Конгруэнтность в психологии определение. Что такое конгруэнтность, или чем вредны хорошие манеры

Конгруэнтность

Давайте еще поговорим о конгруэнтности. Я напоминаю, что конгруэнтность – это уровень внутренней гармонии, внутренней согласованности человека.

Чем выше эта внутренняя гармония, тем выше конгруэнтность. Если же кто-то одновременно посылает сигналы, противоположные по значению, то говорят о неконгруэнтности.

Один вариант – когда различается то, ЧТО человек говорит и то, КАК он говорит. А так же может различаться информация посылаемая правой и левой половинами тела.

– Получается, что не все равно, какой рукой махать?

Возможность человека быть неконгруэнтным связана с тем, что у него два полушария (это вы еще в школе проходили) – правое (эмоциональное, аналоговое) и левое (логическое, дискретное).

Правое полушарие отвечает за левую половину тела, левое – за правую.

Крест накрест.

Условно, всю невербальную информацию, которую может передать человек (а это, как вы помните, 5/6 от общего количества) можно разделить на две части.

МКАИ – МоноКанальная Аналоговая Информация. Это то, что человек может продемонстрировать только всем телом: дыхание, потоотделение, голос, поза, покраснение и т. д.

СКАИ – СтереоКанальная Аналоговая Информация. Это та невербальная информация, которая может передаваться правой и левой сторонами человека (соответственно левым и правым полушарием): движения рук, ног, искривленная поза (в одну сторону), наклон головы, несимметричность улыбки, большее напряжение мышц только с одной стороны…

То есть СКАИ может быть правой и левой. Вот когда информация, передаваемая по правому и левому СКАИ совпадает, тогда говорят о симметричности.

Калибровка конгруэнтности

Для того, чтобы определить, насколько конгруэнтен человек калибруют: соответствие между МКАИ и содержанием; симметричность.

Конгруэнтность показывает, насколько согласуется между собой то, что человек хочет сообщить другим из соображений логики, и исходя из чувств.

Например, если вы улыбнетесь ребенку только правой стороной лица, то он, скорее всего, не отреагирует, если левой – обратит внимание, если симметрично – то, скорее всего, улыбнется в ответ.

– А почему?

Дети еще не успели полностью постичь принципов цивилизации, и потому достаточно гармоничны. И совершенно бессознательно прекрасно калибруют различия между тем, что родители им сообщают «по долгу службы», а что искренне. Конгруэнтность – это же, в каком-то смысле, уровень искренности человека.

Когда вы улыбаетесь только правой стороной лица, это идет больше от сознания, от логики (за правую половину тела отвечает левое (логическое) полушарие). И к реальным чувствам имеет мало отношения.

Кстати, правосторонняя улыбка обычно достаточно кривая. И ее ребенок игнорирует, потому что прекрасно понимает, что это ложная информация.

Когда же вы улыбаетесь только левой стороной, это уже более правдиво и непосредственно. Но это же и сообщает, что сознательно вы улыбаться не хотите. И только симметричная, достаточно конгруэнтная улыбка является свидетельством того, что вы и думаете, и чувствуете одинаково.

Кстати, для тренировки улыбки зеркало плохо подходит. В нем вы видите все перевернуто – правое становится левым, левое – правым. Вы думаете, что улыбаетесь совершенно замечательно, а окружающим так совсем не кажется. Искажение. Для такой тренировки лучше работать либо с видеокамерой (но это не всем по карману), либо с людьми, которые могут дать качественную обратную связь.

Хотя тренироваться можно где угодно – самое главное аккуратно калибровать реакцию окружающих. Это самая замечательная обратная связь – с людьми, не знающими, что нужно как-то специально реагировать.

– А симметричная улыбка тоже может быть неконгруэнтной?

Вообще говоря, да. Знаете, как улыбаются американцы – улыбка широкая, симметричная. НО! Она застывшая. Когда вы ее видите, то сравниваете с вашим представлением о том, как улыбка должна выглядеть, со своей картой. Русские улыбаются немного иначе.

Правда, намного реже.

Если вы улыбаетесь спонтанно, то мышцы работают по-другому. «Сознательная» улыбка более жесткая, резкая, в ней обычно не задействованы мышцы у внешней стороны глаз.

Поэтому, если вы хотите научиться улыбаться действительно конгруэнтно, то старайтесь идти от собственного состояния – найдите у себя внутри чувства, которые и вызывают эту улыбку. И когда захотите улыбаться «специально», вспоминайте эти чувства, а не «правильное напряжение мышц губ». Улыбается ведь человек всем телом – меняется дыхание, голос, мимика, движения. И все это можно заметить…

Если быть честным, я против правил на поведенческом уровне: делайте так и так. Если человеку предложить только один вариант поведения, это лишает его гибкости, лишает выбора. И он превращается в автомат. Только раньше этот автомат, например, грустил, а теперь искренне радуется. Человек гораздо шире, чем ширпотребовский набор эмоций.

Хотя мне было бы гораздо приятнее ехать в метро с людьми улыбающимися, пусть даже не совсем естественно, чем с людьми с тем выражением лица, которое выражает что-то среднее между бесконечной усталостью и омерзением ко всему на свете, как у нас. Скорее всего это культуральное – в России принято, по крайней мере в определенных кругах, всем видом показывать недовольство жизнью. В Штатах, например, больше принято улыбаться (той самой неестественной улыбкой), показывая радость и силу. И если вы появитесь на улице с «российским» выражением лица, то к вам, возможно, подойдут выяснить: «не случилось ли чего?». Так принято, что у нас веселыми в общественном месте позволено быть только в состоянии опьянения.

Наверно, именно поэтому в этом состоянии в метро и не пускают – чтобы не портить общей картины.

На мой взгляд, дело не в том, чтобы все время находиться в одном состоянии, пусть даже достаточно комфортном, сколько в соответствии вашего состояния ситуации и вашим желаниям. Не совсем уместно появиться с открытой милой улыбкой на похоронах.

Впрочем, как и с выражением тоски и страдания на чьем-то дне рождения.

Научитесь соответствовать. Это что-то вроде замка и ключа: ситуация – это замок, а ваше состояние – ключ от этого замка. В этом, наверное, и состоит поведенческая гибкость – выбрать наиболее подходящее поведение к текущему моменту, подобрать ключ к замку. И мы здесь будем заниматься даже не столько нахождением наиболее подходящих способов действий, сколько расширением своего поведенческого арсенала.

Ну ладно, вернемся к конгруэнтности. В более широком смысле – это соответствие, и не только внутреннее, но и внешнее. Можно говорить о том, достаточно ли вы соответствуете ситуации, ваши идеи – вашим поступкам и т. д. Правда в русском языке для этого употребляют другое не менее иностранное слово – адекватность.

– А конгруэнтный человек не имеет проблем?

Когда у человека есть проблема, то это будет проявляться в его неконгруэнтности. Например, один из важных признаков того, что вы достигли результата в работе с клиентом – это его повышение симметрии. Правда, обычно неконгруэнтность проявляется, только когда человек об этой проблеме думает или говорит. Так что конгруэнтность сообщает только о том, что в данный момент «по данной теме» внутренних противоречий нет.

Вот попросите кого-нибудь рассказать о любой его проблеме – скорее всего его тут же перекособочит.

Проблема – это ведь неразрешимое (пока) противоречие. Есть одно, а хочется чего-то иного. И это противоречие и будет проявляться в некогруэнтности. У кого-то больше, у кого-то меньше…

– Желание получить больше, чем имеешь, всегда приводит к проблеме.

Нет, конечно. Противоречие – это то, что движет человеком. Не было бы противоречий, мы бы ничего и не делали. Мир меняется.

Помните: «Единство и борьба противоположностей»?

Противоречия – тот двигатель, который заставляет нас меняться вслед за изменением мира. Просто для одних противоречие – это стена, через которую невозможно перелезть, а для других – необходимое горючее.

Вот сравните, один говорит: «Я не умею знакомиться с девушками. Это у меня никогда не получится. Меня никто никогда не полюбит». Другой же: «Вы знаете, у меня пока не получается знакомиться с девушками. Но я хочу научиться делать это!»

Ситуация, о которой говорят оба этих человека, одна и та же – они не умеют знакомиться с девушками.

Но для одного это ПРОБЛЕМА!!!

Для другого – возможность научиться чему-то новому, тренировка на препятствиях.

Разница только в отношении.

– А как все это использовать в общении?

А тут как минимум две возможности.

С одной стороны, вы можете использовать это для калибровки. Уровень конгруэнтности сообщает о степени искренности человека. Насколько отличается то, что он чувствует, от того, что он вам говорит.

– Калибровка «правда – ложь»?

В том числе.

С другой стороны – чем выше ваша собственная конгруэнтность, тем больше вас слушают, тем выше доверие к вам.

Упражнение «Конгруэнтность»

В группах по 5 человек. Один из вас выступает и что-то рассказывает о себе. Немного, одну-две минуты. Остальные калибруют. Причем одна пара калибрует соответствие содержания и МКАИ, а вторая – симметричность.

Только, если вы калибруете соответствие МКАИ и содержания, вам придется больше ориентироваться на собственный опыт – на то, как обычно проявляются данные переживания у людей. Ну, и если есть возможность, попробовать откалибровать этого конкретного человека в нужном состоянии.

Когда же вы калибруете симметричность, то здесь проще – вы просто сравниваете между собой явно заметные вещи: движения правой и левой рукой, покраснение правой и левой сторон лица…

Симметрия не означает, что они двигаются совершенно синхронно. Пошла правая, одновременно с ней левая… Нет. Просто количество движений и их тип должны быть относительно одинаковы. Например – если правая рука постоянно движется, а левая висит, как плеть – это несимметрично. Но и если правая движется плавно, а левая рывками, и при этом напряжена – это тоже несимметрично.

Когда Выступающий закончит, ему дают обратную связь – что и где, с точки зрения зала, было неконгруэнтно. После этого Выступающему дается еще одна попытка, потом опять обратная связь. Потом последняя, третья попытка, и в конце ее тоже очень короткий ответ из зала, об уровне конгруэнтности. Итого, всего три попытки.

Потом меняетесь ролями.

– А зачем так много калибрующих?

Чем больше обратной связи, тем лучше. Оптимально, чтобы работали 7–9 человек, но это будет очень долго, поэтому пока только четверо.

– Когда человек говорит о своих проблемах, он действительно резко теряет конгруэнтность. Причем достаточно даже просто вспомнить о проблеме.

– Обычно была одновременная потеря симметрии и конгруэнтности по МКАИ и содержанию.

Да, хорошо что вы это заметили. Ведь МКАИ с СКАИ – это условное разделение для того, чтобы было проще калибровать.

– А что, у человека может не быть проблем?

Вполне. Если он не хочет более того, что у него есть, или не относится к этому противоречию, как к проблеме. Из-за этого могут возникнуть трудности, например, в тех психологических направлениях, где просто заранее определяется, что должно являться проблемой, а что нет. И если терапевт убежден в истинности этой модели, он может убедить в этом и своего клиента. Человек достаточно гибок, и если ему достаточно конгруэнтно и убедительно доказывать, что он болен и с головой у него «что-то не то», то он с большой долей вероятности может себе эту проблему организовать.

Пока не знал, что это патология – все было нормально…

Вас мучают эротические сны?

Ну, почему же мучают….

С точки зрения НЛП только сам человек может определить, является ли что-то для него проблемой, или не является. Ему можно помочь это осознать, но решает он самостоятельно. Потому что больше некому.

– В чем разница между тем, что проблему помогают осознать, или тем, что человека убеждают в ее наличии?

Просто в первом случае есть явные внешние признаки наличия проблемы (например, неконгруэнтность), и человек на определенном уровне знает о наличии конфликта, во втором же проблему создают искусственно, просто потому, что в этом убежден терапевт.

– То есть вопрос только в том, чья карта берется за основу – терапевта или клиента.

Можно сказать и так.

Телеграмма: «Доктор, я себя отлично чувствую! Немедленно объясните, почему?»

– Как быть в том случае, когда человек вредит другим, но не воспринимает это как проблему?

Как я понимаю, это проблема тех, кому он «вредит». Другое дело, что он может просто не знать о том, что его действия кому-то мешают. И тогда можно ему об этом сообщить. В результате проблема будет и у него тоже.

Если кратко…

1. Доверие = Подстройка + Конгруэнтность.

2. Конгруэнтность – это уровень внутренней гармонии, согласованности разных сторон личности человека.

3. Всю невербальную информацию, можно разделить на две части: то, что человек может продемонстрировать только всем телом (МКАИ), и то, что может передаваться правой и левой сторонами человека раздельно (СКАИ).

4. Для того, чтобы определить, насколько конгруэнтен человек, калибруют соответствие между МКАИ и содержанием, а также симметричность.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Лишь в школьные годы человек сталкивается с таким понятием, как конгруэнтность. В физике она передает самый главный смысл – соответствие, равенство. Однако в психологии и общении могут применяться другие понятия, например, честность и открытость, которые также говорят о конгруэнтности.

Что такое честность? Это истинное проявление человека, который четко понимает свои мысли и ощущения (чувства), может их проявлять или говорить о них. Однако такое случается нечасто. Люди часто обманывают не только окружающих, но и самих себя.

Если говорить об отсутствии конгруэнтности в отношении окружающих, то интернет-журнал сайт приводит пример того, как люди обманывают, лгут или выражают те эмоции, которые они на самом деле не испытывают. Человек может окружающим улыбаться, в то время как на душе испытывать грусть. Он может быть вежливым с теми, кого на самом деле ненавидит.

Примеров для конгруэнтности очень много. В таких ситуациях говорят, что человек носит маску, притворяется. Если же человек честен, то есть конгруэнтен, тогда он выражает ровно те эмоции, которые на самом деле испытывает. Самыми конгруэнтными являются маленькие дети, которые плачут, когда им больно, улыбаются, когда действительно счастливы. Как говорится, внутренний мир соответствует внешним поступкам, которые человек совершает.

Термин «конгруэнтность» ввел Карл Роджерс, который отмечал, что он является самым важным компонентом в клиент-центрированной психотерапии, по сравнению с эмпатией и безоценочным принятием.

Что такое конгруэнтность?

Конгруэнтность имеет широкий смысл. Одним из понятий, которые отвечают на вопрос, что это такое, является согласованность различных предметов, их слаженная работа, что позволяет одной структуре гармонично работать и быть целостной. Синонимами конгруэнтности являются:

  1. Сравнимость.
  2. Совпадение.
  3. Согласованность.
  4. Соразмерность.
  5. Соответствие.

Обычно о конгруэнтности говорится в физике. Однако практическая психология заимствовала данное понятие, поскольку оно не имеет аналогов. Таким образом, в психологии под конгруэнтностью понимается соответствие внешних действий внутренним ощущениям. Это слаженная работа отдельных компонентов, которые не противоречат друг другу, а наоборот, создают единую целостность, дополнение или соответствие, взаимозамещение.

Человек конгруэнтен, когда он понимает свои переживания, может их соответствующим образом выразить, рассказать о них. Также под конгруэнтностью может пониматься совпадение точек зрения двух и более людей в отношении одной темы.

Термин «конгруэнтность» берет свое название из латинского «congruens», что означает пропорциональность, сообразность, соответствие, совпадение.

  • В математике под конгруэнтностью понимается равенство углов, отрезков, фигур.
  • В геометрии под конгруэнтностью понимается свойство фигур, которые могут называться одинаковыми, переходить одна в другую при помощи движения.
  • В физике конгруэнтность определяется как равноценность качественных состояний явлений или процессов.

Другим словом конгруэнтность можно назвать аутентичностью – правдивость, искренность, подлинность (когда мысли соответствуют поступкам индивида).

Конгруэнтность позволяет человеку жить в гармонии. Его душа спокойна и не волнуется. Это достигается путем того, что индивид позволяет себе быть собой, говорить и делать то, что он считает нужным в соответствии с его ценностями и взглядами. Когда человеку не нужно притворяться, он расслабляется, то есть позволяет себе говорить то, что он думает, понимать собственные мысли, чувства и желания и находить такие способы их проявления, которые не мешают ему чувствовать себя счастливым.

Конгруэнтность – это свобода и правдивость с собой и окружающими. Человек не испытывает потребности притворяться, надевать маски, прятаться или защищаться различными способами.

Это проявляется в спокойствии человека, который выглядит, общается и действует соответственно. Внутренне состояние должно соответствовать поведению и словам, иначе ему не поверят.

Для того чтобы успешно контактировать с другими людьми, человеку предлагается несколько методик, которые он должен использовать во время общения. Например, быть вежливым, не нервничать, быть спокойным и следить за словами, которые произносятся. Но все эти методики не дают должного результата, если ими просто руководствоваться, при этом чувствуя себя взволнованно.

Представьте себе ситуацию, когда ваш собеседник пытается говорить правильные слова, передающие уверенность в обговариваемом вопросе, но при этом вы видите в его взгляде страх, нервозность, напряжение. Вас будет удивлять эта ситуация, поскольку поведение человека не соответствует его внутреннему состоянию. И вы, конечно же, будете больше уделять внимания состоянию человека, а не тому, какие разумные вещи он вам говорит.

Нужно не просто поступать правильно, но и чувствовать себя спокойно. Если внутреннее состояние не соответствует вашим действиям и словам, то люди не поверят вам. Они будут верить тому, что вы не можете контролировать, — вашему беспокойству и переживаниям, поскольку они исходят изнутри, являются искренними и естественными. А ваши методы культурного общения и поведения могут быть всего лишь контролируемыми действиями, которые передают желание получить свое.

Поступайте правильно и чувствуйте себя спокойно. Пусть ваш внутренний мир будет соответствовать внешнему проявлению, чтобы не было диссонанса.

Конгруэнтность в общении

Конгруэнтность в общении очень важна, поскольку она позволяет двум людям открыто и честно общаться, тратить энергию не на защиту себя, а на поиск решений или новой информации. Под конгруэнтностью в процессе общения понимается такое общение, когда отсутствует оценка партнера, критика в его адрес, желание подавить или подчинить себе. Можно сказать, что собеседник конгруэнтного человека чувствует себя свободным в своих словах и проявлениях в его присутствии. Он не чувствует нужды защищаться. Он не испытывает напряжения.

Такое достаточно редкое, поскольку зачастую люди общаются на уровне желания победить, посоревноваться, подавить или управлять окружающими. В такой ситуации вся энергия тратится на то, чтобы защитить себя от нападок других людей. Человек испытывает одни чувства, а на уровне поступков выражает другие. Это уже не является конгруэнтным.

Минусом неконгруэнтного общения является то, что люди все силы бросают на защиту и борьбу друг с другом. При этом не решаются обсуждаемые вопросы, не находятся решения, которые будут удовлетворять ценностям и желаниям собеседников, не достигается полнота общения. Люди в состоянии неконгруэнтности заняты тем, чтобы победить или защититься, а не познать новую информацию или что-то решить.

Доверие между людьми возникает тогда, когда они умиротворены в компании друг друга. Если возникает напряжение, тогда появляется естественная защитная реакция. Вот почему люди, которые желают, чтобы им доверяли, должны выстраивать с окружающими такое общение, которое помогает им расслабиться, успокоиться, довериться, понять, что на них не нападают. В состоянии конгруэнтности люди способны действовать совместно на благо друг друга. Это позволяет им раскрываться, быть искренними и честными, выражать именно те мысли и , которые они действительно испытывают.

Неконгруэнтность появляется тогда, когда человек действует не в соответствии со своими ценностями, желаниями или ощущениями. Его лицо не выражает радости или заинтересованности, что и является ярким признаком неконгруэнтности. Если слова расходятся с делом, это является другим признаком неконгруэнтности.

Когда человек спокоен душой, он позволяет своему телу находиться в спокойствии, а себе действовать с внутренними ценностями и чувствами.

Причиной того, что человек не может быть конгруэнтным, заключается в том, что либо он сам, либо его собеседник по общению демонстрирует свой статус, желает возвыситься. В таком случае начинается игра, в которой кто-то должен победить. Возникает соревнование, борьба, война. Все это провоцирует неконгруэнтное поведение собеседников.

Психологи постоянно стараются конкретизировать поведение людей. Здесь рассматривается и конгруэнтность, когда человек ради восстановления внутреннего баланса должен изменить свое отношение к компоненту, который негативно оценивает:

  1. Если человек, чьему мнению вы доверяете, выражает идею, которая вызывает у вас негативную реакцию, возникает дисбаланс. С одной стороны человеку вы доверяете, однако он уже начинает казаться не таким правильным из-за своего высказывания. С другой стороны, несогласованность ваших мнений, что и провоцирует негативное отношение к собеседнику. Конгруэнтностью здесь будет принятие мысли о том, что человек, который вам интересен, по-своему прав, хотя вы своего мнения не меняете.
  2. Если человек, который вам непривлекателен, начнет увлекаться тем же или выражать мысли, с которыми вы согласны, он начнет приобретать более приятные черты в ваших глазах.

Конгруэнтность в психологии

В психологии под конгруэнтностью понимается соответствие внутренним переживаниям и желаниям внешним проявлениям. Человек в состоянии конгруэнтности позволяет себе говорить, действовать так, как считает нужным. Он не переживает, испытывает прилив сил, чувствует комфорт и внутреннее спокойствие. Это и есть конгруэнтность.

Вместе с тем возникает противоречие с теми рамками этикета, которые бытуют в обществе. Человек не может жить изолированно от других людей, из-за чего возникает дисбаланс:

  1. С одной стороны конгруэнтность, когда человек позволяет себе быть собой и проявлять себя в полную силу, ничего не боясь, не ущемляя свои качества.
  2. С другой стороны этикет, который диктует людям, как себя вести. Если человек будет позволять себе все, что он пожелает, это в значительной мере может не нравиться другим людям и даже ущемлять их свободу слов и действий.

Карл Роджерс определял конгруэнтность как способ достижения истинного счастья. Современные психологи советуют объединять в себе два качества, когда можно себе оставаться собой и когда порой необходимо притворяться, играть роли, защищаться.

Достаточно часто психологи отмечают неконгруэнтное поведение обычных людей. Они постоянно попадают в такие ситуации, где вынуждены выбирать: быть собой или быть таким, каким другие хотят видеть? Зачастую человек выбирает второй вариант, поскольку не чувствует уверенности в себе и боится не понравиться. Желание всем и всегда нравиться мешает развитию конгруэнтности, поскольку в таком случае человек вынужден постоянно быть не собой.

Итог

Конгруэнтность, по мнению многих психологов, позволяет человеку быть здоровой личностью. Она испытывает спокойствие и уверенность в себе, обладает адекватной самооценкой, не оценивает окружающих и не заставляет их с собой бороться. Человек живет гармонично, достигая и в итоге.

Если же человек неконгруэнтен, он постоянно находится в конфликте с собой и другими людьми. Он нервозен, неуверенный в себе, обладает либо завышенной, либо заниженной самооценкой. Здесь часто возникают неврозы, депрессия, апатия, неадекватное поведение и пр. Неконгруэнтность лишает человека счастья, умиротворенности, стабильности и удовлетворенности.

Конгруэнтность в психологии – одно из ключевых понятий. О ней в настоящее время очень много говорят и часто проводят исследования, связанные с содержанием данного понятия.

И не удивительно, ведь это понятие является важной составляющей жизни каждого человека, стремящегося к вершинам и собственной состоятельности. Чтобы представить себе, что такое конгруэнтность, нужно более детально проанализировать этот термин. Кстати, он не является чисто психологическим и имеет в разных науках разные определения.

Основной смысл

Значение понятия «конгруэнтность» в психологии определяется как состояние полной независимости. Оно обязательно сопровождается отсутствием боязни или стеснения показать окружающим свои эмоции, при этом индивид не испытывает за них стыда, а его вербальное, паравербальное и невербальное общение гармонично соотносятся и имеют высокий уровень развития, близки к совершенству.

Получается, что конгруэнтный человек никогда не стесняется высказывать то, о чем он думает, причем делает это так, что все окружающие полностью его понимают. Более подробно стоит остановиться на второй части рассматриваемого нами определения. Итак:

  • Вербальная речь – это обычные слова, которые люди произносят вслух в процессе коммуникации.
  • Невербальная речь состоит прежде всего из жестов и мимики. Иначе психологи называют ее языком тела.
  • Паравербальная речь тесно связана с умением человека говорить, но при этом выражается она не словами, а преимущественно интонацией.

Таким образом, конгруэнтным называют только того человека, речь которого является связной, а язык тела и интонация ей полностью соответствуют. Согласитесь, что поверить человеку, который ясно выражает свои мысли и использует при этом правильные жесты, гораздо проще, чем индивиду с непонятным взглядом, скрещенными на груди руками и бормочущему непонятно что.

Взгляд со стороны

Примечательно, что конгруэнтность – это такая особенность индивида, которую можно всегда увидеть со стороны. Однако при этом стоит оговориться, что в общении должна присутствовать . Это понятие можно рассматривать с разных сторон.

Например, в быту о ней говорят как о способности сопереживать другим людям, а в психологии она означает умение правильно идентифицировать эмоции своего собеседника. Получается, что конгруэнтность человека видна всем по-разному: чем больше развита эмпатия, тем больше видна этому человеку конгруэнтность другого.

Залог успеха

Как утверждают психологи, конгруэнтный человек может добиться в жизни всего, достичь вершин. Из таких людей, например, получаются хорошие и успешные предприниматели. И это вполне закономерно, потому что бизнесменам в процессе своей деятельности приходится много общаться с партнерами, коллегами и клиентами.

Чем больше развита у предпринимателя конгруэнтность, тем более убедительным он является для окружающих, и, как следствие, это обязательно помогает развитию бизнеса. И наоборот. Представьте себе неуверенного, волнующегося бизнесмена – вряд ли вам захочется стать его клиентом или, тем более, партнером. При этом стоит отметить, что конгруэнтность – это и внутреннее психологическое состояние личности, и то, как индивид выглядит перед окружающими его людьми.

Конгруэнтность и неконгруэнтность играют роль не только в бизнесе, но и, в принципе, в любой сфере человеческой жизни. Умение убеждать и выступать с речами очень ценно для политиков, сотрудников правоохранительных органов, учителей и представителей других специальностей.

Кстати, все видные исторические деятели были весьма конгруэнтными людьми, взять хотя бы Ленина, Гитлера, Сталина, Наполеона и т.д. Если бы они не умели убеждать, то вряд ли смогли бы увлечь своими идеями и повести за собой множество людей.

В личной жизни

Отдельно следует поговорить о значении конгруэнтности в личной жизни человека. Она играет важную роль в общении с представителями противоположного пола. Человеку, который уверен в себе, умеет правильно говорить и выражать свои эмоции, всегда проще строить отношения с другими.

Приведем простой пример: если парень уверен в том, что он может добиться девушки, то это у него получится гораздо лучше, чем у того, который будет стесняться выражать свои эмоции. Схема работает так: представительница прекрасного пола, неосознанно используя свое свойство эмпатии, обязательно уловит конгруэнтность молодого человека и подумает, что его уверенность символизирует то, что он наверняка нравится другим девушкам.

Кстати, о конгруэнтности стоит поговорить как о качестве, важном не только в любви, но и в отношениях с людьми вообще. Человек, который способен правильно выражать свои чувства и мысли, пользуется заслуженным уважением и вызывает большее доверие, чем какой-нибудь замкнутый в себе индивид. У конгруэнтных людей всегда много друзей и приятелей, да и вообще просто знакомых.

Психологи утверждают, что конгруэнтность – это качество, которое не является врожденным. Его можно в себе развить, но для этого нужно много работать над собой. Главный способ стать конгруэнтным – это больше общаться с такими людьми и подражать им. Но при этом нельзя перегибать палку, иначе можно потерять свои личностные качества, полностью уподобившись окружающим. Автор: Елена Рагозина

Предметом необъяснимого магнетизма личности довольно часто служит конгруэнтность. Стоп! А что такое конгруэнтность? На этот вопрос мы и ответим в данной заметке из рубрики « ».

Конгруэнтность (лат. congruens, -ntis — соразмерный, соответствующий) - это согласованность слов и жестов, а в широком смысле - равенство, адекватность друг другу различных экземпляров чего-либо.

Впервые этот термин был введен в известным американским психологом Карлом Роджерсом.

То есть, конгруэнтность в психологии обозначает соответствие слова и дела. Например, произнося слово «да» вы киваете головой вверх-вниз, то есть наглядно демонстрируете конгруэнтность, так как это движение головы соответствует нашему пониманию согласия.

Кстати говоря, данный термин является синонимом другого умного слова – .

Что такое конгруэнтность на примерах

Человек одет в дорогую, стильную классическую одежду: костюм «троечка» и тонкий элегантный галстук. Разумеется, мы ожидаем от такого человека, как минимум, такого же поведения: то есть выдержанного, благовоспитанного и уважительного.

Если наш «стиляга» так себя и ведет, то можно смело сказать, что это проявление конгруэнтности, то есть соответствия внешнего и внутреннего.

А вот отрицательный пример.

Вы находитесь на лекции, где выступает профессор с докладом о вреде курения. Он говорит воодушевленно и эмоционально, поясняя слушателям, что ни один здравомыслящий человек не будет курить, так как это вредно и т.д. и т.п.

Однако как только объявляется перерыв, и все выходят на улицу, лектор первый достает сигарету и закуривает.

Это и будет примером неконгруэнтности, то есть несоответствия того, что человек говорит, и того, как он поступает. Вполне возможно, что это вызовет у вас .

Наиболее простыми примерами неконгруэнтного поведения являются лесть, ложь, ситуации, когда кто-то с грустным видом говорит о том, как ему весело, и т.п.

Надеемся, что теперь вам понятно, что такое конгруэнтность, и как это объяснить простыми словами, на примерах.

Как запомнить

Для закрепления этого термина, следует запомнить, что понятие конгруэнтности существует не только в психологии, но и в

Конгруэнтность Состояние, в котором слова человека соответствуют его действиям. Его невербальные сигналы и вербальные утверждения соответствуют "друг другу. Состояние целостности, адекватности, внутренней гармонии, отсутствия конфликта.

Краткий толковый психолого-психиатрический словарь . Под ред. igisheva . 2008 .

КОНГРУЭНТНОСТЬ

(от англ. congruence ) - подлинность, открытость, честность; одно из 3 «необходимых и достаточных условий» эффективного психотерапевтического контакта (наряду с эмпатией и безоценочным позитивным принятием), разработанных в рамках человеко-центрированного подхода в психотерапии. Термин «К.» введен в психологию К . Роджерсом для описания: а) соответствия «идеального Я», «Я» и «опыта» в жизни человека; б) динамического состояния психотерапевта, в котором различные элементы его внутреннего опыта ( , установки, переживания и т. п.) адекватно, неискаженно и свободно проживаются, осознаются и выражаются в ходе работы с клиентом. В случае К. (и в отличие от эмпатии) речь идет о переживании человеком своих собственных чувств, об их открытости себе и др. людям.

К. - это процесс безоценочного принятия и осознания человеком своих собственных реальных и актуальных ощущений, переживаний и проблем с их последующим точным озвучиванием в языке и выражением в поведении способами, не травмирующими др. людей (иначе говоря, при соблюдении человеком условия «как если бы» это озвучивание и выражение было адресовано ему самому). К. - это такое динамическое состояние, в котором человек наиболее свободен и аутентичен в качестве самого себя, не испытывая при этом потребности в использовании психологических защит, в том, чтобы предъявлять фасад, прятать себя, напр., за маской или ролью «эксперта». К. наблюдается в тех случаях, когда наши внутренние чувства и переживания точно отражаются нашим сознанием и точно выражаются в нашем поведении, когда нас можно воспринимать и видеть теми, кто мы есть на самом деле. К. можно рассматривать и как характеристику общения , а также как особый режим эффективной работы любого фасилитатора (психотерапевта, консультанта, учителя, родителя). (А. Б. Орлов.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Конгруэнтность

   КОНГРУЭНТНОСТЬ (с. 315) - 1) способность человека к безоценочному принятию, осознанию своих реальных ощущений, переживаний и проблем, а также к их адекватному выражению в поведении и речи; 2) совпадение оценок, даваемых человеком некоторому объекту и другому человеку, также оценивающему этот объект. Термин подобно многим другим сравнительно недавно заимствован из английского языка и в большинстве отечественных психологических словарей отсутствует. Однако в лексиконе практических психологов он в последние годы употребляется все чаще (почти исключительно в первом значении).

Английское слово congruence происходит от латинского congruens , в родительном падеже congruentis - соразмерный, соответствующий, совпадающий, и означает соответствие, сообразность (например, соответствие закону и т.п.). Это слово используется в различных областях научного знания, в частности в математике, где оно означает равенство отрезков, углов, треугольников и других фигур в элементарной геометрии. В физике под конгруэнтностью понимают количественную равнозначность качественно равноценных состояний какого-либо процесса. В специфическом значении термин употребляется также в медицине, что совсем неудивительно, учитывая традиционную латинизированность медицинской терминологии.

В середине XX в. для объяснения разнообразных феноменов социального поведения разными авторами было предложено несколько близких по содержанию теорий, объединяемых в социальной психологии под общим названием «теории когнитивного соответствия». Это теория коммуникативных актов Т.Ньюкома, теория структурного баланса Ф.Хайдера, а также наиболее известная у нас (и довольно подробно описанная в нескольких публикациях «Школьного психолога») теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера. Этот ряд был бы неполным без упоминания теории конгруэнтности Осгуда и Танненбаума, разработанной независимо от других и впервые изложенной в публикации 1955 г. Как указывает Г.М.Андреева, «термин «конгруэнтность», введенный Осгудом и Танненбаумом, является синонимом термина «баланс» Хайдера или «консонанс» Фестингера. Пожалуй, наиболее точным русским переводом слова было бы «совпадение», но сложилась традиция употреблять термин без перевода» (Андреева Г.М. и др . Современная социальная психология на Западе. М., 1978. С. 134).

Основная идея всех теорий когнитивного соответствия состоит в том, что когнитивная структура человека не может быть несбалансированной, дисгармоничной, если же это имеет место, то немедленно возникает тенденция изменить это состояние и вновь восстановить внутреннее соответствие когнитивной системы. Так, в теории коммуникативных актов Ньюкома проводится мысль о том, что для человека средством преодоления дискомфорта, вызванного несоответствием между отношением к другому человеку и его отношением к общему для них объекту, является развитие коммуникации между партнерами, в ходе которой позиция одного из них изменяется и тем самым восстанавливается соответствие. Основной тезис теории конгруэнтности Осгуда и Танненбаума заключается в том, что для достижения соответствия в когнитивной структуре воспринимающего субъекта он одновременно изменяет свое отношение и к другому человеку, и к тому объекту, который они оба оценивают.

Чаще всего данная теория находит практическое применение в области коммуникации, соответственно и примеры приводятся обычно из этой сферы.

Кстати, еще один аспект этого явления состоит в том, что, когда некто нам неприятный демонстрирует расположение к тому, что нравится и нам, наша неприязнь к нему идет на убыль, а может и вовсе смениться симпатией. Впрочем, на это обращал внимание еще Ларошфуко: «Стоит дураку нас похвалить, как он уже не кажется так глуп». Тут, между прочим, стоит задуматься вот о чем. Как правило, мы убеждены, что наши взгляды и пристрастия разделяют в основном люди достойные. А не потому ли они кажутся нам симпатичными, что разделяют наши югляды? Более трезвый взгляд тут был бы очень полезен. Да и наши противники отнюдь не сплошь ничтожества и дураки. Возможно, мы просто поторопились привести в соответствие свою неприязнь к их позиции и к ним самим.

Что же касается теории Роджерса, то в ней понятие конгруэнтности имеет совсем иной смысл, чем в социальной психологии. По его собственному определению, «конгруэнтность - термин, который мы используем для обозначения точного соответствия нашего опыта и его осознания. Он может быть расширен далее и обозначать соответствие опыта, осознания и общения» (Роджерс К . Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994. С. 401). Тут, правда, следует иметь в виду трудности буквального перевода текста Роджерса. Дело в том, что английское слово experience (так в оригинале) означает как опыт, так и переживание. Речь, вероятно, идет все-таки о переживании, под опытом мы привыкли понимать нечто другое.

Свою идею сам Роджерс иллюстрирует наглядными примерами. Представим себе, что некто в дискуссии со своим партнером испытывает явное раздражение и гнев, что отчетливо проявляется в его поведении и даже в физиологических реакциях. В то же время сам он не отдает себе отчет в своих чувствах и убежден (в целях самозащиты), что всего лишь логично отстаивает свою точку зрения. Налицо явное несоответствие переживания и его самоощущения.

Или представим себе человека, который провел вечер в скучной компании, явно тяготился убитым временем, более того - вполне осознает владеющее им ощущение скуки. Тем не менее при прощании он заявляет: «Я прекрасно провел время. Это был чудесный вечер». Здесь неконгруэнтность имеет место не между переживанием и осознанием, а между переживанием и сообщением.

По мнению Роджерса, такое рассогласование приводит к серьезному разладу человека с самим собой и требует психотерапевтического вмешательства. Зрелая здоровая личность - это прежде всего человек конгруэнтный. Он способен отдать себе отчет в том, что происходит в его душе, и вести себя в соответствии с этими переживаниями. Понятно, что конгруэнтность таким образом выступает неотъемлемым профессиональным качеством каждого, чья деятельность связана с общением с другими людьми, - прежде всего самих психологов, а также не в последнюю очередь педагогов (это Роджерс подчеркивает особо). «Если учитель конгруэнтен, это, вероятно, способствует приобретению знаний. Конгруэнтность предполагает, что учитель должен быть именно таким, какой он есть на самом деле; к тому же он должен осознавать свое отношение к другим людям. Это также значит, что он принимает свои настоящие чувства. Таким образом, он становится откровенным в отношениях с учениками. Он может восторгаться тем, что ему нравится, и скучать в разговорах на темы, которые его не интересуют. Он может быть злым и холодным [учитель?! - С.С] или, наоборот, чувствительным и симпатизирующим. Поскольку он принимает свои чувства как принадлежащие ему , у него нет необходимости приписывать их ученикам или настаивать, чтобы они чувствовали то же самое. Он - живой человек , а не безличное воплощение требований программы или связующее звено для передачи знаний» (там же, с. 347-348).

Очень соблазнительная получается картина. Я - живой человек, а значит, имею право быть злым и холодным, игнорировать то, что меня не волнует, открыто проявлять неприязнь к тем, кто мне не нравится, и т.п.

Тут, правда, возникает парадокс. Испокон веку воспитанным, социализированным, цивилизованным человеком принято считать того, кто, умея адекватно выражать свои чувства, в то же время умеет их при необходимости скрывать, более того - иной раз произвольно демонстрировать иные, даже противоположные, в соответствии с принятыми общественным соглашением нормами. С точки зрения здравого смысла ценным является умение говорить, что думаешь, но при этом хорошо бы еще и думать, что говоришь.


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Поделиться: