Четвертый день масленицы. Название дней масленичной недели

Масленица - один из самых популярных праздников в России, Украине и Белоруссии. Помимо религиозного подтекста торжества, масленичная неделя имеет еще и уникальный колорит, традиции, которые создавались веками. Как же празднуется масленица по дням недели, и как следует готовиться к каждому этапу торжества? Сейчас узнаете!

День первый - встреча (понедельник)

Как называются дни масленицы, немногие знают, особенно среди молодого поколения. Однако в данном случае важны не названия масленичных дней, а традиции, присущие именно этому отрезку времени. Итак, что же по традиции должно происходить в первый день празднования?

Традиционно первый день считался подготовительным и самым скромным в плане народных гуляний. В этот период свекор со свекровью посылали невестку к сватам, а вскоре и сами отправлялись навстречу с родственниками.


День второй - заигрыши (вторник)

В этот день шумных гуляний практически не происходило. Все празднование сводилось к сватовству невест. Потенциальные женихи зазывались в дом для проведения торжественного ужина с блинами и лепешками. Считалось, что именно в масленичную неделю заключались самые крепкие союзы.

Стараясь устроить самые пышные смотрины для невест, родители мечтали организовать свадьбу сразу после Пасхи, на Красную горку, поскольку союз, заключенный в этот период, считался крайне крепким и счастливым.

Молодежь во второй день масленичной недели продолжала веселиться, катаясь с горок и изготавливая снежные крепости. Старшее поколение занималось исключительно готовкой и прочими хозяйственными делами.

День третий - лакомка (среда)

В современном мире многие традиции масленичной недели уже забыты, но обряд ходить по средам к теще на блины все еще популярен.

Именно в третий день празднования зять отправлялся к матери своей супруги, чтобы отведать ее угощений.

Сама хозяйка дома старалась выставить на стол все самое вкусное и лучшее, чтобы показать расположение к зятю.

Помимо зятя в дом приглашались его друзья и многочисленные родственники, и зачастую празднование третьего дня плавно перетекало в новые торжества.

Интересно и то, что именно на третий день торжеств хозяйка дома старалась выставить на стол максимальное разнообразие блинов, демонстрируя собственные кулинарные способности. Так, например, на столе появлялись пшеничные, овсяные, гречневые и многие другие варианты блинчиков.





Чем богаче в третий день был стол, тем выше был рейтинг хозяйки дома.

День четвертый - разгул (четверг)

В четверг неделя масленицы переживала свой перелом, и именно в этот день начинались самые глобальные и пышные празднества. Для этого этапа торжества характерны следующие особенности:


Четвертый день Масленицы на Руси был настолько масштабным в плане празднования, что зачастую в этот период отменялись все работы, а люди гуляли с утра и до самой ночи. Важнейшими считались мероприятия по разведению костров разного размера. Прыгая через них, человек мог очистить свою душу от грехов. На деле же, ритуал превращался в очень веселую, порой даже опасную игру. Через костер прыгала не только молодежь, но и все желающие.

В некоторых губерниях обряды заметно трансформировались. Так, например, в некоторых селах Старого Оскола молодые люди устраивали традиционные проказы. Они запирали все двери в доме, заваливали снегом окна, забирались на крышу и переодевались там в смешную одежду. Такая забава была распространена и в других городах страны. Также традиционно именно с четверга повсюду начинали петь колядки, специальные песни с религиозным подтекстом.

Также в
церквях проходили традиционные службы, посвященные празднику и предстоящему великому посту. Однако службы по четвергам не пользовались большой популярностью, поскольку в данный период было принято веселиться и посещать разнообразные застолья.

Разумеется, в этот день продолжали печь блины, но в гости приглашали уже не только родственников, но и всех знакомых и даже простых прохожих. Поскольку все готовились к великому посту, считалось хорошим тоном есть от пуза, попутно угощая всех, кто попадется под руку.

Именно в этот день на центральных площадях устраивались самые масштабные гулянья, которые затихали только к понедельнику.

День пятый - тещины вечерки (пятница)

После того как тещины блины были съедены, на пятницу назначался ответный визит. Теща отправлялась в гости к своему зятю и к собственной дочери, где устраивались основные торжества. Какие же традиции существуют для этого дня?


Праздничный стол традиционно собирала жена хозяина дома.

Считалось, что ей никто не должен помогать, а сама женщина, готовя разнообразные угощения, должна была доказать свою состоятельность как хозяйка.

День шестой - золовкины посиделки (суббота)

Этот день считался одним из самых скромных за всю масленичную неделю. На время масштабные гулянья затихали, а люди старались проводить время либо дома, либо в гостях.

Традиционно в этот день молодая невестка приглашала в дом мужа своих золовок. Если сами золовки были еще не замужем, то им в подмогу приглашались незамужние подружки хозяйки дома. Если же золовки были замужние, то и все остальные гостьи должны были быть семейными. Девушки редко устраивали масштабные застолья, и для них праздник был лишь поводом посплетничать и посудачить обо всех знакомых.

Уже
в этот день в некоторых семьях начинали сжигать чучело масленицы, прощаясь с праздником и готовясь к великому посту. Также именно в субботу в храмах начинались службы, посвященные почитанию памяти предков и подготовке к Великому посту. Считалось, что в субботу следует посетить церковь для очищения души и подготовки к главному религиозному празднику - Пасхе.

Многие девушки в этот день традиционно проводили гадания на суженых или пытались заглянуть в свою судьбу. Мужчины в этот день также могли собраться в узком кругу и устроить застолье, но все же масштабное празднование шестого дня считалось неправильным.

День седьмой - проводы (воскресенье)

Одни из самых масштабных гуляний происходили именно в последний день масленичной недели. С самого утра люди начинали отмечать окончание Масленицы и приход весны. Какие же традиции были характерны для этого праздничного дня?


На самом деле, праздник в воскресенье хоть и был очень масштабным, но продолжался недолго. Он начинался с раннего утра, когда люди массовой процессией двигались к центральной площади для сжигания чучела масленицы. Эти чучела сжигались повсюду, даже во дворах собственных домов или рядом с дорогой. В костер бросали остатки еды, а также небольшие изображения масленицы, сделанные из соломы.

Считалось, что сжигание крошечных соломенных чучел помогает избавиться от грехов и улучшить материальное состояние.


Сейчас название каждого дня масленичной недели известно лишь самым ярым поклонникам данного праздника. Более того, сейчас празднование каждого дня ограничивается лишь приготовлением и поглощением блинов, а некоторые традиции и вовсе канули в лету. Шумные гулянья организовываются в современной России только в последний день - с традиционным, ритуальным сжиганием чучела.

Масленица – день четвёртый — разгуляй-четверок, широкий.

На четвёртый день Масленицы, с которого начиналась «широкая» Масленица, продолжавшаяся до воскресенья, народные гуляния развёртывались во всю ширь.

Прекращались все хозяйственные работы, люди всем миром выходили на улицу, предавались различным увеселениям: мужики выходили на кулачные бои, строили и брали снежные городки, устраивали забеги на конях.

Масленица-пышка на улицу вышла,

На гору кататься, с ребятами драться!

Ребята-дураки, нажимали кулаки,

Нажимали кулаки все на Масленицы на боки!

Начинали по домам ходить колядовщики с бубенцами, рожками и балалайками петь Коляду.

И все же в центре празненства оказывалась сама Масленица – кукла из соломы.

Её одевали в тулуп, шапку, подпоясывали кушаком, обували в лапти, саживали в сани и везли всем миром по селу.

Так встречали Масленицу.

Рецепты блинов.

Блины любительские.

Гречневая мука – 6 стаканов

Крупчатая мука – 6 стаканов

Яйца – 15шт.

Растопленное масло – 6 ст. ложек

Молоко – 14 стаканов

Дрожжи – пол стакана, разведенных в молоке

Соль – 1 ст. ложка

Гречневую муку хорошо размешать с тремя стаканами молока, потом влить шесть стаканов горячего молока, всё снова хорошо перемешать. Когда опара остынет, прибавить дрожжей и поставить в тёплое место. За три часа до начала

выпекания взбить опару, добавить крупчатую муку, положить желтки, взбитые белки, растопленное масло, соль и оставшееся молоко, дать подняться и начинать выпекание блинов.

Блины красные.

Крупчатая мука – 2 кг

Дрожжи разведённые – пол стакана

Молоко

Масло сливочное – 100г.

Яйца – 10шт.

Половину муки, дрожжи и молоко смешать до консистенции густой сметаны для получения опары. Когда поднимется, влить распущенное сливочное масло, высыпать оставшуюся муку и желтки, разведя молоком по пропорции, и когда тесто вновь поднимется, влить оставшиеся взбитые белки, осторожно перемешать и начать выпечку блинов.

Блины молочные.

Мука крупчатая – 1кг.

Яйца – 5шт.

Молоко

Соль – по вкусу

Лимонная цедра

Сахар

Муку, яйца перемешать, развести молоком, положить цедры и соли и начать выпечку блинов. Готовые блины сложить треугольником, обжарить с обеих сторон в масле, посыпать сахаром и подавать на стол горячими.

Блины яблочные.

Мука крупчатая – 800г.

Дрожжи – разведённые пол стакана

Яблоки – 10шт.

Масло растопленное – 200г.

Яйца – 8шт.

Сливки

Молоко

Испечь яблоки и протереть их сквозь сито. Взять половину муки, дрожжи, молоко и приготовить опару. Когда опара взойдёт, выложить в неё яблочное пюре, растопленное масло, оставшуюся муку и яйца. Выбить тесто, посолить и развести

сливками до густоты сметаны. Когда тесто, постояв в тёплом месте, вновь подойдёт, начинайте выпекать блины.

Блины морковные.

Мука пшеничная – 2 стакана

Молоко – 5 стаканов

Дрожжи – 2 ст. ложки

Морковь – 4 шт. средних

Мука гречневая – 1 стакан

Яйца – 3шт.

Сахар – 1 ст. ложка

Соль

Подготовить опару из муки пшеничной, двух стаканов молока и дрожжей, дать подняться, вмешать сваренную в подсоленной воде и протёртую морковь, добавить гречневую муку, оставшееся молоко, желтки, сахар, соль и взбитые белки. Дать тесту подняться и начинать выпекать блины.

Название дней масленичной недели

Последняя неделя перед Великим постом называется Сырной седмицей, Масленицей. После нее уже начинаются приготовления к Пасхе. Масленица справляется за семь недель до Пасхи.

Масленица - это самый веселый, самый разгульный и поистине всеобщий праздник.

Традиция отмечать праздник Масленицы уходит корнями в языческие времена. У древних славян этот праздник символизировал проводы зимы, а отмечали его четырнадцать дней. В народе любили его и называли ласковыми словами: «честная Масленица», «веселая», «касаточка», «перепелочка», «переберуха», «ясочка». С внедрением христианской религии были попытки искоренить языческий праздник, но церковникам удалось лишь перенести его сроки (обычно это конец января — начало марта) и сократить до восьми дней.

Вся масленичная неделя называлась мясопустной, это означало полный отказ от мясного. Это своеобразная подготовка к последующему Великому посту, который длится семь недель, до самой Пасхи. Но запрет на мясо не означал отказа от других скоромных продуктов, поэтому едят молоко, сыр, творог. Поэтому масленичная неделя получила название «Сырная». Кроме того, не воспрещается рыба.

Но главным атрибутом этого праздника на Руси всегда считались блины . Есть такая поговорка: «Без блина не Маслена, без пирога не именинник». Впрочем, украинцы и белорусы часто на Масленицу блинов не пекли, заменяя их варениками с сыром или теми же блинами, но из гречневой муки.

Блины пекли в течение всей масленичной недели (она еще называлась блинницей или блинщиной). По традиции первый испеченный блин клали на слуховое окошко за упокой родительских ДУШ, говоря при этом: «Честные родители наши, вот для вашей Душки блинок!» Иногда первый блин не кладут на окно, а отдают нищим, сопровождая просьбой помянуть усопших.

Писатели и историки отмечают, что Масленица всегда праздновалась с большим размахом, в празднестве участвовали все, независимо от возраста и социального положения. Вспомним, как Пушкин писал об этом празднике в «Евгении Онегине».

Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины;

У них на Масленице жирной

Водились русские блины...

А. Пушкин. «Евгений Онегин»

В течение масленичной недели проводились разного рода обряды и празднества, причем в определенной последовательности. Это можно проследить по названиям дней Масленицы.

Понедельник назывался встречей . В этот день из соломы делали чучело Масленицы, одевали его в старую женскую одежду, а затем, посадив его на шест, катали его по деревне в санях. Затем Масленицу ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях. В день встречи пелись веселые песни:

А мы Масленицу встречали,

Повстречали, душа, повстречали,

На горушке побывали,

Побывали, душа, побывали.

Блином гору выстилали,

Выстилали, душа, выстилали.

Сыром гору набивали,

Набивали, душа, набивали,

Маслом гору поливали,

Поливали, душа, поливали...

Распространены были «величальные» песни в честь Масленицы:

Дорогая наша Масленица,

Авдотьюшка Изотьевна,

Дуня белая, Дуня румяная,

Коса длинная, триаршинная,

Лента алая, двуполтинная,

Платок беленький, новомодненький,

Брови черные, наведенные,

Шуба синяя, ластки красные;

Лапти частые, головастые,

Портянки белые, набеленные!

Вторник назывался заигрышем . В этот день начинались различные увеселения: катания на санях, народные гулянья, представления. По улицам ходили толпы ряженых, они же катались по городу на тройках и на простых розвальнях. На улицах ставили балаганы, где давались представления во главе с Петрушкой и масленичным дедом, устраивались и домашние концерты. Некоторые катались с горок.

Екатерина II после своей коронации в Москве дала народу на Масленице маскарад, режиссером которого был известный актер XVIII века Федор Волков.

Насмотренье маскарада и на вечернее катание с гор приглашались и простые, и знатные люди.

Среду называли лакомкой . С этого дня начинались пиршества во всех домах. Гостей угощали блинами, накрывали столы, в деревнях в складчину варили пиво. Повсюду появлялись шатры, торговые палатки, торгующие горячими сбитнями (напитки из воды, меда и пряностей), калеными орехами, пряниками. Здесь же продавали чай из кипящего самовара.

Четверг — разгул, перелом, широкий четверг : на этот день приходилась середина игр и веселья. В этот день проходили так называемые кулачки — кулачные бои, известные еще с Древней Руси. По правилам нельзя было закладывать в кулак тяжелое, бить лежачего, нападать нескольким людям на одного, бить ниже пояса или по затылку. Тех, кто нарушал это правило, строго наказывали. Биться можно было «стенка на стенку» («коллективные бои») или «сам на сам» (один на один), вести так называемые «охотницкие» бои для знатоков, любителей таких поединков.

И все-таки это были скорее не серьезные соревнования, а веселая игра, праздник, которому, естественно, соответствовала и одежда.

Пятница называлась тещиными вечерами . Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать холостой молодежи найти себе пару.

Очень много внимания уделялось молодоженам. По традиции они, нарядившись, выезжали в расписных санях, посещали всех гостей, которые были у них на свадьбе. Также они под песни катались с ледяной горы. Зятья в этот день должны были посетить тещу, которая должна была испечь блины и хорошо угостить зятя. В некоторых местах «тещины блины» происходили на лакомки, т- е. в среду на Масленой неделе, но могли приурочиваться к пятнице.

Если зятья навещали тещ в среду, то в пятницу уже зятья должны были пригласить тещу на блины — этот обычай носил название «тещины вечерки». В пятницу же приглашали и бывшего дружку, который выполнял те же обязанности, что и на свадьбе, и получал за свои хлопоты подарок. Теща, которую приглашал зять, должна была еще с вечера прислать зятю все необходимое для печения блинов: сковороду, половник и пр., а тесть посылал мешок гречневой крупы и коровье масло. Неуважение зятя к этому событию считалось позором и было поводом к вечной вражде между ним и тещей.

Суббота — золовкины посиделки : к молодым невесткам приходили родные. Как видим, каждый день масленичной недели сопровождался особым застольем.

Воскресенье — проводы, целовник, Прощеный день, Прощеное воскресенье . Этим днем завершается масленичный цикл. Если в течение года люди чем-либо оскорбили друг друга, в Прощеное воскресенье они просили прощения. Встретившись, люди приветствовали друг друга поцелуем, и один из них говорил: «Прости меня, пожалуй». Второй же отвечал: «Бог тебе простит!» — и на этом все обиды заканчивались.

С той же целью в Прощеное воскресенье ходили на кладбище, оставляли на могилах блины, молились и поклонялись праху родных.

В воскресенье масленичной недели чучело — «сударыню - Масленицу» ставили на сани, рядом с ним садилась красивая девушка. В сани впрягались трое молодых парней, которые везли Масленицу по улицам. Сани с чучелом сопровождала вереница саней — так называемый масленичный поезд. За околицей зажигали большой костер, давали Масленице блин, а затем торжественно сжигали на костре. При этом приговаривали: «Гори, блины, гори, Масленица!» Блины тоже бросали в костер, как бы принося в жертву для будущего плодородия. Чучело Масленицы сжигали в знак проводов зимы и встречи весны.

Это хорошо выражено в пьесе-сказке «Снегурочка» А.Н. Островского. Думая о весне, крестьяне-берендеи пели:

Масленица-мокрохвостка!

Поезжай долой с двора,

Отошла твоя пора!

У нас с гор потоки,

Заиграй овражки,

Выверни оглобли,

Налаживай соху!

Весна-красна,

Наша ладушка пришла!

В прощальных песнях, которые поют в воскресенье Масленицы, уже появляются грустные нотки. Масленицу укоряют в том, что она обманула людей, разорила их, все поела, а теперь они вынуждены соблюдать Великий пост. Но все же основным содержанием является уход зимы — «Полно, зимушка, зимовать». Отмечали этот праздник зимы, чтобы поблагодарить ее за все хорошее, что она дала. В то же время ее гнали вместе с морозами, с нетерпением ожидая весну.

История праздника Масленицы для детей

Самый последний праздник зимы — это так любимая детьми и взрослыми Масленица. Целую неделю, которую еще называют сырной, сыропутной или масленой, празднуют окончание зимы и приход долгожданной весны. Этот праздник пришел к нам из глубины веков. Когда-то, еще до принятия христианства в 988 г., наши предки- язычники обожествляли природу и считали, что она живая и населена добрыми и злыми силами. Поэтому перед различными важными для людей событиями было принято обращаться к силам природы, задабривая их. Конец зимы и начало весны — события, безусловно, особые, потому что от того, какой будет весна, ранней или поздней, теплой или холодной, зависел будущий урожай. Поэтому встретить весну нужно было непременно по-особому. Этому событию и посвящается празднование Масленицы. Это в общем-то праздник языческий, но, поскольку в нем олицетворяется борьба добра со злом, официальная церковь не возражала против его празднования, тем более что отмечается он перед Великим постом, который является серьезным испытанием для людей, и им надо морально к нему подготовиться. Проходит этот праздник в период от 3 февраля до 14 марта и отмечается широко, раздольно, с затеями и забавами.

Смена времен года происходит по воле богов, которых нужно задобрить, как считали язычники. Хочешь, чтобы поскорее пришла весна, покажи, как ты ждешь ее. С давних времен люди были уверены, что весна — начало новой жизни, а Солнце — существо, дающее жизнь и силы всему живому. Призывая Солнце, люди пекли пресные круглые лепешки золотистого цвета, а позже стали печь блины. Древние славяне верили, что, съедая круглый, румяный блин, похожий на солнце, они съедают частичку его тепла и могущества и приближают весну. Позже, когда на Руси приняли христианство, по православным традициям перед Великим постом запрещалось есть мясо, а молочные продукты еще можно, поэтому пекли блины, обильно смазывая их маслом, заливая сметаной и заедая сыром. С тех пор так и повелось, что на Масленицу самое главное блюдо — блины.

Масленицей называют чучело из соломы, наряженное в женскую одежду, с блинами или сковородой в руках. Блины специально сильно смазывают маслом, умасливают, вот от этих масленых кружочков и родилось название праздника и персонажа. Чучело Масленицы становилось главным героем всей масленой недели: вначале его величали, развлекали, чествовали, а в конце недели — сжигали на костре, прогоняя тем самым последние морозы и зиму.

На Масленицу по улицам с песнями, шутками и прибаутками гуляли ряженые, скоморохи, устраивался своеобразный карнавал. Считалось, чем больше смеешься, чем больше съедаешь блинов, тем сытней и счастливей будет год. На этой неделе в деревнях нужно было все делать шиворот-навыворот: мужчины переодевались в женскую одежду, женщины — в мужскую. Наряжали даже лошадей. Потом ряженые на этих санях катались по улицам, распевая веселые песни под музыку рожков, балалаек и свистулек.

На этой неделе все веселились от души, развлечения были на любой вкус. На ярмарочных площадях строили карусели и качели, показывали свои представления кукольники и скоморохи. В силе и ловкости соревновались все желающие от мала до велика. На верхушку высокого гладкого столба привязывали приз (новые сапоги, мешок с конфетами или орехами), и самый ловкий должен был взобраться наверх, чтобы отвязать приз. Силачи соревновались в кулачном бою.

И взрослые, и дети катались с высоких ледяных горок на санках, лыжах и коньках. Катание с гор было не просто забавой. С этим были связаны разнообразные приметы. Считалось, что у того, кто больше раз скатится с горы или кто дальше проедет, летом уродится больше льна. Существовала даже такая присказка: «Идем кататься на долгий лен». Однако самой распространенной забавой на Масленицу было строительство и штурм снежных городков. У художника В. И. Сурикова есть картина «Взятие снежного городка», на которой как раз и изображена такая забава. Городок строили и взрослые, и дети, и выглядел он как настоящий: были и ворота, в которые можно было проехать верхом, и башни, и теремки. И защищали его тоже по-настоящему. Команда, которая пыталась попасть в городок, штурмовала его несколько раз за игру, забрасывала снежками. А каждому защитнику снежной крепости выдавалась трещотка и метла, с их помощью пытались испугать лошадь и заставить ее повернуть. Игра заканчивалась только тогда, когда нападающие врывались в городок. Потом победители торжественно шли по селу с песнями, а после веселых игр на морозце можно было плотно перекусить — отведать блинчиков с пылу с жару с разными начинками, полакомиться медовыми пряниками, свежими калачами, орехами в сахаре, выпить сбитня (его готовили из меда, хрена, воды и дрожжей) или душистого чая из пузатого самовара.

У каждого дня Масленицы имеется свое название.

Понедельник — «Встреча», вторник — «Заигрыши», среда — «Лакомка», четверг — «Разгул», пятница — «Тещины вечерки», суббота — «Золовкины посиделки», воскресенье — «Прощеный день». Название каждого дня дает подсказку, что нужно делать в тот или иной день Масленицы.

Так, в понедельник необходимо начинать встречу праздника. Хозяйки приступали к выпечке блинов, дело это было ответственное, считалось настоящим таинством. Накануне вечером хозяйки втайне от домашних выходили готовить опару во двор при свете месяца, добавляя в тесто снег. При этом следовало произносить «волшебную» присказку: «Месяц, месяц, золотые рожки, загляни в окошко, подуй на опару».

В этот день, посещая родных, договаривались о том, кого звать в гости, когда идти в гости, когда устраивать катания на санях с гор. В этот день достраивались ледяные горки, устанавливались качели, карусели на площадях.

Во вторник начинались сами гуляния и игры. Этот день был посвящен молодым юношам и девушкам, которые собирались пожениться или недавно поженились. Этот день был прекрасным поводом познакомиться с будущим женихом или выбрать себе невесту. На «Заигрышах» с утра девицы и молодцы ходили в гости — покататься с горок, поесть блинов. Братья строили для своих сестер горки во дворах, куда приглашали молодых парней и девушек, чтобы под присмотром семьи молодые люди могли познакомиться поближе. Особое внимание в этот день обращали на молодоженов. Недавно поженившиеся пары выезжали на люди в расписных санях, они наряжались в лучшие костюмы и становились рядом на обеих сторонах дороги. Молодые люди должны были показать окружающим, как они любят друг друга (должны были целоваться и обниматься). Этот обычай назывался «Столбы». Прохожие кричали: «Порох на губах!», а молодожены целовались. Для недавних супругов устраивали всевозможные шутливые испытания. Например, могли закидать молодого мужа снегом со словами «Молодых зятьев зарывать пойдем!». Молодая жена, чтобы спасти мужа, должна была его выкупить блинами. Чтобы окончательно «спасти» мужа, жена «зарывальщикам» подносила блины и целовалась с мужем, сколько требовали. «Тетушка, не скупися, от нас откупися», — требовали шутники.

В среду , на «Лакомку», тещи приглашали зятьев на блины, а для забавы зятьев созывали всех родных. В этот день полагалось благодарить тещу за заботу, хвалить ее хозяйственность, петь про нее песни. На ярмарках разыгрывались веселые сценки с медведями и ряжеными, про то, как теща для зятя блины пекла, как у тещи головушка болит, как зятек- то теще «спасибо» сказал. Существовало поверье, что на «Лакомку» нужно съесть всего вкусного как можно больше, как говорили в народе, «сколько раз собака хвостом махнет».

В ответ на благодарности теща должна была помазать голову зятя маслом, «чтоб был ласковым и к жене также примаслился».

Четверг на «Разгул» был самый сытный и развеселый день, на него приходилось больше всего игр, гуляний, хороводов. Устраивали «масленые поезда»: привязывали к огромным саням столб, набивали на него колесо, а на колесо сажали самого большого шутника и весельчака — гармониста с вином, пирогами, блинами, сластями, стегали коня и отправляли в поездку. За гармонистом с песнями шел остальной народ. В этот же день начинали вывозить чучело Масленицы, колядовать ряженые. Любой мог заглянуть к соседям, знакомым и незнакомым людям, распевая приговорки. Например такие: «Дин-данка, подай- ка блинка, оладышка-поджарышка, нам с другом на парушку. Тетушка, не скупися, масляным кусочком поделися». Или такие: «Трынцы-брынцы, пеките блинцы!»

После таких слов даже незнакомые хозяйки должны были угостить просящих блинами.

В пятницу , на «Тещины вечерки», зятья угощали матерей своих жен блинами да сладостями.

Накануне вечером зять должен был вечером лично пригласить тещу, а на следующее утром прислать за ней специальных парадных «позываток». Чем больше оказывалось «званых», тем больше оказывалось теще почестей. Отсюда и поговорка пошла: «У тещи зятек — любимый сынок». Только вот угощение было за счет приходящей стороны. С вечера теща должна была послать в дом зятя и дочери все необходимое для выпечки (от сковородки до масла и муки).

В субботу — «Золовкины посиделки» (золовка — сестра мужа). Молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости. «Моя золовушка — золота головушка», — так гласит русская народная пословица. Если сестра мужа еще не успела обзавестись семьей, то в гости приглашали незамужних подруг. А если золовка уже была замужем, то невестка собирала замужнюю родню. Иногда невестка со своими родственниками отправлялась прямо в дом сестры мужа. В те времена существовал обычай одаривать золовок приятными мелочами, необходимо было задобрить сестру мужа, чтобы в дальнейшем не возникало никаких ссор и споров. Между прочим, слово «золовка» произошло от слова «зло». Сестры мужа недоверчиво относились к молодой жене своего брата, вели себя с ней достаточно сурово, иногда даже несправедливо. Так что на Масленицу можно было исправить положение, одарив подарками золовок и превратив их из «золовушек — змеиных головушек» в своих подруг.

В последний день Масленицы — воскресенье — доедали блины и сжигали чучело Масленицы, символизирующее уходящую зиму. Разводили огромный костер, в нем сжигали старые вещи (которые больше не понадобятся в этом году) и бросали чучело Масленицы. Вокруг костра становились в хоровод и пели: «Гори-гори ясно, чтобы не погасло. Масленица загорела, всему свету надоела, прощай, прощай, на тот год нас навещай». В некоторых деревнях в костер бросали последние блины, потому что на следующий день наступал пост, в который ели только нежирную растительную пищу. Пепел Масленицы развеивали по полям — «на богатый урожай» В городе вместо старых ненужных вещей в огне растапливали ледяные горы, чтобы уничтожить последнее проявление зимы (снег и лед). Затем все отправлялись в гости к родственникам и знакомым, одаривали их подарками и просили прощение друг у друга за ссоры и причиненные обиды со словами: «Прости меня — Бог простит». Вначале прощения просили младшие, дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения, затем за прощением приходили все близкие и родные. Масленица завершалась, люди прощались не только с суровой зимой, но и освобождались от старых обид, скопившихся за целый год. Они были готовы встречать новый год с чистым сердцем и легкой душой.

Праздничный интерьер на Масленицу

Поскольку Масленица — праздник, связанный с играми на свежем воздухе (последние зимние забавы), особого украшения дома он не требует. Главный атрибут праздника — специальное блинное меню, главное украшение — всевозможные блины и блинчики. Так что все свои силы и время можно посвятить выпечке блинов, а квартиру украсить в народном стиле. Можно развесить на стенах комнаты и кухни рушники — вышитые полотенца (хорошо, если они достались вам по наследству от бабушек и прабабушек, но можно вышить пару полотенец вместе с детьми. Заодно дети узнают родословную своей семьи, познакомятся с народными традициями). Развесьте по стенам плакаты с русскими народными пословицами о блинах и Масленице. Например: «Как на масленой неделе в потолок блины летели», «Без блинов — не Масленица, без пирогов — не именины».

Есть замечательные картины Б. Кустодиева «Масленица» и В. Сурикова «Взятие снежного городка». Их репродукции станут хорошим украшением интерьера. Предложите детям нарисовать рисунки на тему Масленицы, устройте тематический вернисаж. Можно создать в современной квартире уголок русской избы, расставив на полках или деревянных скамейках предметы народной утвари: рогач, валики, крынки, деревянные сита, расписные ложки, самовар, глиняную или деревянную посуду, матрешек, лапти. Вместо большого чучела Масленицы можно смастерить маленькие соломенные фигурки и украсить ими квартиру. Уберите в ящики современных кукол и вместе с детьми смастерите матерчатых кукол-закруток, которыми играли во времена славянской древности. Тогда кукол делали из лоскутков материи, оставшихся от одежды родителей. Такая игрушка должна была беречь покой и здоровье ребенка в отсутствие родителей, становилась оберегом. Можно поставить на почетное видное место большое чучело Масленицы. Сделать ее несложно, используйте для ее основы крестовину и лыко, накрученное на длинный шест. Нарядить Масленицу можно в яркий сарафан, украсить бусами и сережками, яркими ленточками, можно нарисовать ей лицо (в том случае, если вы соберетесь сжигать чучело). В старину считалось, что такая кукла впитывает в себя все отрицательное, что накапливается в человеке и природе, и это плохое исчезает вместе с обрядом уничтожения куклы.

Как будет украшена ваша квартира, зависит только от вас, главное, чтобы ощущалось настроение праздника.

Разгуляй (разгуляй-четверток) – это первый и самый разгульный день широкой Масленицы. В этот день народные гулянья достигали самого большого размаха. Если в предыдущие дни Масляной недели можно было еще заниматься какими-то делами по дому, то с этого дня все хозяйственные дела были строго запрещены.
На Разгуляй празднование широкой Масленицы из домов переносилось на улицу, обычно в центр деревни, где заранее были построены всевозможные качели, балаганы, ледяные горки, снежные городки. И дети, и взрослые весело распевали праздничные шутливые песни и частушки:

Ешьте, пейте, угощайтесь!
И побольше развлекайтесь!
Масленица у ворот –
Открывай пошире рот!

На санях, с высоких горок
Девушки катаются!
Ну а мальчики-обжоры –
Животами маются!

Весело и беззаботно люди катались с горок, отведывали горячие блины, которые пеклись тут же, взрослые распивали перевар – веселящий напиток, изготовленный на основе пива и меда. Неотъемлемым атрибутом этого праздника всегда был огромный самовар, из которого в любое время каждый желающий мог испить вкусного свежего горячего чая. Повсюду игрались всевозможные спектакли. Веселые песни и пляски согревали селян даже в самый лютый мороз, который не редок в эту пору.

Одним из самых зрелищных представлений в этот день традиционно было взятие снежного городка. Заранее построенную ледяную крепость штурмовала мужская часть населения. Половина мужчин стояла на страже снежного ледового города, половина – пыталась его завоевать. Зрелище это было не для слабонервных, и всегда заканчивалось грандиозными кулачными боями. Принять участие в этих боях считал для себя честью каждый уважающий себя мужчина. Несмотря на вполне реальные телесные повреждения, которые они друг другу наносили, никто никогда ни на кого не обижался. Ведь издавна считалось, что гораздо лучше на Разгуляй в кулачном бою выплеснуть всю негативную энергию, скопившуюся за весь год, чем таить в себе злобу и недовольство. По крайней мере, все участники этого действа, дружно обнявшись, и, попросив друг у друга прощения, продолжали совместное празднование с присущей им веселостью и одухотворенностью.

Еще одной важной традицией в этот масленичный день было катание на санях «по солнышку». Разъезжая на лошадях вокруг деревни, обязательно по часовой стрелке, участники праздника тем самым помогали солнцу прогнать зиму.

© "СуперТосты"
При использовании материалов данной статьи активная ссылка на сайт

Поделиться: