Конспект НОД по развитию речи план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему. Конспект открытого занятия по развитию речи Занятие нод по развитию речи

НОД в средней группе «Урок вежливости»

Программное содержание:

· Формировать доброжелательность, вежливость, уважение к окружающим.

· Развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам.

· Развивать связную, интонационную выразительную речь.

Словарная работа.

Грубый, жадный, вежливый, трудолюбивый, неряшливый.

Предварительная работа.

Настольно-печатная игра « Что такое хорошо, что такое плохо». Рассматривание картинок с изображением положительных и отрицательных поступков детей. Подвижная игра «Помоги другу».

Оборудование и материал.

Игрушка Буратино, картинки с отрицательными и положительными поступками, цветок(разренанный) со словами вежливости.

Ход занятия

Организационный момент

Беседа «Буратино».

Дети проходят в группу и садятся на стульчики. Напротив детей, на стульчике сидит Буратино (отвернулся).

Воспитатель: – Ребята, посмотрите кто это?

Дети: – Буратино.

Воспитатель: - Как он тут оказался? Не поздоровался? Отвернулся от нас. Ребята, скажите, что нужно было сделать Буратино, прежде чем зайти в группу?

Дети: – Поздороваться.

Дидактическая игра «Приветствие».

Педагог предлагает детям назвать варианты приветствия, в зависимости от того, какое время суток и с кем мы здороваемся: доброе утро, добрый день, здравствуйте, привет.

Воспитатель: – Что нужно сказать после приветствия?

Дети: – Спросить разрешения пройти в группу.

Воспитатель: – И еще есть одна ошибка у Буратино?

Дети: – Спросить разрешения присесть.

Воспитатель: – Дети, я думаю, Буратино все понял. Давайте пригласим Буратино на наше занятие и научим его вежливым, добрым словам.

Основная часть.

Отгадывание загадок.

Встретив зайку, ёж-сосед

Говорит ему: «…»

(Привет!)

А его сосед ушастый

Отвечает: «Ёжик, …»

(Здравствуй!)

К Осьминожке Камбала

В понедельник заплыла,

А во вторник на прощанье

Ей сказала: «…»

(До свиданья!)

Неуклюжий песик Костик

Мышке наступил на хвостик.

Поругались бы они,

Но сказал он «…»

(Извини!)

Трясогузка с бережка

Уронила червяка,

И за угощенье рыба

Ей пробулькала: «…»

(Спасибо!)

Чудно пел среди ветвей

И ему на всю дубраву

Воробьи кричали: «…»

(Браво!)

Толстая корова Лула

Ела сено и чихнула.

Чтобы не чихала снова,

Мы ей скажем: «…»

(Будь здорова!)

Говорит Лиса Матрёна:

«Отдавай мне сыр, ворона!

Сыр большой, а ты мала!

Всем скажу, что не дала!»

Ты, Лиса, не жалуйся,

А скажи: «…»

(Пожалуйста!)

Бегемот и Слон, поверь,

Не пролезут вместе в дверь.

Тот, кто вежливей, сейчас

Скажет: «Только…»

(после вас!)

Муха Жу, хоть не хотела,

В скорый поезд залетела.

Ей букашки Фло и Фти

Скажут: «…»

(Доброго пути!)

Дал Ивану царь Гундей

За спасенье пять гвоздей,

А Иванушка царю

Говорит: «…»

(Благодарю!).

Дидактическая игра с мячом « Вежливые слова»

Воспитатель бросает детям мяч и дети по очереди называют вежливые слова.

После игры, дети подходят к столам с картинками. Рассматривание картинок с разными поступками детей. Разбираем поступки положительные и отрицательные. Группа детей делиться на две команды.

Дидактическая игра «Что такое хорошо и что такое плохо».

Одна группа детей выбирает картинки с хорошими поступки, другая с плохими. И кладут на разные столы, где лежат красный (хорошие поступки) и синий (плохие поступки) кружки.

Стихотворение «Вежливые слова»

Нужно знать, как дважды два,

Все волшебные слова.

В день, пожалуй, раз до ста

Говорить «пожалуйста».

Папа разбил драгоценную вазу.

Бабушка с мамой расстроились сразу.

Но папа нашёлся, взглянув им в глаза,

И тихо и робко он вот что сказал:

Прошу вас, вы так на меня не смотрите,

Пожалуйста, если можно, простите.

Прослывёшь ты воспитанным, милым

Если всем говоришь «большое спасибо».

Не забудьте, что на прощание

Нужно всем говорить «до свидания»!

Игра « Наоборот»

Ребята, у меня был волшебный цветок, но вот беда он рассыпался. Помогите, пожалуйста, собрать все лепестки. Дети я буду говорить отрицательные слова, а вы должны подобрать положительные слова. Если все слова мы подберем правильно, то у нас получится волшебный цветок.

Слабый – сильный

Больной – здоровый

Злой – добрый

Плохой – хороший

Ленивый – трудолюбивый

Неряшливый – опрятный

Глупый – умный

Грустный – веселый

Воспитатель переворачивает цветок - получается схема.

Итог

Воспитатель: – Ребята, как вы думаете, научился ли Буратино вежливым словам?

Дети: – Да, научился.

Воспитатель: – Да, действительно, он же у нас хороший ученик. Давайте подарим ему наш волшебный цветок вежливости, чтобы он никогда их не забывал.

Конспект занятия (НОД)

по развитию речи

в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР 6-7 лет

«Путешествие в Страну правильной речи»

(образовательная область «Речевое развитие»)

Воспитатель: Плотникова А.В.

г. Нижний Новгород

Цель: формирование грамматического строя речи у дошкольников.

Задачи:

Образовательные:

Продолжать учить детей обозначать детенышей домашних животных, соотносить названия домашних животных и их детенышей. Упражнять детей в употреблении несклоняемых существительных и в словообразовании.

Развивающие:

Развивать у детей умение составлять сложноподчиненные предложения.

Развивать у детей элементы логического мышления, умение строить причинно - следственные связи.

Воспитательные:

Воспитывать у детей желание выполнять задания, умение работать в паре, в коллективе.

Методические приемы: игровая проблемная мотивация, вопросы-задания, наглядный прием, работа в паре, поощрения.

Материал:

кассета со звуковым письмом, карта «Страны правильной речи»; картинки с детенышами домашних животных на магнитах, картинка с домашними животными; карточки с картинками, изображающими несклоняемые существительные; карточки к заданию «Угадай зверя»; карточки к заданиям «Что во что кладут» и «Каким бывает сок?»; картинки к заданию «Что происходит на картинках и почему?»; нарисованный Почетный орден «Мудрецам правильной речи»; изображение Мудрой Совы; мольберт, магнитная доска, магниты.

Ход занятия:

Ребята, сегодня почтальон принес нам бандероль. Предлагаю открыть ее и посмотреть, что в ней.

Дети с воспитателем находят в бандероли кассету и карту.

Ребята, я предлагаю прослушать кассету:

«Дорогие друзья, приглашаю вас в Страну правильной речи. Если вы пройдете все ступени испытаний, то попадете ко мне - Мудрой Сове, и я вручу вам Почетный орден «Мудрецы правильной речи». Высылаю вам карту, которая поможет пройти испытания и приведет вас к моему Замку.

Желаю успехов. Мудрая Сова».

Предлагаю рассмотреть карту. Как вы думаете, что обозначают цифры на пути нашего следования? (остановки, станции). Что обозначают кружочки с разными видами транспорта? (транспорт, на котором будем передвигаться).

Прежде, чем начать путешествие, карта показывает, что мы должны что-то сделать. Как вы думаете, что обозначает эта картинка (с изображением рта и языка)? (ответ детей: она обозначает, что надо сделать гимнастику для язычка).

Правильно, надо выполнить гимнастику для языка.

Дети выполняют артикуляционную гимнастику.

Теперь отправляемся в путь. На чем мы поедем? (ответ детей: на велосипеде). Как вы думаете, почему? (ответ детей: узкая дорожка, извилистая, на другом транспорте нельзя проехать). А отправляемся мы на Лесную полянку (Задание № 1 на карте).

Воспитатель приглашает детей к мольберту, на котором картинки: лес, в котором гуляют детеныши домашних животных (на магнитах), и двор, по которому гуляют домашние животные (взрослые, так же на магнитах).

Ребята, куда мы попали? (в лес). Посмотрите, кто здесь гуляет? (ответ детей: детеныши домашних животных). Разве можно детенышам гулять одним в лесу? Что может с ними случиться? Чем мы можем им помочь? (ответ детей: помочь им найти своих мам, отправить их гулять на двор).

Это и есть первое задание «Помоги детенышу найти свою маму».

(Проверяем выполненное задание с детьми).

Молодцы! Теперь мы спокойны за детенышей, которые гуляют по двору со своими мамами.

Пройдем к карте и узнаем, какое задание нас ожидает сейчас. (Читаем на карте: задание № 2«Упрямые слова» ).

Как вы думаете, что это за упрямые слова? Объясните. (Ответ детей: это слова, которые не изменяются)

Предлагаю всем взять по карточке. Надо правильно назвать упрямые слова. Я буду читать предложение, а вы должны закончить его, вставив нужное слово. Заканчивает тот, у кого на карточке изображено это слово. (Например: «По утрам многие люди пьют вкусный, ароматный … кофе », «Пианист играет на … пианино »).

Мы все слова назвали правильно и можем продолжить свое путешествие. Подойдем к карте и посмотрим, на чем мы его продолжим, и какое испытание нас ожидает дальше. (Ответ детей: мы поплывем на пароходе).

Задание № 3 «Угадай зверя».

Это не просто задание, а игра - загадка.

Воспитатель предлагает детям разделиться на пары, взять карточки и узнать зверей: по цвету шерсти «Чья шерсть?», по ушам «Чьи это уши?», по хвостам «Чьи хвосты?».

Дети по очереди называют свои ответы.

Хорошо, и с этим заданием справились. Можно двигаться дальше? Карта подсказывает, на чем мы поедем дальше (на поезде, ведь впереди железная дорога).

Задание № 4 «Назови правильно».

Чтобы выполнить задание № 4, мы должны разделиться на две команды. Первая команда выполняет задание «Что во что кладут», а вторая команда выполняет задание «Каким бывает сок?».

Команды по очереди объясняют выполненные задания.

Подойдем к карте и узнаем, насколько мы приблизились к Замку Мудрой Совы, и какое задание нас ждет впереди.

Дети с воспитателем читают название последнего задания № 5 «Что происходит и почему?».

Внимательно посмотрите на картинки и скажите, что происходит на них и почему?

Дети составляют сложноподчиненные предложения. (Например: «Сосульки тают, потому что ярко светит солнце» ).

Вот мы и подошли к Замку Мудрой Совы.

Воспитатель предлагает постучаться к ней в Замок.

Появляется Мудрая Сова: «Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Расскажите мне, как вы добирались по маршруту, помогла ли вам моя карта? Какое задание было для вас трудным? А кто легко справился с заданиями? Какое задание вам понравилось? Вы достойно справились со всеми испытаниями, и я награждаю вас Почетным орденом «Мудрецы правильной речи». Желаю вам дальнейших успехов».

Конспект НОД по развитию речи (подготовительная группа)

Тема: «Золотая осень!» Подготовила воспитатель: Турчина Надежда Ивановна

Задачи:

Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;

Активизировать словарь по данной теме.

Закреплять умения составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ.

Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.

Закреплять умение согласовывать движения с речью. - Закреплять умение определять место звука в слове.
-Развивать мелкую моторику пальцев рук

Оборудование: звуковые полоски (ЗАС) фишки красные, сюжетные картинки, картинки из серии «Осень», мяч, слайды.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте возьмемся за руки и поприветствуем друг друга и тех, кто у нас в гостях.
- В этот осенний день
Нам здороваться не лень.
Шлем привет мы всем вокруг,
Я твой друг и ты мой друг!
Шлем привет мы всем гостям
Очень, очень рады вам!

Посмотрите, сколько различных листьев на нашей полянке А как называется явление природы, когда много листьев опадает с деревьев? (Дети: листопад. В какое время года это происходит? - осенью.)

Воспитатель : Значит мы сегодня с вами поговорим об ……осени . Выберите каждый по одному листочку.

Воспитатель . Первыми пройдут на места те, у кого зеленые листья. Вторыми те, у кого красные листья. Теперь дети с желтыми листьями. И наконец с оранжевыми листочками.

Дети выполняют задание педагога и по очереди садятся за стол.

Воспитатель: Молодцы. Вы справились с моим заданием. Положите свои листочки на стол. Расскажите, какие они «Какие осенние листья

Дети. Осенние листья разноцветные, резные, гладкие, прохладные, душистые.

Вы знаете, что в лесу растут разные деревья. А знаете ли вы, какие листья на разных деревьях?

Д/И «Назови листья» (слайды)

На березе – березовые, на клене – кленовые На рябине –рябиновые, на дубе –дубовые, На осине – осиновые, на тополе –тополиные,

На липе – липовые, на каштане – каштановые Воспитатель . Молодцы. И так. мы с вами продолжим разговор об осени.

Назовите осенние месяцы (дети: сентябрь, октябрь, ноябрь)

А как осенние месяцы назывались в старину? Кто знает?

Никто? Тогда слушайте!.....

1.Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время появляется рябина).

Воспитатель: Дети. Давайте рассмотрим наши картины об осени.

Вопрос-ответ.

Какое осенью солнышко? (Осенью солнышко светит, но не греет) - Что можно сказать про дождь? (Осенью часто идут дожди) - Какое небо осенью? (небо пасмурное) - Что делают осенью люди? (Люди собирают урожай) - Что происходит с листьями осенью? (Листья на деревьях пожелтели и стали опадать) - Что можно сказать про одежду людей? (Люди стали теплее одеваться, так как похолодало) - Что делают звери осенью? (Звери запасают корм на зиму (белочки запасают грибы и шишки, медведь готовится к зимней спячке); - Расскажите о птицах. что делают они осенью? (Птицы собираются в стаи и улетают на юг) Молодцы. Вам надо составить теперь рассказ об осени, с опорой на картинки. Но вначале отдохнем.

Физминутка « Осенние листочки »

Мы, листики осенние ,

На ветках мы сидели.

Ветер дунул – полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял

Повертел их, покрутил

И на землю опустил

Воспитатель: присаживайтесь на места Составление описательного рассказа по картинкам «Осень»

Дети составляют рассказ, пересказывают 2-3 ребёнка.

Воспитатель: осень, у нас игривая.

Развитие мимических мышц (с элементом психогимнастики)

Листья опали. Мы огорчились, Удивились, Рассердились Улыбнулись Воспитатель: А сейчас вам нужно будет определить, где находится звук [О], в начале слова, в середине или в конце.Для этого используем полоску с фишками. . Я буду называть слова, и если звук «О» находится в начале слова, вы фишку размещаете на первый квадрат. Если в середине, на второй квадрат. А если в конце слова, то на третий. Например (ребенок у доски выполняет задание) МОРЕ. Куда разместим фишку? (на второй квадратик, так как «О» в середине слова)
И так, внимание!

Д/И «Определи звук в слове»
-малакО,
- Ослик,
- рОза, -Окунь -сОк
А теперь давайте проверим, никто не ошибся?
Молодцы! Все справились!
Воспитатель: Сейчас поиграем в слова

Д/и «Скажи наоборот» Солнечный - пасмурный
Ветреный - безветренный
Мокрый - сухой
Радостный - грустный
Холодный - теплый
Поздняя - ранняя
Яркий - тусклый
Низкий - высокий
Сытый - голодный
Редкий - частый
Спелый - незрелый
Начало - конец
Весна - осень
Длинный – короткий Тихий-громкий

Д/и «Что делает»

Листья осенью (что делают?) - Листья осенью желтеют, опадают и т.д.

Дождь осенью - Дождь осенью моросит, идет и т.д.

Урожай осенью - Урожай осенью убирают.

Птицы осенью - Птицы осенью улетают.

Деревья осенью - Деревья осенью роняют листья.

Звери осенью - Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки

Итог. Воспитатель: Вы сегодня были все молодцы, хорошо потрудились. Но мне хочется, чтоб вы сами оценили свой труд. Кто очень хорошо работал на занятии поднимет смайлик с улыбкой. Если где то испытывал затруднения, или где-то сомневался поднимет смайлик без улыбки. А кто работал ни в полную силу, но следующий раз обязательно постарается, смайлик с грустным выражением.

Маша, почему ты выбрала этот смайлик? А ты, Катя, почему (дети объясняют свой выбор)

Организация: МА ДОУ Козловский ЦРР – детский сад «Пчёлка»

Населенный пункт: Чувашская Республика, г. Козловка

Программное содержание :

1. Учить детей различать на слух слова с определенным звуком.

2. Упражнять в изменении слов при помощи суффиксов.

3. Закреплять умение детей использовать в речи слова-обобщения.

4. Закреплять умение разгадывать загадки.

5. Обобщать и закреплять знания детей о диких животных.

6. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Материал: мягкие игрушки (зайчик, ёжик, белочка), картинки диких животных (белка, лиса, ёж, медведь, волк,заяц).

Предварительная работа: Рассматривание альбома «Дикие животные», дидактические игры «Кто, где живёт?», Что где растёт?». Беседы о временах года. Чтение художественной литературы о животных.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

Воспитатель :

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: « Доброе утро

Доброе утро солнцу и птицам

Доброе утро улыбчивым лицам!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, нам прислали письмо, а что в нем написано! Давайте прочитаем!

«Здравствуйте девочки и мальчики средней группы «Незабудки», детского сада «Пчёлка»! Мы лесные жители: птицы и звери, приглашаем вас в гости познакомиться и поиграть в разные игры! Будем очень рады встрече с вами!»

Ребята, ну что? Мы принимаем приглашение наших лесных друзей?

(ответы детей)

Воспитатель. Тогда все по вагонам ребята и отправляемся в наше путешествие.

В паровоз мы дружно сели
И в окошко посмотрели.
Машинист педаль нажал.
Паровоз наш побежал!

(Дети с воспитателем поют песню «Паровоз»)

Паровоз наш небольшой,
Паровоз наш непростой.
В нём колёса не стучат,
Состоит он из ребят.
Едем, едем, друг за другом,
Едем лесом, едем лугом.
Остановка на пути, на прогулку выходи!

Воспитатель: Ребята, ну вот мы и приехали в лес, посмотрите вот пенечки, присядем, отдохнём. Дети, посмотрите, кто там в кустах шевелится? Да это же ёжик.

Ёжик: Доброе утро, дети! А вы любите загадки? И даже знаете, кто живёт в лесу? Давайте проверим.

Дидактическая игра «Загадаю - отгадай»

Рыжая плутовка

Спряталась под ёлкой.

Зайца ждёт хитрюга та.

Как зовут её?..

(лиса)

Рыже-огненный комочек,

С хвостиком как парашют,

По деревьям быстро скачет,

Был он там…

Теперь уж тут.

Быстрый он как стрелочка.

Так ведь это…

(белочка)

Лежала между ёлками

Подушечка с иголками.

Тихонечко лежала,

Потом вдруг убежала.

Косолапый и большой,

Спит в берлоге он зимой.

Любит шишки, любит мёд,

Ну-ка, кто же назовет?

(медведь)

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора.

(заяц)

Серый, страшный и зубастый

Произвел переполох.

Все зверята разбежались.

Напугал зверят тех…

(волк)

Ежик : Молодцы! Много знаете! Отправляйтесь дальше, вас ждет еще много интересных заданий.

Проходят по тропинке.

Воспитатель: Смотрите, а вот и белочка.

Белочка: Здравствуйте, ребята! Вот мы и встретились!

Дети: Здравствуй, белочка!

Белочка: Давайте поиграем! Я буду называть слова, а вы должны сказать, как они называются одним словом.

Дидактическая игра: "Назови все одним словом"

Белочка: бабочка, божья коровка, муравей, стрекоза

Дети: насекомые;

Белочка: берёза, ель, клен, сосна,

Дети: деревья;

Белочка: дятел, сова, сорока, воробей

Дети: птицы;

Белочка: земляника, малина, смородина, черника

Дети : ягоды;

Белочка: ромашка, колокольчик, роза, василек

Дети: цветы;

Белочка: лиса, заяц, белка, ежик

Дети : животные

Белочка: Молодцы! А теперь поиграйте со мной в игру "Маленький - большой"

Белочка: У ежика маленькие лапки, а у медведя - большие

Дети: лапищи.

Белочка: У ежика маленький носик, а у медведя - большой

Дети: носище.

Белочка: У ежика маленькие глазки, а у медведя - большие

Дети: глазищи.

Воспитатель: Спасибо, белочка за игры, но нам пора идти дальше!

Белочка: Я рада, что мы поиграли и подружились! Теперь идите дальше и вы встретите зайчика! До свидания!

Дети: До свидания!

Воспитатель: Ребята, пойдёмте друг за другом. Вот как мы шагаем,

Ножки поднимаем,

Посмотрите все на нас.

Солнышко сияет,

Ветерок играет,

По лесочку мы идем

«Топ, топ – веселей!

Своих ножек не жалей!»

Смотрите, какие-то пенёчки, давайте сядем, отдохнём.

А кто это там выглядывает из-за кустика? Да это же зайчик! Здравствуй, зайчик!

Зайчик: Здравствуйте, ребята!

Воспитатель : А почему ты прячешься?

Зайчик : Я боюсь.

Воспитатель : Не бойся, мы тебя не обидим. Мы пришли с тобой поиграть.

Зайчик: А тогда давайте сыграем в игру с моим волшебным снежком, а волшебный он потому что ни когда не тает. Игра называется «Назови ласково». Я буду вам называть слово и бросать волшебный снежок, а вы в ответ называть слово ласково и бросать снежок мне!

Дидактическая игра "Назови ласково"

Лиса - лисёнок , волк - волчонок , медведь - медвежонок ,
белка - бельчонок , ёж – ежонок , заяц – зайчонок , лось – лосенок.

Зайчик: Молодцы! Мне так понравилось с вами играть, приходите ко мне в гости еще. Счастливого пути!

Воспитатель: Ребята! Вы, наверно устали. Нам уже пора возвращаться в детский сад. Вы два раза повернитесь и все в группе очутитесь.

Воспитатель: Ну вот, ребята, мы с вами вернулись в детский сад. Скажите, где мы гуляли?

(ответы детей)

Воспитатель: Кого мы встретили в лесу?

(ответы детей)

Воспитатель: Вам понравилась прогулка? О чем вы расскажите дома, своим родителям.

Список использованной литературы:

  1. Аджи А. В. Конспекты интегрированных занятий в средней группе детского сада. Ознакомление с художественной литературой. Развитие речи. Обучение грамоте: Практическое пособие для воспитателей ДОУ.- Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006.
  2. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий. Под ред. Ушаковой О.С.-М: ТЦ Сфера, 2005.
  1. Ушакова, О.С. Теория и практика развития речи дошкольника: Развиваем речь. -М: ТЦ Сфера, 2008.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе
Кричигина Наталья Григорьевна МБДОУ № 117 воспитатель г.НовокузнецкТЕМА: составление описательного рассказа на тему
« ОСЕНЬ « по плану - схеме
ЦЕЛЬ: формировать навык составления описательного рассказа
на тему « ОСЕНЬ» с опорой на схемы.
ЗАДАЧИ:
ОБУЧАЮЩАЯ.
. Закрепление представлений об осени и её приметах.
. Расширение и активизация словаря по теме» ОСЕНЬ».
РАЗВИВАЮЩАЯ.
.Развитие связной речи, внимания, памяти, логического мышления.
. Развитие координации движений с речью.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ.
. Воспитывать доброту, отзывчивость, бережное отношение к окружающей природе.
. Показать уникальность природы осенью.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
. Рассматривание картины И.И.ЛЕВИТАНА « ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ».
. Беседа на тему « Осень».
. Разучивание стихов, загадок, чистоговорок, пословиц.
. Экскурсии в парк.
. Наблюдение на прогулке.
. Выставки детских рисунков.
. Конкурс поделок из природного материала. 1
. Чтение произведений В.А.Сухомлинского « Стыдно перед соловушкой», В.М. Гаршина « Лягушка-путешественница», И.Соколова - Микитова «Улетают журавли».
. Просмотр Д.В.Д.
. Коллективный труд « Уборка участка от сухих листьев.
. Сочинение и отправка письма на телевидение.
ОБОРУДОВАНИЕ: план-схема, шишки, бумажные листочки на каждого ребёнка, магнитофон, телефон, картинки с изображением солнца,тучи, ветра, гнездо, пер,корзинка, мяч, стакан молока, камушек, осенняя полянка, микрофон.
РИТУАЛ ПЕРЕД ПРОВЕДЕНИЕМ ЗАНЯТИЯ.
(дети стоят в кругу.)
Доброе утро солнце.
Мы тебе рады.
Все мы проснулись,
Вместе собрались.
ИГРА « НАЗОВИ ЛАСКОВО».
Пальчиковая игра « НАСТРОЕНИЕ».
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТЗвонок по телефону воспитателю с телевидения.
Сообщение о том, что они получили наше письмо,и если дети согласны, то мы примем участие в конкурсе на лучшее составление описательного рассказа об осени (ответы детей).
Воспитатель: Если на деревьях - листья пожелтели,
Если в край далёкий - птицы улетели, 2
Если небо хмурое,
Если дождик льётся,
Это время года Осенью зовётся.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.Закрепление представлений об осени и её приметах.
Воспитатель: я приглашаю, вас прогуляться к осенней полянке. Нас там ждёт много интересного. Мы пойдём по дорожке будем собирать шишки и складывать их в корзину называя слова, которые отвечают на вопрос « Какая бывает осень?» (ранняя, поздняя, пасмурная, дождливая, хмурая и т.д.)
ИГРА « Какая осень?» (каждая шишка – слово)
Воспитатель: как много шишек вы собрали! А чем ещё покрыта земля осенью?Дети: листьями, шишками, хвоёй, сухой травой.
Воспитатель: как вы думаете, нам всё это может пригодиться?Дети: да, это природный материал из него можно делать разные поделки.
Воспитатель: первая наша остановка на полянке - « Солнечная»
Как светит и греет солнце осенью?
Дети: солнце светит, но греет слабо, потому что закрыто тучами.
ИГРА на развитие внимания »Солнце, ветер и туча»
Воспитатель: давайте поиграем в игру
(если я показываю солнце - вы поднимаете руки вверх, если тучу - вы закрываете лицо руками, если ветер - вы кружитесь).
Воспитатель: пока мы с вами играли, я увидела, что то очень интересное. Давайте подойдём и посмотрим.

3
Остановка «ПЕРЕЛЁТНАЯ»
Дети: это гнездо и перо.
Воспитатель: как вы думаете, о ком мы сейчас будем говорить?
Дети: о птицах.
Воспитатель: как называются птицы, которые осенью от нас улетают, а весной возвращаются? (перелётные).
Воспитатель: почему они улетают?
Дети: птицам нечего кушать, насекомые прячутся, становится холодно.
Воспитатель: каких перелётных птиц, вы знаете?
ИГРА « ПЕРЕДАЙ ПЁРЫШКО»
Воспитатель: все ли птицы долетят до тёплых краёв?
Дети: нет, на пути их подстерегают разные опасности..Воспитатель: одну из причин гибели птиц вы узнаете, если отгадаете загадку?
« БЕЛОЕ МОЛОКО РАЗЛИЛОСЬ НАД РЕКОЙ» (туман)
Воспитатель: давайте проведём маленький опыт.
В стакан с молоком бросим маленький камушек.
Вы видите камушек? Дети – нет.
Вывод: при тумане птицам тоже ничего не видно.
Воспитатель: так чем же опасен туман для птиц?
Дети: во время тумана птицы могут сбиться с пути.
Воспитатель: следующая наша остановка « Осенняя»
Игра с мячом «ПОДБЕРИ СЛОВА ДЕЙСТВИЯ» отвечающие на вопрос « Что делает?», « Что делают?»
1.Солнце (что делает?)- светит, греет.
2.Туча (что делает?)- закрывает, плывёт. 4
3.Ветер (что делает?)- дует, гонит, завывает.
4.Насекомые (что делают?)- прячутся, зарываются.
5. Птицы (что делают?)- улетают, машут, летят, кричат и т.д.
6.Люди (что делают?) - собирают, надевают, убирают.
6.Животные (что делают?)- готовятся, меняют, засыпают.
7.Листья (что делают?)- падают, кружатся, летят, порхают, шуршат, шелестят, облетают.
Воспитатель: следующая остановка «Лиственная»
Воспитатель: что это за художник пришёл без красок и без кисти, а разукрасил нам все листья? Дети (осень).
Воспитатель: как можно одним словом, назвать - какими стали листья осенью?
Дети: разноцветнымиВоспитатель: как называется природное явление, когда падают листья?
Дети: листопад
Воспитатель: что будет, если листья не пожелтеют и не опадут с деревьев на зиму? (ответы детей).
Звучит музыка.
III.Проведение динамической паузы
Воспитатель: ребята, давайте поиграем. Мы будем рассказывать стихотворение, и выполнять движения.
Листья осенние тихо кружатся.
(дети кружатся на цыпочках, руки в стороны).
Листья нам под ноги тихо ложатся.
(приседают)
И под ногами шуршат, шелестят. 5
(движение руками вправо, влево).
Будто опять закружиться хотят.
(поднимаются, кружатся).
Игра на развитие фонематического слуха.
Назови слова со звуком Ж (кружатся, ложатся, закружиться)
Назови слова со звуком Ш (шуршат, шелестят)
Разделите эти слова на слоги хлопками.
Воспитатель: ребятишки, а если бы вы были композиторами, какую бы вы сочинили музыку об осени? (ответы детей)
-А если бы вы были художниками, какими бы красками вы рисовали Осень? (ответы детей)
-А если бы вы были писателями, то какой рассказ об осени вы бы написали - мы сейчас и услышим.
IV. СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА ПО СХЕМАМ
Воспитатель: мы сегодня участвуем в конкурсе на лучшее составление описательного рассказа. Внимательно посмотрите на схемы и расскажите про осень, т.е. составьте рассказ.
Дети составляют рассказ - описание по схемам.
Образец рассказа.
Осенью солнце светит, но греет слабо. Небо пасмурное, хмурое, покрыто тучами. Листья на деревьях становятся разноцветными. Начинается листопад. К концу осени деревья стоят голые. Земля покрыта разноцветными листьями. Перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие остаются с нами. Животные готовятся к зиме. Белка и заяц меняют окраску шерсти. Белка готовит запасы на зиму. Медведь и ёж впадают в зимнюю спячку. Люди собирают урожай, делают заготовки на зиму, надевают тёплую, непромокаемую одежду. Осенью можно играть с листьями, собирать природный материал и делать разные поделки.
6
ИТОГ ЗАНЯТИЯ.
Воспитатель: вот какая у нас замечательная осень! Вы все хорошо отвечали на вопросы, старались правильно, красиво рассказать, были активными. И я хочу вам на память подарить осенние листья и настоящий микрофон для сюжетно-ролевой игры «Телевидение».

Поделиться: