природа сама по себе неиссякаемый источник тайн и загадок, а для растущего человека – в особенности. Для него загадки – это весь мир. Естественно, содержание загадки направленно на поиск ответа. Но чтобы ответить, надо вскрыть глубинную суть загадки. Отгадывание каждой загадки – это маленькое исследование.

При работе с загадками важно не ограничиваться только односложной загадкой, а привлекать внимание к целому ряду проблем, возникающих при знакомстве с содержанием загадки. И тогда мир природы с его законами и закономерностями становится исследовательской лабораторией маленьких почемучек. Дети и сами учатся составлять загадки, используя свои знания о конкретном объекте природы или явлении.

При работе с поговорками и пословицами дети не только учатся понимать и объяснять их глубинный смысл, но и учатся находить и сравнивать пословицы разных народов. Они учатся подбирать самую точную и меткую пословицу или поговорку, подходящую к той или иной ситуации, обогащая при этом не только свой багаж экологических знаний, но и словарный запас.

При изучении раздела о человеке как живом организме, его здоровье и способах его сохранения дети знакомятся с былинами о русских богатырях, традициями русской кухни, пословицами и поговорками («Держи живот в голоде, голову в холоде, а ноги в тепле», «Болен - лечись, а здоров - берегись», «Где здоровье, там и красота»). Устраиваются посиделки, где дети изучают традиции русского чаепития, целебные свойства наших трав.

Использование произведений народного творчества позволяет деятельность по изучению окружающего мира сделать творческой, желанной и интересной для ребёнка, развить его врождённый познавательный интерес. Стремление проникнуть в суть явлений, найти ответы на многочисленные «почему». В силу этого познавательная деятельность имеет больше возможностей для формирования интеллектуальных, эмоциональных и действенно-волевых качеств, создающих основы для ответственного и доброго отношения к среде своей жизни.

В необходимости повышения экологической культуры подрастающего поколения на современном этапе развития общества уже никто не сомневается. А использование для этого средств устного народного творчества способствует не только повышению экологической грамотности, присвоению того бесценного экологического опыта прошлых поколений, но и помогает привить чувство любви к Родине, гордости, приобщить к культурному наследию народа. Данный опыт работы даёт возможность:

Разнообразить методы и формы экологического воспитания;

Привлечь большое количество детей к изучению народной культуры;

Углубить эстетическое восприятие окружающего мира; воспитывать чувство патриотизма у детей с дошкольного возраста.

Изучение экологического опыта народа позволяет сформировать у ребёнка систему нравственных ценностей, новый взгляд на окружающий мир и своё место в нём.

Вывод. Реализация воспитательного потенциала устного народного творчества способствует эффективному формированию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в соответствии с их индивидуальными и личностными способностями и возможностями. Приобщение к экологическому опыту народа позволяет сформировать у ребёнка систему нравственных ценностей, новый взгляд на окружающий мир и своё место в нём. Таким образом, экологическая культура представляется нам как социально-значимое качество личности, формирующееся на основе активной познавательно-практической деятельности, общения.

Традиции воспитания экологической культуры бурятского народа.

Содержание:

    Введение

    Основы народного воспитания

    Традиции и обычаи семейного воспитания у бурят.

    1. Воспитание реальной жизнью

      Идеал воспитания

      Отношение к детям

      Культ предков, родителей

      Любовь к родным местам

      Трудовая деятельность

    Заключение

    Литература.

Народное педагогическое творчество представляет собой одну из важных сторон многовекового развития культуры всего человечества. Народные взгляды на воспитание формировались и утверждались в течение тысячелетий. Воспитание возникло вместе с появлением людей. Оно меняет формы и способы вместе с изменениями в человеческом обществе.

Идеи народной педагогики несут в себе художественно-образные, нравственно-этческие понятия и нормы. Практика показывает, что без могучих средств народного воспитания невозможно формирование полноценной личности.в современных условиях, когда идут бурные этносоциальные процессы, ярко просматривается объективное противоречиемежду фукциями образовательной системы: универсальной общечеловеческой миссиейи функцией передачи уникального этнокультурного наследия. Выполняя первую миссию,образование в основном становится способом просвещения индивида. А выполнение второй требует, чтобы образование стало механизмом развития культуры, формирования образа мира и человека в нем.

Исследователи этнической педагогики едины в том, что преемственная связь организационно-воспитательной работы с лучшими национальными традициями воспитанияи обучения детей придает всей педагогической деятельности необходимую стабильность, целостность, жизненность, обеспечивает её эффективность. Это подтверждает вывод, к которому пришёл в своё время ещё К.Д.Ушинский: « Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстактных идеях или заимствованных у другого народа.»

Поскольку национальные особенности характера, психологии носят социальный характер и формируются внебиологически, независимо от генетической наследственности, то социально-экономическое, общественно- политическое едиство, общая мировоззренческая основа способствует порождению общих для народов психических свойств. Национальная специфика обусловлена теми объективными условиями, в которых истлрически складывалась судьба народа. Национальные особенности формируютсяиз данного своеобразного жизненного материала, выражая те или иные стороны, грани действительности.

Каждая этническая группа, развиваясь веками в определенных географических, природно-климатических, социально-экономических условиях, имеет не только своеобразную производственную общность людей, но и присущие только ей быт, миропонимание, мышление. В.Г.Белинский подчёркивал, что «тайна национальности каждого народа заключается не в его одежде и кухне, а в его, так сказать, манере понимать вещи». Он придавал большое значение самобытности народа, котроая, по его мнению, состоит «в особенном, одному ему принадлежащем образе мыслей и взгядов на предметы, в религии, языке.и более в обычаях, которые играют едва ли не самую характерную черту оных».

Человек постоянно вступает в определённые отношения с окружающей средой, общественные компоненты которой являются результатом жизнедеятельности предшествующих поколений. Человек живёт, творит в этих условиях, усваивая и воспроиозводя в своей деятельности формы отношений, типичные и естественные для данных условий. Вся эта сложная система отношений человека со средой, с другой стороны, формирует в человеке определённые качества и черты, котроые в данной среде являются естественными, само собой разумеющимися.

В истории многовекового развития без официальной педагогики и школы народ умел по- своему воспитывать и обучать детей, прививая им качества, умения, навыки, необходимые в жизни. Один из основопалагающих принципов народной бурятской педагогической мысли – воспиание раельной жизнью. Веками и тысячелетиями складывалось такое естественное состояние жизни общества, когда родители, отправляясь на работу, брали с собой и детей, как правило, отцы – сыновей, матери – дочерей. И в процессе такого общения старшее поколение обучало и воспитывало подрастающее.

Особенно сильным и действенным средством воспитания у бурят являются национальные традиции и обычаи. Будучи общественным явлением они выступают в виде принципов, норм, правил, идеалов, который регламентируют жизнь человека. Так, коренные жители Сибири в работе с мальчиками с раннего возраста внушали им что они стать идеальными мужчинами. Идеальный мужчина – бурят должен обладать способностями: бороться, мастерить, плести кнут из восьми ремешков, плести треножник для коня, натягивать тетиву лука, быть наездником, охотиться, знать кузнечное дело, ударом руки ломать позвоночную кость скотины.

Таким образом, народная педагогика не только создаёт идеал, к которомц должен стремиться каждый, но и определяет важнейшее условие, позволяющее достигнуть цели: человек становится сильным, умным, храбрым, если он, пройдя суровую щколу жизни, преодолевает трудности, вырабатывает выносливость, настойчивость.

Вместе с тем воспитание самостоятельности, преодоления трудностей у детей совмещается с бережным отношением к ним, особенно в младенческие годы. Нердко бережное отношение к ребенку имело религиозное содержание. Считалось, что у каждого ребёнка есть покровительница – Заяши (душа, судьба). Полагали, что малыш, пока он не начал разговаривать, полностью принадлежал Заяши, которая ухаживала за ним, умывала его по утрам, отчего дети просыпаются всегда свеженькие и чистенькие. Если ребёнок во сне улыбается, считали, что с ним говорит Заяши, а если плачет, значит, Заяши отлучилась, и в это время его пугают злые духи. Считалось, что до 3 –х лет (по другим сведениям, до 8-ми) дети принадлежат Заяши, и они воплощают в себе нечто священное. Говорили, что в этом возрасте ребёнок подобен божеству, поэтому запрещалось его бранить, проноситьь над его головой что-либо грязное, осквернять, резать или отдавать кому-либо одежду. Считалось, что при плохом обращении с ребёнком его Заяши рассердится и отберёт ребёнка т.е. ребёнок умрёт.

В народе считаются с тем, что ребёнок из-за отсутствия жизненного опыта может допускать различного рода ошибки в поведении. За ошибки детей наказывают сурово, так как дети могут стать непослушными, упрямыми. И в лучших традициях воспитаниямного места занимают уговаривание, убеждение, переключение внимания и т.д. родители не ставят задачу добиваться в каждый момент конечного результата воспитания. Они постоянно внушают детям, чтобы они научились отличать правильное от неправильного, хорошее от плохого. Поэтому отношение к детям, особенно к маленьким, весьма терпеливое. Далее, другим фактором, регулирующим поведение ребёнка в бурятской семье является чувство стыда. С малых лет внушалась мысль о том, что в случае неправильного поведения не только над ним, но и над родителями, членами семьи будут смеяться люди.

Существует множество поговорок и пословиц у бурят на эту же тему: Воспитание детей надо начинать с детства их родителей.

Жеребёнк не седлай, а ребёнка не пугай!

Ребёнок на ласку отзывчив.

Воспитание лаской, а не тоской.

Пусти детей на волю – сам будешь в неволе.

Понукание – не воспитание!

Капризный в детстве – уродлив в старости.

Дитя, как тесто, как замесил – так и выросло.

Много народных традиций, обычаев, установок, регулирующих поведение детей, способствующих формированию положительных качеств личности у бурят. Среди них особое место занимают устойчивые традиции культа предков, старших, родителей. Люди спарведливо отличают, что человек, оторванный от своего народа, не впитавший его культуру, подобен дереву, которого лишили корней.

С рождения ребёнок знакомился со своей родословной. Бурятские дети должны были знать имена своих предков до 10-12 колена, знать откуда они родом, какого племени, рода. Знание про жизнь своих предков важно для того, чтобы ребёнок не терял своих корней, гордился своими родственниками, старался чтобы и родственники гордились им. Через это осуществляется связь поколений.

С давних времён дети приучались вежливо обращаться со старшими, не пререкаться, уступать им дорогу, не стоять спиной к ним. Дети никогда не видели ни пьяных, ни дебоширов и не слышали нецензурных, ругательных слов. За этим ревниво и строго следила община. Плохое отношение к родителям, ущемление их, тем более издевательство и глумление со стороны родных детей в народе рассматривалось как осквернение традиций и обычаев предков и вековых устоев общества. Такое непочтительное отношение детей к родителям считалось просто преступлением. Указания и замечания старших по возрасту, особенно пожилых, принимались и выполнялись беспрекословно. Младшие обращались к старшим только на «вы». В обыденной жизни очень строго соблюдался принцип старшинства по возрасту. Самое почётное место в доме отводилось старшему. Распитие спиртных напитков в присутствии старших категорически воспрещалось. Употребление водки пожилыми и старыми людьми с младшими, а тем более родителей с детьми, считалось позорным поступком. При этом пожилые люди выходили из доверия, теряли почёт и уважение в обществе. Был такой обычай: старика – инвалида или сироту содержали за счёт того рода, к которому он принадлежал. Неукоснительно выполнялись правила: Не смейся над престарелыми, сиротами. Старайся сделать что-нибудь доброе нищему, слепому, помоги ему. Обогрей замёрзших, накорми голодных, приюти бездомных. Не смеёся над чужой бедой. В старину человек начинал жизнь с понятия «сээр» и соблюдал его. «Сээр» - это гнев божественных духов, которые наказывают того или иного человека за нарушение порога «сээр». В зависимости от тяжести содеянного потомство могло быть наказано на много поколений вперёд. За «сээр» строго следили родовые шаманы. Виновного выносили на суд общественности, на совет старейшин рода, племени, где выносилось «клеймо родового проклятия».

Культ предков, родителей тесно связан с любовью к родным местам. Привязанность к родным местам у народов Сибири, вероятнее всего связана с тем, что жизнь их проходит в каждодневном общении с природой. С родными местами, с их неповторимой природой, растениями, животнымилюди связывали свои судьбы. Близкое, взаимно доброе отношение человека и природы породило много ценных личностных качеств у человека. Среди них самым ценным нужно считать бережное отношение к флоре и фауне, являющееся твёрдой основой для осуществления экологического воспитания. Считалось греховным осквернять огонь, воду (нельзя бросать мусор, грязь в огонь, плеватьв него, нельзя выливать в воду молоко, кровь или другое, загрязняющее её), т.к. этим можно вызвать гнев хозяев огня и воды. Или нельзя ломать деревья, ветки без нужды убивать зверей, считалось греховно даже громко разговаривать, смеяться, кричать в лесу. «Лес всем богат, но пользуясь его дарами, оставь часть своим детям, не бери сверх меры». «муравейники не разоряй – муравьи лесу силу дают». «Будь всегда добр с природой». Если приходилось рубить деревья, делали это в чаще леса, предварительно как бы спрашивая разрешения у хозяина леса на рубку. На месте срубленного дерева закапывали в землю шишки. Близлсть к природе и постоянная зависимость от неё способствовали у людей накоплению запаса знаний об окружающей их действительности. Всё это развивало у людей тонкую наблюдательность, исключительноую способность ориентироваться в степи, в тайге в любую погоду. Повадки и поведение животных, движение неьесных тел, изменения в растительном мире служили для бурят источноками разнообразных знаний.

Любовь к труду и людям труда – важнейшая заповедь народного воспитания. В бурятской семье старались воспитывать в детях с самых ранних лет трудолюбие, старательность, исполнительность. Это обучловлено было тем, что в суровых условиях Сибири без этих качеств нельзя было бы думать о нормальной жизни. В ситуации всеобщего труда воспитывается нетерпимое отношение к безделью и тунеядству, формируется бережливость, аккуратность. Принято с малых лет приучать мальчиков к «мужскому» труду, девочек – к «женскому». Так мальчиков приучали к пастьбе скота, охоте, руболовству, обработке земли, девочек – к обработе шкур, доению домашних животных, шитью одежды, пригтовлению пищи и др. соответственно мальчикам прививаются умения необходимые охотникам, рыболовам, земледельцам – мужество, правдивость, трудолюбие, преданность семье. А в девочках воспитываются черты, присущие будущей хозяйке, матери – женственность, ласковость, доброту, хозяйственность, скромность, гордость. Кроме того мальчики и девочки должны были уметь следить за собой, ухаживать за младшими, владеть навыками, связанными с традиционными отраслями народного хозяйства, знать повадки животных, их анатомию, лечить домашний скот.

От работы бежишь – в нужду попадёшь.

Стремись к лучшему, учись у лучших.

Взялся за дело- делай дело до конца.

Кто ходит, тому кость достаётся, кто лежит – своё потеряет.

Любишь мясо есть – лучше ухаживай за скотом.

Трудолюбивому – почёт, ленивому – насмешки.

Каков за конём уход – таков у коня ход.

У кого есть конь – тот быстр, у кого много овец – тот красив, у кого много коров – тот сыт.

Всякую работу хорошо делать в своё время.

Бурятское этнопедагогическое наследие содержит богатый материал, котрый включает в себя разнообразные сведения о растительном и животном мире, земле, воде, явлениях природы. Обоготворение сил природы и предков – характерная черта шаманизма – традиционной веры бурят, существование некоего устава, рамки которого переступать нельзя, известного под названием «сээр» или «сээртэй», мудрые заповеди бурятской семьи. Всё это было накоплено на протяжении тысячелетий, произошёл отбор наиболее нужных полезных приёмов, способов воспитания детей, традиций и обычаев бурятской семьи. Сейчас уже некоторые традиции и обычаи утеряны, наша задача сохранить самобытность семьи, семейного воспитания, широко пропагандируя то, что ещё сохранилось. Этнопредагогика бурятского народа придаёт большое значение нравственному воспитанию подрастаюшего поколения. Источниками формирования нравственных качеств являются родная природа, фольклор, мудрые советы предков, конкретные трудовые дела, общение, эткет, быт, традиции, обычаи, религия, народное искусство – словом вся многовековая культура народа.

Литература:

    Базаров Б. Тайна посвящения в шаманы. Газета Усть-Ордын Унэн №10-12 март 1999.

    Башкуев Г. Буряты. У-Удэ. 1995г.

    Бурхинов Д.М., Данилов Д.А., Намсараев С.Д.

Народная педагогика и современная национальная школа. У-Удэ. «Бэлиг» 1993

    Михайлов Т.Т. Елаев Н.К. Очерки по истории Бурятии. Иркутск. !993г.

    Хангалов М.Н. Собрание сочинений т. 3. У-Удэ. 1960г.

    Материалы научно-практической конференции 1992г. У-Орда.

Экологическое воспитание в народной педагогике

Экологическое воспитание - формирование у людей сознательного отношения к окружающей среде, направленного на охрану и рациональное использование природных ресурсов.

Основная цель экологического воспитания: научить развивать свои знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формирование умений управлять физическим и психическим состоянием.

Сущность экологического воспитания определяется, прежде всего, его задачами, которые предполагают формирование:

Потребности общения с природой, интереса к познанию ее законов и явлений;

Установок и мотивов деятельности, направленной на осознание универсальной ценности природы;

Убеждение в необходимости сбережения природы, сохранения своего и общественного здоровья;

Потребности участия в практической деятельности по изучению и охране природы, пропаганда экологических знаний. Экологическое образование призвано формировать знания о природе, взаимодействия общества и природы, умение по изучению и охране природы. Процесс экологического образования школьников в той или иной мере всегда сочетая обучение и воспитание, направлена на формирование экологической ответственности к окружающей среде.

Экологическое воспитание как педагогический процесс определяется не только на экологические знания, но и осуществляется через его чувства - эмоциональную сферу, его душевную подготовку к воспитанию экологических ценностей.

Экологическое воспитание есть составная часть общей системы воспитания, поэтому к рассмотрению сущности применимы общие подходы теории воспитания.

Сущность экологического воспитания можно определить следующими категориями: мировоззрение - ценности - отношение - поведение, которые являются основными компонентами всей системы. Каждое звено представляется в последовательности и выполняет определенную функцию, но все они взаимосвязаны и взаимодействуют в процессе организации экологического воспитания.

В результате экологического воспитания должно быть сформированное экологическое мировоззрение, основанное на естественнонаучных и гуманитарных знаниях, отражающее его глубокую убежденность личности в понимании единства человека и природы. Процесс формирования экологического мировоззрения является сложной задачей педагогики. Оно определяет систему ценностей, соответствующее им отношение и поведение к природе, человеку, обществу.

Под народной педагогикой традици­онной культуры воспитания мы понимаем исторически сложившийся опыт воспитания и обучения детей, первоначально передаваемый от поколения к поколению в устной форме, а затем зафиксированный в письменных памятниках в виде фольклора, героического эпоса, ле­генд и преданий, свода правил воспитания, правил поведения и т.д. Сам же идеал представлен в сказках, пословицах и поговорках (афо­ристическая педагогика), в традициях.

В народе испокон веков вырабатывался свой, самобытный нравственный уклад, своя духовная культура. У всех народов много обычаев и традиций, облагораживающих жизнь людей. Они проявляются и в отношении к природе, и в поэзии, и в добрых обычаях хорошего тона и правилах приличия.

Погружение детей в традиционную фольклорную среду – один из факторов воспитания. Он не только знакомит ребенка с окружающим миром, но и внушает нравственные правила, нормы поведения. Причем все это делается в яркой эмоциональной форме, понятной и доступной.

Народные традиции, передаваемые из поколения в поколения создают в себе разнообразные средства и формы воспитания. Основным фактором народного воспитания является природа. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина.

В большинстве своем человек всегда чувствовал и понимал природу, бережно откосился к ней, обожествлял ее силы, восхищался ее творениями и явлениями. Это относится как к многочисленным этносом, так и «малым» народам. Например, суть народной философии эвенков - мир един, человек - это тоже природа.

С древних времён буряты учили своих детей жить в согласии с природой, тому, что естественная среда обитания человека – это дом, в котором всё находится в соподчинении и взаимодействии. Считалось, что природа выше всего. Она обожествлялась, так как человек каждый, стар и млад, без неё не может существовать. Действительно, без чистого воздуха, воды, диких животных, даров природы и т. д. человек обречён.

Воспитание уважительного отношения к окружающей среде проводилось изо дня в день. Древняя культура бурятского народа, как материальная, так и духовная, способствовали возникновению определённых требований (табу), рекомендаций по формированию у ребёнка «щадящих», «дружественных» определённых отношений с окружающей природой. Значение таких табу огромно. Благодаря им сохранились многие виды растений и животных.

В русских семьях оптимальные, с точки зрения экологии детства, взаимоотношения с природой, основывающиеся на народом опыте, существовали издавна.

Так, в перенаселенных центральных районах России крестьянская семья могла существовать только при условии строгого соблюдения принципов рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Народ и природа, народность и естественность неразделимы. В их единства высшая гармония жизни на земле. Очаровательны в народном творчестве очеловеченные образы родины, родной природы: дуб-батюшка, Волга-матушка, белая черемуха в девичьем наряде…

Некоторые ученые считают, что ее имя – Макошь (ма – мама, кошь – кошелек, кошара, счастье, судьба). А также короб, корзина, куда складывали урожай. Вот и получается – Макошь – всеобщая мать, хозяйка жизни, Дарительница урожая. Одним словом – Земля.

Сидя на уютном пригорке, поросшем цветущими медоносными травами, наш языческий предок чувствовал под собой живые теплые колени матери земли, а с высоты на него был устремлен строгий и ласковый взгляд неба – отца.

В народной педагогике приучали детей к духовному общению с природой «Чело дома приглянулось ласточкам – счастье семье», «Дятла стук услышишь – день предстоит радостный». Природа великая, огромная Вселенная, природа – малая вселенная – и определили принцип природосообразности в качестве высшего, основного принципа воспитания. Все, что согласуется с природой, должно рассматриваться как благо; что противоречит ее развитие, как зло и развращение.

Природно-географический фактор оказал решающее влияние на становление национального характера белорусов. По мнению ученых, равнинный и низинный рельеф Беларуси содействовал формированию спокойного, рассудительного характера ее жителей. В значительной степени благодаря природным своеобразиям края содержание этнической педагогики белорусов включало выработку таких качеств, как сдержанность, выносливость, доброжелательность, гуманность и др. Особенности природных условий северных и южных районов страны содействовали формированию несколько отличных характеров у их жителей. Все это должным образом нашло отражение в целях и содержании воспитания. Нравственный идеал народной педагогики белорусов - это человек, преданный родному краю, неотделимый от "мшага кутка". Красота природы, целесообразность и гармоничность ее явлений наполняли воспитательный идеал добротой, гуманизмом, своеобразным лиризмом души

Существовало убеждение о совершенности, разумности природы, в том числе и природы человека, считалось, что в ней больше добра, чем зла, и добро при правильной организации жизни побеждает. Жизнь, воспитание людей подчиняются целесообразному совершенному, разумному природному устройству.

В белорусском фольклоре трудно найти произведение, которое прямо или косвенно не раскрывало бы связи человека с природой. Пословицы и поговорки белорусов: "Гукні на лес, то i лес адгукнецца", "І сабака добры дух чуе", "Не усякая мука хлебам стане", "Лішняга i свіння не есць", "Адзін дуб у полі - то не лес". В целом, большинство народных педагогических правил формулировалось со ссылкой на соответствующие аналогии в природе.

В реальной жизни белорусов сама природа была чудесным воспитательным средством. Не без оснований ее относят к "исцеляющим лекарствам" души и тела, а формирование соответствующих отношений человека к живой и неживой природе представляло собой главный компонент нравственного воспитания. По народным представлениям совершенный человек "i галінку не зломіць, i травінку не вырве". Подлинные человеческие качества как раз и проявляются через отношения индивида к животным и птицам. Не случайно белорусы считают: "Дзе знішчаецца прырода, там знішчаецца жыцце", "Хто заб"е бабра - не будзе мець дабра" или "Што мне зола-та, свяціла б сонца" .

Истоки экологической культуры берут свое начало в многовековом опыте народа – в традициях ответственно – бережного и любовного отношения к природным богатствам родной земли. Наши предки хорошо знали жизнь природных обитателей, их взаимоотношения и взаимосвязи. Они поклонялись силам и духам природы, осознавая свою неразрывную связь с ней. Еще не зная грамоты и не имея письменности, они умели читать книгу и передавать накопленные знания и умения подрастающему поколению. Народные знания, помогающие людям выживать в условиях суровой природы, нашли отражение в фольклоре.

В сокровищницу народной мудрости входят загадки – древнейшие жанры фольклора.

· Лесом катится клубок,

У него колючий бок.

Он охотится ночами,

За жуками и мышами.

· Сидит девица в темнице - Коса на улице.

· Шел долговяз в сырую землю увяз.

· Семьсот поросят на колышке висят.

В загадках отражается любовь к окружающей природе, знание ее.

Одним из средств передачи традиции являются песни. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека. Песни воздействуют на чувства человека, они одновременно влияют на его сознание и поведение. Вот почему их с полным основанием можно отнести к комбинированным средствам народного воспитания. Большое значение в воспитании этно-экологической культуры детей имеют народные песни, которые отражают красоту родной природы, традиции и обычаи села.

Стоит во поле березонька,

Березонька кудрявая.

И вокруг березоньки

Девицы поют.

Красны девицы поют,

Хороводы водят.

Эти песни являются главным украшением в проведении народных праздников.

Народный танец - один из древнейших видов народного творчества. На­роды, занимавшиеся охотой, животно­водством, отражали в танце наблюдения над животным миром. Образно и выра­зительно передавались характер и повад­ки зверей, птиц, домашних животных: якутский танец медведя, русский журавель, гусачок и др.

Пословица - едва ли не первое блистательное проявление творчества народа. В ней, как в зерне, заложены все деятельные силы демократической культуры. Пословица не простое изречение. Она выражает мнение народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума.

За каждой из пословиц стоит авторитет поколений, их создавших. Поэтому пословицы не спорят, не доказывают – они просто утверждают или отрицают что – либо в уверенности, что все ими сказанное – твердая истина. « Что посеешь, то и пожмешь». Пословицы прочно ложатся в память. Их запоминание облегчается разными созвучиями, рифмами, ритмикой, порой весьма искусной.

Не беречь поросли, не видать и дерева. - русская пословица

Был бы лес, соловьи прилетят. русская пословица

Одно дерево еще не лес. русская пословица

Без корня и полынь не растет. русская пословица

На выдумку природа торовата.

Срубишь лес – на следующий год не вырастет.- пословица

Растение – берегам спасение.- пословица

Сбереги самку весной – она к осени выводок приведет.- пословица

Не тот охотник хорош, который убивает, а тот хорош, который бережет и охраняет.- пословица

Возвращай земле долг – будет толк.- пословица

Лес да вода поле красят.- пословица

Лес весной веселит, летом холодит, зимой согревает.- пословица

Невысок лесок, а от ветра защита.- пословица

Где вода есть, там и саду цвесть.- пословица

Зеленое царство – лучшее лекарство.- пословица

Кто рубит лес, тот сушит места. - пословица

Мужик березку рубит. А щепа по грибам да ягодам бьет. - пословица

Лес и вода - брат и сестра.

Тополь растет высоко, но плодов с него никто не видел

Не срывай незрелых плодов: поспеют - сами упадут

Солнце с запада не всходит. (русская пословица)

Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузов кладут. (русская пословица)

Много снега - много хлеба, много воды - много травы. (русская пословица)

У каждого цветка свой аромат. - русская пословица

На торной дороге и трава не растет.- пословица

Пересев хуже недосева.- пословица

Сметанку любить – корову кормить.- пословица

Какова земля, таков и хлеб.- пословица

Возле леса жить – голоду не видать.- пословица

Где вода – там и верба, где верба – там и вода.- пословица

Не мути воду – пригодится черпать.- пословица

В лесу лес не ровень, в миру – люди.- пословица

Человек за свою жизнь должен вырастить дерево, воспитать сына, построить дом.- пословица

На развитие эстетического идеала народа Кавказа огромное влияние оказывала великая сокровищница прекрасного окружающая природа: снежные вершины гор или живописные леса, просторные степи, стремительные горные или спокойные величественные равнинные реки, многообразие красок, чистота и прозрачность воздуха. Прекрасное в природе понималось как высшая абсолютная красота. Природа воспевалась народом, выдавала эмоциональный подъем, вдохновляла на труд, добрые дела и поступки родители, взрослые показывали образцы заботливого отношения любви к природе.

Народы Кавказа считали землю живым существом, причем существом самым чистым и священным. Может поэтому строжайше запрещалось плевать на землю, выливать на нее кипяток, мусорить. Старшие учили детей относиться к земле с почтеньем, не тревожить, не будить ее, иначе непременно навлечешь на себя ее проклятье.

Заинтересованное отношение к природе со стороны детей объяснялось тем, что она открывалась им раньше, чем мир человеческих отношений, сущность прекрасного. Народ справедливо считал, что дети острее чувствуют свое единство с природой, полнее осознают себя частичкой природы, поэтому она понятна и близка им. Что бы ни делали дети - пасли ли стадо овец, коров или маленьких гусят, ходили в лес в поисках сухих веток или собирали дикие груши, яблоки, ягоды, ночевали с конями в поле или на лугу у романтического костра - все больше они ощущали свою неразрывную связь с природой, с такой загадочной, вечно обновляющейся, вместе с тем родной и близкой. Они все больше понимали, что природа для них - вторая мать. Она дает им все необходимое.

Живя в прекрасных природных условиях с раннего детства и испытывая при этом радость, восхищение и гордость, горцы обретали привязанность к родной земле, проявляли любовь к ней. Особое заинтересованное отношение к ней проявлялось у детей, когда они обретали способность любоваться и очаровываться ее красотой.

С древнейших времен природа с ее вечно обновляющейся красотой, загадками и тайнами отражена в мифах, полных поэтических образов. Устное поэтическое творчество изобилует описаниями величественно - прекрасной северокавказской природы: высокие горы, глубокие ущелья, безбрежные дремучие леса, отвесные скалы, тихие, словно уснувшие голубые озера, стремительные бурные реки. Описание природы в устном поэтическом творчестве раскрывает торжественность изображаемой картины, величие поступка героя, неотразимую красоту героини и др. Природные явления в горском фольклоре выступали в качестве параллели или аналогии с жизнью человека, общества. Такие параллели помогали глубже воспринимать красоту и природы, и человеческих отношений. Гордость и независимость орла, нежность и чистота лебедя, комичность индюка, верность и стремительность коня, хитрость лисы, беззащитность ягненка, трусость зайца - все это в своем нравственно - эстетическом значении имело вполне определенный человеческий смысл. Так, со львом сравнивали бесстрашного и сильного воина, о нарте Ерюзмеке говорится, что он "имеет львиную душу" ("аслан келлю"). С медведем сравнивают сильного и храброго, но неповоротливого человека. Трусу советуют съесть медвежье сердце, чтобы обрести храбрость. С конем сравнивают человека непобедимого, решительного и имеющего красивый стан. Собаке приписывается верность и ум. Таким образом, все эти образы имели нравственно эстетический смысл, качества присущие людям.

Природа становилась основой искусства орнамента. Типичные черты местности, флоры и фауны родного края накладывали отпечаток на все декоративно прикладное искусство народа. Прекрасное в природе находило отражение в народном быту, домашней утвари, национальных костюмах, войлочном промысле, вышивках, орнаментах, где чудно сплетались в рисунках и ярком колорите цветов мотивы родной природы.

Всеобщая гармония, царящая в природе Кавказа, накладывала отпечаток на всю народную педагогику горцев. Педагогические знания парода находились в тесной связи с житейской философией и моралью, с представлением народа о красоте. Особенность природы, в которой протекала жизнь горцев, влияла на формирование черт народной педагогики и педагогического опыта масс. Чарующая природа, в окружении которой росли дети, красота, гармония, обилие света, цвета, звуков не оставляла никого равнодушным к прекрасному, светлому, возвышенному. Любовь к родной природе, чувство восхищения и гордости за нее, делали детей, всех жителей гор лучше, чище, выше. (Monday, 28 January 2013 14:55 )

Мы стоим перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия служит потребительское отношение людей к окружающему миру. Поэтому вопросы экологического воспитания должны прочно занять первостепенное значение.

  • #2

    Довольно-таки интересная статья, очень позновательно!! Мне понравилось

  • #3

    А мое мнение, что не только природа является краеугольным фактором, но и так же в первую очередь общество, семья. Природа это как прилагающееся к имеющемуся. Сорри за "мудреность" высказывания. Я не отбрасываю такой фактор как природа,но все же общественность более влияет на народное воспитание - отсюда и НАРОДНОЕ-НАРОД!

  • #4

    Замечательная статья, много познавательного узнала для себя!

  • #5

    Мало кто сейчас думает об окружающей среде, все говорят о её спасении и о том что нужно делать, но ничего не происходит потому что это только разговоры.

  • #6

    Интересная статья, мне понравилось!

  • #7

    Мне 60 лет. За все эти прожитые годы я не заметила чтобы человек изменил своего отношения к окружающей среде, чего не скажешь об отношении природы к человеку. Она становиться к нам менее дружелюбной. Что будет дальше?

  • #8

    интересная статья.

  • 1.2 Возможности народной педагогики

    Социализация личности - это поведение в быту, способность к творчеству восприятию культуры своего народа. Этнопедагогика, т.е. народная педагогика, способствует развитию личности, усваивающей социальные нормы, ценности, опыт, собирает и систематизирует народные значения о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в сказках, пословицах, поговорках, баснях и их значение в передаче нравственного опыта подрастающему поколению.

    Этнопедагогику можно было бы, в общем, и целом представить как историю и теорию народного (естественного, обыденного, неформального, нешкольного, традиционного) воспитания. Этнопедагогика - наука об эмпирическом опыте этических групп в воспитании и образовании детей, о морально - этических и эстетических воззрениях исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации. Этнопедагогика объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях, собирает и исследует опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно развивающимся соединении народных традиций. Предметная область этнопедагогики не остается неизменной: задача формируется и уточняется в зависимости от изменения социального заказа, связанного с движением общественного самосознания. Как уже было сказано, этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия и общественного воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваиваются социальные нормы, ценности, опыт; собирают и систематизируют народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, загадках, пословицах и поговорках, в играх и прочих, в семейном и общественном укладе, быте, традициях, а также филосовско - этические собственно педагогические мысли и воззрения, то есть весь педагогический потенциал, оказывающий влияние на экологически культурное формирование личности.

    В народе из покон веков вырабатывался свой, самобытный нравственный уклад, своя духовная культура. У всех народов много обычаев и традиций, облагораживающих жизнь людей. Они проявляются и в отношении к природе, и в поэзии, и в добрых обычаях хорошего тона и правилах приличия.

    Конкретный пример местных нравов, обычаев и традиций детей могут наблюдать в краеведческом музее. Кузнецова, при посещении Угданского Дацана.

    Также детям очень нравится “искать” сказки, пословицы местных жителей, окрашенных местным говором.

    Чем больше будет участников педагогического процесса, понимающих воспитательное дело и защищающих его улучшить, тем будет эффективнее его определяющее воздействие на подрастающее поколение. Народная педагогика есть педагогика масс, всеобщая педагогика, а не педагогика только педагогов - профессионалов. Тем не менее, она важнее всего для педагогов, особенно же - для воспитателей детских садов и учителей начальных классов.

    Педагогическая наука ставит и решает много проблем, которые никогда не ставились и не могли ставиться народной педагогикой. В тоже время и у народной педагогики есть такие находки, на которые педагогическая наука не обращала внимание, не смотря на их бесспорную воспитательную ценность. Этнопедагогические исследования могли бы привлечь внимание педагогов к этим находкам, оживить их, вернуть в народное педагогическое сознание, в том числе - и родителям, как естественным воспитателям.

    Влияние традиций народной педагогики на развитие нравственной культуры личности младшего школьника

    Пословицы В любой пословице всегда присутствует «педагогический момент» - назидательность: под пословицей понимают меткое образное изречение назидательного характера...

    Воспитание трудолюбия посредством народных поговорок и пословиц

    В любой пословице и поговорке всегда присутствует «педагогический момент» - назидательность: под пословицей и поговоркой понимают меткое образное изречение назидательного характера...

    Изучение устного народного творчества в процессе обучения

    Толковый словарь В. Даля дает такое определение пословицы: "Пословица - краткое изречение, поучение, более в виде притчи, иносказания, или в виде житейского приговора; это ходячий ум народа; она переходит в поговорку или в простой оборот речи...

    Народная педагогика

    Заботы о детях во всех семьях, независимо от социального положения, лежали на плечах матери. Детей с рождения до 6-7 месяцев туго пеленали. Сажать ребенка начинали примерно с 4 месяцев...

    Народная педагогика в практике семейного воспитания

    На современном этапе развития общества народная педагогика должна находить свое проявление, прежде всего в семейном воспитании, так как семья является воспитательной колыбелью человека...

    Народная педагогика в семейном воспитании

    Говоря о средствах народной педагогики, в первую очередь следует сказать о родном языке, где родное слово стоит на недосягаемой высоте. Г. Н. Волков называет родной язык фактором воспитания. Родной язык - язык окружения...

    Народная педагогика Дагестана в социально-педагогической работе

    Дагестанская народная педагогика - это часть огромного педагогического опыта, выработанного на протяжении тысячелетий народами страны и мира. Многие традиции обучения, направленные на развитие человека...

    Нравственные идеалы в народной педагогике

    Как известно, воспитание в традициях русской народной педагогической культуры никогда не противопоставлялось обучению. Наследуя в своей профессиональной деятельности прогрессивные народные педагогические традиции...

    Проблемы нравственного воспитания младших школьников

    В истории многовекового развития без официальной педагогики и школы народ шел по-своему воспитывать и обучать детей, прививая им качества, умения, навыки, необходимые в жизни...

    Средства народной педагогики в воспитательном и обучающем процессах

    Народная педагогика, отражая определенный уровень педагогических знаний, конкретный исторический этап в духовном прогрессе человечества, служит основой, на которой возникла и развивалась педагогическая наука...

    Средства народной педагогики в воспитательном и обучающем процессах

    Под средствами воспитания народной педагогики понимаются каналы воздействия на сознание и поведение ребенка с целью сообщения необходимых полезных сведений, формирования практических умений и навыков...

    Традиции народной педагогики как средство воспитания младших школьников

    Под средствами воспитания народной педагогики понимаются каналы воздействия на сознание и поведение ребенка с целью сообщения необходимых полезных сведений, формирования практических умений и навыков...

    Этнопедагогические аспекты воспитательной работы

    Этнопедагогика - сравнительно «молодая» ветвь пе-дагогической науки. Системные исследования в этой об-ласти начались во второй половине XX в....

    Министерство образования и науки РФ

    Иркутская область, Нукутский район

    МБОУ Новоленинская СОШ

    Марактаева Евгения 8 класс

    Табитуева Людмила Николаевна, учитель начальных классов

    Исследовательская работа

    Экология в традициях и обычаях народов Прибайкалья

    Номинация: «Этнокультурные традиции и их взаимодействие с экологическими ценностями народов Прибайкалья»

    с. Новоленино – 2013 г.

    Введение…………………………………………………………………………………………….. 3

    Глава I. Общие сведения

    1.1. Географическое положение……………………………………………….......................…….4

    Глава II.Обычаи и традиции

    2.1. Экологическое мировоззрение и экологические заповеди бурят…………………………....4

    2.2. Обычаи и традиции семейного воспитания…………………………………………………..5

    2.3. Обычаи и традиции хозяйственного быта бурят Прибайкалья…………………………...…5

    2.4. Обычаи и традиции охотников………………………………………………………………..6

    Заключение…………………………………………………………………………..………………9

    Литература……………………………………………………………………………………..…...10

    Введение

    Самостоятельно растет только бурьян, сама по себе распространяется только глупость. Современное экологическое мышление необходимо выращивать, как выращивают культурный злак. Выращивать, беря все лучшее от мировоззрения наших предков и других народов. А недомыслие их видеть и прощать. Это и будет залогом нашей дружбы с природой в будущем.

    Цель: осветить отношения с природой бурятского этноса, проживающего на территории Иркутской области с точки зрения обычаев и традиции, культурного наследия предков.

    При разработке темы ставились следующие задачи:

    1. Совершить обзор сказаний, легенд, быта и обычаев бурят, проживающих в Иркутской области и их взаимосвязь с окружающей средой.

    2. Исследовать экологические традиции бурят, проживающих в Иркутской области.

    3. Рассмотреть подробно основополагающие для общества экологические традиции семейного воспитания, хозяйственного быта и охотников.

    Актуальность темы неоспорима, так как экологические традиции коренного населения Прибайкалья возникли под влиянием природы. Они зародились ещё в каменном веке, дальнейшее развитие получили в эпоху расцвета шаманизма и буддизма. В понимании наших предков человек – продукт неба и земли. Древнейший обычай поклонения сохранился и до наших дней. Во время особых торжеств, кропят трижды на юг в знак почтения огню, потом повторяют то же на восток, почитая воздух, потом на запад, выражая почтение воде, и, наконец – на север – в память умерших.

    Экологические традиции – совокупность народных знаний, умений и навыков, накопленных в процессе взаимодействия с природой. Моя задача, как можно больше собрать материала об этих традициях.

    Первый этап заключался в работе с литературой, сбор информации. Второй - заключительный этап - это анализ информации и написание реферата.

    Глава I Общие сведения

        Географическое положение

    Иркутская область расположена юге Восточной Сибири, в бассейнах верхнего течения рек Ангары, Лены, Нижней Тунгуски, почти в центре Азии. Протяженность территории с запада на восток 1318км., с юга на север 1450 км., что превышает расстояние от Рима до Лондона. Большая протяженность территории обусловила разнообразие природных условий. Третьей координатой географического положения является абсолютная высота местности, которая изменяется от 158 до 2999м. и проявляется, как и протяженность, в климатических показателях, характере почв, растительности, водности рек. Область находится в седьмом часовом поясе. Разница во времени между Москвой и Иркутском- 5 часов.
    На юге, юге-востоке область граничит с республикой Бурятия, Читинской областью, на западе и северо-западе - с Красноярским краем, на юге-западе - с республикой Тыва, на севере и северо-востоке - с республикой Саха. Протяженность границы области 7240км.: сухопутная-6720км., водная-520км.

    Территория Иркутской области приходится на лесной природный комплекс, который разрежен островами степей и лесостепей. Значительная часть территории области занята горно-таежными и горно-тундровыми природными комплексами.

    Область удалена от морей и океанов. Расстояние от Иркутска до Балтийского моря 4500 км., до Северного Ледовитого океана – 3000 км., до морей Тихого океана – 2500 км.

    Глава II . Обычаи и традиции

    2.1. Экологическое мировоззрение и экологические заповеди бурят

    На протяжении столетий духовным стержнем верований бурят был шаманизм. Он образовывал мировоззренческое ядро местной культурной традиции. Шаманизм ориентировал человека на достижения счастья в земной жизни. Земная же жизнь протекала в естественном или внешнем мире. Отношение к природе, поэтому не было отношением субъекта к объекту. Наоборот, на весь внешний мир распространился принцип родства и свойства. В плане гармонизации природо-человеческих отношений, этот принцип срабатывал куда эффективнее, чем самые лучшие доводы экологов в настоящем: он обеспечивал естественные поведенческие нормы, которые не противоречили первой и главной экологической заповеди – уподобляйся природе.

    Ко второй экологической заповеди «не навреди» можно отнести обычай не вторгаться без нужды во чрево матери-земли – царапать, ковырять земную поверхность, за пределами пашни и подворья; или обычай брать на дрова преимущественно сухостой. Запрещалось: лить воду на лесную тропу, валить живые деревья вблизи поселений и стоянок, рубить ель, пихту, кедр, убивать определенные виды животных. Примечательно выделение под запрет именно тёмно-хвойных пород деревьев – трудно восстановимый ресурс.

    2.2. Обычаи и традиции семейного воспитания

    У бурят проживающих на территории Иркутской области была издревле сложившаяся система экологических ценностей, гуманного и глубоко нравственного отношения к природе. Это была определенная философия отношения к природе, пронизанная ее почитанием и уважением, любовью и благоговением. Природа рассматривалась не только как дом и кров, а как основа и условие благополучия и богатства, радости и здоровья.

    Наши предки считали себячастицей единой и неделимой природы. Считали себя единокровными детьми и порождением единого древа природы. Они не возвышались над природой, не считали себя ее владыками.

    Безусловно, существовала целая система образования и воспитания детей, пронизанная экологическим смыслом. Отличительной чертой следует назвать раннее обучение и приучивание детей к самостоятельности, к труду.

    Малыши с двух-трех лет уже умели обращаться с некоторыми предметами домашнего обихода, а в пять-шесть лет они могли пасти скот, доить коров, участвовать в заготовке кормов. Причем воспитание осуществлялось дифференцировано. Мальчиков учили исконно мужскому делу и роду занятий, а девочек соответственно быть хозяйками юрт, домов.

    Природа воспринималась как Великий Учитель. Об этом можно прочитать в различных сказаниях и легендах, сказках и молитвах, пословицах и поговорках. И дети успешно постигали мир природы, например, хорошо знали повадки, характер и особенности домашних и диких животных, а в детских рисунках умели передавать образы внешнего природного явления.

    2.3. Обычаи и традиции хозяйственного быта бурят Прибайкалья

    До конца XIX века в бурятском скотоводстве преобладали экологические по своему значению способы хозяйствования. Система природоохраны была заложена и в нормах неписанного и государственного права. Так, в Основном законе Монгольского государства времен Чингисхана "Яссе" вскапывание земли, осквернение и разрушение природы на подвластной ему территории влекли за собой тяжелые телесные наказания, вплоть до смертной казни.

    В течении последних трех столетий для бурят Прибайкалья было характерно сочетание скотоводства с земледелием и лесными промыслами. Пальму первенства держало скотоводство: им определялся общий режим деятельности отдельных хозяйственных единиц и их совместное давление на природу.

    Щадящим было и пространственное размещение хозяйственных единиц. Буряты избегали их чрезмерной частоты. Они жили улусами – небольшими поселениями. Каждый улус имел в своем распоряжении функционально разнообразные угодья. Собственно кормовая база тоже была мносоставной: она складывалась из приусадебных и дальних покосов, ближних выпасов и отгонных пастбищ. Так хозяева пользовались землей по сезонам и от каждого участка брали самое ценное и нужное. Одновременно исключалась слишком большая нагрузка на ограниченные площади. Благодаря уникальности в своей сущности и ценности утужной системы ведения сельского хозяйства, никогда не допускался перевыпас пастбищ, несмотря на огромное количество домашнего скота, а в летнее время удавалось заготовить превосходное сено.

    Наряду с запретами на действие землепользования были запреты на территорию. Выделение запретных мест, так называемых куруков, было давней центрально-азиатской традицией. В этих местах нельзя было жить, пасти скот, сеять и охотиться.

    Почтительное отношение к природе сказалось даже и в конструкции традиционной бурятской обуви, в которой специальная приподнятость носа имела определенный смысл - чтобы при ходьбе не повредить землю, находящихся в ней живых существ. Нельзя не отметить особенности и свойства традиционной бурятской юрты, деревянной и войлочной. Она представляет собой уникальное экологическое сооружение, удивительным образом приспособленное к природным условиям Сибири. В летний зной в юрте - спасительная прохлада, в холодное время - огонь в очаге дает бодрящее тепло.

    2.4. Обычаи и традиции охотников

    Когда приходил сезон охоты, буряты одевались в нарядные шубы и проходили обряд очищения, потому что считалось, что они едут не бить зверей, а в гости к хозяину тайги. Поэтому их поведение в тайге было подчинено привычкам хозяина тайги и привычкам других духов-хозяев местности.

    Нельзя было в тайге петь песни и громко кричать, особенно свистать. Также нельзя хвастаться, обманывать, ругаться, быть неряшливым, разводить грязь и беспорядок, валить деревья возле зимовья, бросать в огонь шерсть, войлок или всё, что издаёт при горении зловоние.

    Были обязательны обряды угощения «хозяина тайги», полагали, что он щедро одаривает тех, кто ему понравится.

    Счастье у бурят раньше складывалось из 77 частей, и в них была вся жизнь. Вот некоторые из них:

    – чтобы мора на зверей не было,

    – чтобы птицы плодились,

    – чтобы трава не высыхала,

    – чтобы лес не высыхал,

    – чтобы земля не пересыхала.

    До нашего времени дожили некоторые легенды о возникновении бурятских родов, связывающих своё происхождение с животными и птицами. На свой тотем люди рода не охотились и мясо его в пищу не употребляли.

    Хори-буряты, например, произошли от небесной девушки-лебедя, на которой женился сметливый Хоридой, похитив её одежду во время купания. Легенда заканчивается тем, что, став матерью 11 сыновей, которые впоследствии стали родоначальниками хоринских бурят (11 родов), женщина обманывает мужа и, овладев своей лебяжьей одеждой, покидает семью со словами: «Вы земные жители, оставайтесь на земле, а я, небесная, полечу на небо, на свою Родину! Весной и осенью, когда летят лебеди, делайте обряд в честь мою». С тех пор, когда летят лебеди, проводится обряд брызганья молоком или чаем.

    Буряты очень уважительно относились к медведю. Они называли его «чёрная косуля», «царь человек», «старик в дохе». Медведя представляли себе охотником и шаманом. По легенде это был прежде очень могучий человек. Бог, видя, что люди не могут с ним справиться, отрубил ему большой палец, чтобы силы стало меньше, и обратил в зверя. Поэтому считалось большим грехом убивать детёнышей медведя или беременную самку, так как медведь - это человек, сородич.

    Никогда не убивали спящего медведя, как бы давая ему шанс уйти. Перед убитым медведем очень извинялись и с весьма виноватым видом говорили: «Мы совершили ошибку, пожалейте нас, простите нас!» или «Мы пришли к вам в гости и нечаянно, испугавшись, убили...»

    При всём стремлении к получению богатой добычи нельзя было преступать меру дозволенного: убивать зверей понапрасну, оставлять подранков. За всю свою жизнь бурят-охотник не должен был убивать свыше 99 медведей. Считалось, что у жадных охотников могут погибать дети, как бы взамен убитых сверх меры зверей, или же смерть грозила ему самому.

    Отголоски культа марала сохранились вблизи Байкала до настоящего времени, о чём свидетельствует поверье, бытующее у булагатских и эхиритских родов: «Если убьёшь сто тетеревов, потеряешь лошадь; если убьёшь марала или изюбря, потеряешь близкого человека». Буряты верили, что олень, когда «трубит» во время осеннего гона, произносит заклинание: «Тот, кто намерен убить меня, - пусть не доживёт до старости, тот, кто приходит слушать меня, - пусть обретёт долголетие».

    Охотничьи обряды, правила, запреты, выработанные бурятскими охотниками на протяжении веков в условиях суровой таёжной жизни, требовавшей максимальной выдержки, рассудительности, взаимопомощи, являлись изначально элементами промысловой этики и технологии, удачно сочетаемыми с требованиями природы.

    Благодаря шаманам, эта этика превратилась в свод таёжных законов, нормы обычного права жителей Прибайкалья. Правильный подход к определению поведения охотника в окружающей среде обеспечивал ту гармонию человека и природы, которой достигли буряты, которая теперь утеряна. Шаманизм укреплял эти обычаи и представления, корректировал взаимоотношения отдельных членов со своим сообществом и природой.

    Заключение

    Настоящее связано с прошлым неразрывной нитью. В постоянно меняющемся мире современный человек, чтобы не только выжить, но и полноценно жить в социальном и духовном отношении, должен чувствовать и понимать великое наследие прошедших веков, не потеряв при этом своей самобытности, нравственных начал, уважения к себе и другим людям, способности к самопознанию и самосовершенствованию.

    Для окончательной оценки экологических традиций бурят важно учесть следующее. Во-первых, очевидна грань между подразделениями запретов на рекомендуемые и безусловные, которые помогали понять степень ожидаемого вреда для природы. Во-вторых, примечательно выделение под запрет именно темнохвойных пород деревьев, ныне классифицируемых как трудно восстановимый природный ресурс. В-третьих, трудно отрицать в куруке прообраза современных заповедников, заказников, национальных парков. Весьма существенно и то, что некоторые из запретов получили законодательное оформление, т.е. нарушения этих запретов были осознаны и зафиксированы как преступления против общества.

    Традиционная народная культура бурят представляет уникальное, самобытное этнокультурное явление. Возможно, ли все это вернуть возродить и развить? Да, если мы воспримем идею нравственного абсолюта, необходимость духовного возрождения и формирования экологической этики и культуры экологического мировоззрения и ответственности. Люди еще могут спасти природу, защитить и сохранить ее. Будем надеяться на это. И пусть в этом нам поможет многовековой опыт народа, его нравственная культура, экологические традиции. В культуре бурятского народа был и, останется самый обоснованный справедливый культ, имеющий право на существование - культ природы.

    В заключение хочу отметить, не важно, к какой этнической группе мы относимся, мы живем на прекрасной земле, где проживают люди разных национальностей, и если мы с вами будем ценить обычаи и традиции каждой нации, то наша Родина станет еще прекраснее.

    Литература

    1. Зориктуев Б. Р. «Буряты».,У.- У., 2000 г.

    2. А. М. Туманов «Сокровища культуры Бурятии», Москва, 2002 г.

    3. Интернет ресурс: www.cbs.irkutsk.ru, ru.wikipedia.org.

    Поделиться: