Анализ трудовой деятельности в доу. Дошкольное образование наблюдение и анализ организации трудовой деятельности детей

На первом этапе экспериментальной работы мы провели диагностику уровня сформированности положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста.

Базой исследования явился детский сад № 44 «Золушка», г. Набережные Челны. Диагностика была проведена в старшей группе детского сада. Это был констатирующий эксперимент, целью которого являлось изучение влияния строительно-конструктивной игры на формирование положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста. В констатирующем эксперименте принимали участие 20 детей из двух групп - контрольной и экспериментальной. (Таблица 2.1).

Было выделено четыре методики для выявления уровня сформированности положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста.

1. - Беседа.

Цель: выявить уровень сформированности положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста.

Материал: Иллюстрации с простым, доступным сюжетом, чтение художественной литературы, экскурсии.

Задачи: Сформировать у детей понятие о том, что всякий труд почетен и необходим, что человек красив своим трудом.

2. - Наблюдение.

Цель: выявить умения и отношения детей старшего дошкольного возраста к хозяйственно-бытовому труду.

Материал: Иллюстрации с изображением процессов хозяйственно-бытовой деятельности, наблюдение за трудом дворника, экскурсия на пищеблок.

Задачи: сформировать у детей положительное отношение к труду взрослых.

3. - Анкетирование.

Цель: выявить отношение детей старшего дошкольного возраста к поручениям в семье.

Материал: анкетирование родителей и детей.

Задачи: сформировать у детей положительное отношение к выполнению поручений в семье.

4. - Игра.

Цель: выявить сформированность положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста посредством строительно-конструктивной игры.

Материал: предварительная беседа о профессиях, разглядывание иллюстраций, выбор темы для строительно-конструктивной игры.

Задачи: сформировать у детей положительное отношение к труду посредством строительно-конструктивной игры.

Анализ результатов оценивался по трехбалльной шкале.

1 балл - низкий уровень

2 балла - средний уровень.

3 балла - высокий уровень

Результаты оценивания детей по методикам представлены в таблицах.

Для детей седьмого года жизни это не очень хорошие результаты

Рис 2.1. В сравнении с контрольной группой результаты положительные.

На основании данных методических приемов было проведено диагностирование детей и выделено три уровня сформированности положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста.

Низкий уровень сформированности положительного отношения к труду образуется у каждого ребенка, независимо от какого-либо специально воспитательно-образовательного воздействия и систематических знаний, составляющих содержание его образования. Данный уровень создает возможности стартового развития ребенка и обеспечивает его контакты с окружающим миром. Он характеризуется умением детей называть и элементарно объяснять свои представления о трудовой деятельности человека. Он отличается от других уровней отсутствием самостоятельности в действиях и их обедненным содержанием, слабо развитой речью, отсутствием эмоциональной окрашенности деятельности, низким качеством исполнительных операций.

Средний уровень сформированности положительного отношения к труду образуется при специальном педагогическом воздействии на детей в условиях реализации определенной системы знаний в строго регламентированной деятельности дошкольников. Характеризуется увеличением возможностей детей, некоторыми успехами в их развитии, но, в тоже время средний уровень не ведет еще к саморазвитию детей в их самостоятельной деятельности, так как действия репродуктивны, подражательны. На этом уровне дети отличаются умением понимать простые связи и закономерности, умением выразить их в речи, построением своей деятельности с учетом этих закономерностей. Содержание их трудовой деятельности более разнообразно, они способны действовать под руководством взрослого и частично самостоятельно. Однако проявления творчества, любопытства, воображения, инициативы ограничены.

Высокий уровень сформированности положительного отношения к труду возможен только при развивающемся взаимодействии взрослого с детьми, в процессе усвоения детьми их собственной трудовой деятельности. Этот уровень характеризуется наличием у детей элементарных системных знаний о трудовой деятельности, способностью детей к рассуждениям, умозаключениям, выводам; богатым содержанием детских деятельностей, которые носят творческий самостоятельный характер; возросшей социальной интеллектуальной, эмоциональной активностью.

Так же на основании данных методик был проведён сравнительный анализ групп направленный на выявление уровня сформированности положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста. Анализ результатов оценивается по трех бальной шкале:

Диагностика (от греч. «диа» – прозрачный и «гнозис» – знание) о общий способ получения опережающей информации об изучаемом объекте или процессе (И. П. Подласый).

Основные задачи диагностики:

· выяснение состояния развитости соответствующего свойства;

· определение динамики его развития и преобразования в течение определенного периода времени;

· установление тех реальных изменений, которые произошли под влиянием организованных образовательных воздействий со стороны педагога;

· определение перспектив развития свойства (качества);

· разделение обследуемых (детей или групп) на категории для дальнейшей дифференцированной работы для достижения результатов развития;

Диагностическая деятельность педагога предполагает:

· разрешение заведующей на проведение диагностики

· изучение;

· сбор данных;

· сравнение;

· интерпретация;

· анализ;

· прогнозирование;

· доведение до сведения руководителя результатов диагностической деятельности

Изучение детей должно быть направлено на вскрытие причин, а не только констатацию фактов. Изучение детей проводится на начальном этапе изучаемого свойства (качества) и после проведенной с детьми работы по совершенствованию изучаемого свойства (качества).

Изучение опыта работы воспитателей дошкольных образовательных учреждений позволил описать наиболее удачный пример диагностики трудовых умений и навыков детей младшего дошкольного возраста.

Пример.

Воспитатель проводит диагностику с учетом требования образовательной программы, по которой работает дошкольное учреждение.

Воспитатель на первом этапе разработал критерии для определения уровня

сформированности трудовых умений, которые представлены в Таблице 1 .

Таблица 1

высокий уровень средний уровень уровень, требующий особого руководства со стороны воспитателя
1. Ребенок самостоятельно одевается и раздевается в определенной последовательности Ребенок одевается и раздевается с помощью взрослого в определенной последовательности Не знает как и в какой последовательности одеться
2. Ребенок без помощи взрослого моет руки При напоминании взрослого моет руки Воду использует не для мытья рук, а для игры с водой
3. Ребенок помогает помощнику воспитателя накрыть столы к обеду (расставляет посуду по поручению взрослого) По поручению взрослого убирает игрушки после игры Убирает игрушки при многократном обращении воспитателя к нему
4. При небольшой помощи взрослого поливает растения. Внимательно относиться к поручению, старается проявить самостоятельность по уходу за растениями. Знает название многих комнатных растений. С помощью взрослого поливает растения. Знает, как оно называется. Однако инициативы к самостоятельному действию не проявляет Процесс ухода за растениями ребенка не интересует. В процессе совместной поливки растений, отвлекается

На втором этапе воспитатель заготавливает диагностическую карту трудовых умений детей возрастной группы, которая представлена в Таблице 2.

Таблица 2

На третьем этапе воспитатель выясняет причины несформированности у отдельных детей трудовых навыков и умений и составляет перспективный план (на один месяц или три) дифференцированной работы с детьми имеющими низкие показатели сформированности трудовых навыков и умений.

Третий этап работы представлен в Таблице 3.

Таблица 3

После проведенной работы воспитатель на четвертом этапе проводит повторную (сравнительную) диагностику с целью изучения результативности проведенной работы. Воспитатель подготавливает рекомендации для дальней работы с детьми по формированию трудовых умений и навыков (пятый этап).

Для диагностики трудового воспитания хорошо использовать

дидактические игры: «Угадай, что делаю?», «Что сначала, что потом?», «Кому без них не обойтись?» и т.д.

Диагностика трудовых умений детей старшего дошкольного возраста

Диагностика проводится в соответствии с требованиями образовательной программы, которая содержит критерии оценки трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Примеры из опыта работы дошкольных образовательных учреждений:

Пример 1.

Труд в природе.

· Ребёнку предлагается потрудиться - полить растения, порыхлить их, убрать с них пыль.

Критерии:

· ребёнок принимает цель труда, охотно принимает предложение воспитателя;

· ребёнок соглашается на предложение воспитателя, но ему необходима дополнительная мотивация («Помоги мне»);

· ребёнок не принимает цель труда вне игровой ситуации («Незнайка не знает, как ухаживать за растениями. Хочешь его научить?»).

Ребёнку предлагается отобрать два растения из уголка природы, которые нуждаются в поливе, рыхлении, очистке от пыли, и объяснить, почему он выбрал именно эти растения

Критерии:

· самостоятелен при определении предмета труда, вычленяет его особенности (сигнальные признаки живого объекта: земля сухая, на листьях пыль и т. д.);

· предмет труда и его особенности, значимые для труда, выделяет с помощью воспитателя;

· не выделяет предмет труда с его особенностями (даже при помощи взрослого).

Ребёнок должен ответить, какими будут растения после того, как он обеспечит уход за ним

Критерии:

· ребёнок предвидит результата труда (цветы будут хорошо расти после полива, рыхления);

Ребёнку предлагается рассказать о последовательности трудовых действий и объяснить необходимость такой последовательности. В случае затруднения дать ребёнку набор картинок с изображением трудовых действий по удалению пыли с растений и предложить последовательно их разложить

Критерии:

· ребёнок самостоятельно рассказывает, объясняет последовательность трудовых действий;

· раскладывает картинки в нужной последовательности и объясняет;

· не может спланировать последовательность трудовых действий.

Предложить ребёнку отобрать необходимое для труда оборудование. Поставить его в ситуацию выбора: вместе с необходимыми инструментами и оборудованием положить ненужные для данного трудового процесса (например, сачок для пересадки рыб и т. д.)

Критерии:

· самостоятельно выбирает необходимое оборудование;

· с помощью небольшой помощи взрослого выбирает необходимые инструменты;

· не может выполнить задания.

Ребёнку предлагается показать, как он будет ухаживать за растениями: правильно поливать растения, рыхлить почву, убирать пыль с разных растений

Критерии:

· все трудовые действия выполняет достаточно качественно и самостоятельно;

· отдельные трудовые операции осуществляет достаточно самостоятельно, но некачественно;

· качество выполнения трудовых действий и качество результата низкие.

Результаты свести в Таблицу 4.

Таблица 4

Диагностика трудовой деятельности по уходу за растениями

требующий особого внимания - А

средний - Б

высокий - В

Хозяйственно-бытовой труд.

1. Подгруппе детей предлагается вымыть поддонники растений. Каждый моет 1-2 поддонника. Итог: все поддонники чистые. При выполнении задания воспитатель обращает внимание на то, как дети распределили между собой предметы труда, отобрали необходимое оборудование, выполняют трудовое действие, дают оценку качества выполненных трудовых действий.

Марина Авдошина
Самоанализ занятия НОД «Поможем растениям в уголке природы»

Непосредственную – образовательную деятельность проводила с детьми старшей группы, возраст 5 .10-6.0 лет. Присутствовало 13 детей.

Подготовила методическую разработку НОД на тему «Поможем растениям в уголке природе » ; конверт с письмом; растения уголка природы ; инвентарь для работы; схемы обозначающие вид инвентаря; схемы - карточки с уловными обозначениями необходимых условий для роста растений ; лейки, распылитель, ванночки, фартуки, клеенка, тряпочки, кисточки, палочки. Расставила столы, так чтобы детям было удобно.

В предварительной работе с детьми проводились : наблюдение за растением уголка природы (особенности внешнего вида, строение, наблюдение в благоприятном и неблагоприятном состояниях (эксперементирование) наблюдение за трудом воспитателя, знакомство с моделью трудового процесса). Беседы, рассматривание иллюстраций, составление рассказов о растениях , загадывание загадок, трудовая деятельность, чтение.

Перед НОД были соблюдены санитарно – гигиенические условия : сделана помощником воспитателя влажная уборка в групповой комнате; угловое проветривание (в это время дети находились в музыкальном зале) . Мебель расставлена так, чтобы во время НОД ребёнку было комфортно на протяжении всего занятия .

Материал, наглядное пособие, оборудование для НОД было подобрано на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленной цели и поставленных задач. Их внешний вид – красочный, яркий, оформлен эстетически, отвечает общим требованиям.

Непосредственно – образовательная деятельность – комплексного вида.

Интеграция образовательных областей : познавательная,

социально –коммуникативная, речевая.

Программное содержание :

Цель : Развивать интерес у детей к растениям

В вводной части решалась задача :

Познавательного развития :

Воспитывать у детей интерес к растениям .

В основной части решались задачи :

Познавательного развития :

Уточнять и закрепить знания детей о способах ухода за растениями и о последовательности работы.

Упражнять детей в умении определять растения нуждающиеся в уходе , делать выводы о нехватке тех или иных условий.

Воспитывать у детей интерес к растениям , вызвать желание наблюдать и ухаживать за ними.

Социально-коммуникативного развития.

Закреплять умение планировать свою деятельность и распределять обязанности между участниками.

Закреплять знания о действиях с инвентарем.

Развивать культуру трудовой деятельности, любознательность.

Речевого развития :

Развивать диалогическую речь.

В заключительной части решалась задача :

Речевого развития :

Развивать диалогическую речь.

Цель, задачи НОД соответствует программным требованиям возрастной группы («Программа воспитания и обучения в детском саду» под. редакцией М. А. Васильевой).

Длительность НОД – 25 минут. Вводная часть – 3 мин. ; основная часть – 18мин. ; заключительная часть – 4 мин.

Длительность НОД составила требованиям программы.

В вводной части НОД для создания интереса к теме, использовала приём - сюрпризный момент (письмо) .

В основной части НОД использовала приёмы – беседа, показ способов действия, использование образцов, объяснение.

Присутствовала индивидуальная работа с детьми в основной части НОД – давала указания словом.

В заключительной части НОД анализ детских работ проходил с помощью рассматривания , вопросов.

Все части НОД были взаимосвязаны, подчинены заданной теме, цели и задачам НОД. Правильно организованная смена деятельности позволила предотвратить утомляемость и перенасыщенность детей.

Применяла методы :

Словесный (для вопросов детям, поощрения) ;

Наглядный (съемы) ;

Практический (в выполнении задания) ;

Метод контроля (в анализе выполненных работ – одобрение и похвалы) .

Все методы и приемы обучения соответствовали программному содержанию и возрастным особенностям детей .

Речь была выразительная, спокойная, рассудительная.

Использовала здоровье сберегающие компоненты : смена поз детей; чтобы поддерживать интерес детей.

Я, считаю, что выбранная мною форма организации НОД детей была достаточно эффективной. В течении всей образовательной деятельности формировались УУД (учебная универсальная деятельность, в соответствии с требованиями ФГОС) .

Анализируя деятельность детей на НОД, хочется отметить, что они проявили познавательную активность по экологическому воспитанию, использовали грамотно имеющие знания и умения в познании, в трудовой деятельности в природе . Они были заинтересованы, внимательны, организованны. Привлекала нерешительных и стеснительных детей к ответам на заданные вопросы, помогала словесным указанием в работе. Дети стремились самостоятельно проанализировать свою работу и работу товарищей.

Анализируя, проведённое НОД, можно сказать, что поставленные цель и задачи были успешно выполнены.

Дети работали в своём темпе, задание выполнили в силу своих индивидуальных возможностей.

Дети порадовали меня тем, что доброта детской души, их любознательность, интерес к окружающему, чувствовалось на протяжении всего НОД.

Публикации по теме:

В процессе ознакомления детей младших групп с природой воспитатель решает ряд задач: формирует первые представления о некоторых предметах.

Конспект НОД в средней группе «Посадка лука в уголке природы» Цель: Систематизировать знания о процессе посадки семян. Задачи: Развивать умение определять предмет труда, отбирать инструменты и материалы.

Занятие по трудовому воспитанию «Труд детей в уголке природы» 1. Вид деятельности: трудовое воспитание 2. Тема: «Труд детей в уголке природы». 3. Программное содержание: Воспитывать трудовые навыки.

В конце февраля, с прогулки мы вместе с детьми принесли в группу веточки берёзы и тополя для наблюдения. Цель наблюдений: закреплять.

Самоанализ НОД по ФЭМП «Поможем Колобку найти дорогу домой» Непосредственно образовательная деятельность Образовательная область «Познание» (ФЭМП) Тема: "Поможем колобку найти дорогу домой" Цель:.

МБДОУ детский сад №6 ст. Вековка. Воспитатель: Малый Татьяна Евгеньевна. Интегрированное занятие с применением ИКТ

Наталья Золотова
Диагностика трудовой деятельности

Трудовая деятельность

Исследование проводилось с помощью анкеты, предложенной Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной.

Цель : изучить умение планировать трудовую деятельность .

Проведение исследования : наблюдение за детьми в процессе выполнения трудового поручения . Мытье рук.

Объект : группа детей 4-5лет,15человек.

У многих детей в процессе исследования возникли сложности с планированием своей деятельности .

Только двое детей справились с выполнением задания в соответствии с намеченным планом, и не испытывали сложности запланировать свою деятельность .

Семеро детей с помощью вопросов взрослого составили план своей деятельностью , но придерживались его частично в процессе выполнения, допуская ошибки в начале или в конце деятельности . Одна часть группы забывала поднять рукава, другая часть детей не оценивала результат своей деятельности , и руки тщательно небыли вымыты. Часть детей не вытерли руки о полотенце, хотя планировали. Навык мытья рук не автоматизирован, для успешного выполнения задания им требуется сопровождение взрослого или наглядность, с небольшой помощью дети успешно справятся с заданием.

Двоим детям, было сложно спланировать свою деятельность . Они рассказали подробно, как они будут мыть руки, использовали движения, но не смогли самостоятельно рассказать последовательность действий. В процессе мытья обращались за помощью взрослого, открыть кран, уделяли большое внимание процессу мытья, не оценивали результат. Не смогли выполнить порядок действий необходимых в процессе мытья рук. Что соответствовало их плану деятельности . Навык мытья рук не усвоен, сложности запланировать и выполнить свою деятельность , связаны с незнанием последовательности выполнения действий.

Четверо детей с данной группы не смогли рассказать план своей деятельности последовательно и цельно. Переставляли действия местами, забывали о некоторых моментах. Однако выполнили задание успешно, не пропуская действия и не нарушая их последовательность, что не соответствовало их плану. У данной группы детей навык мытья рук сформирован, но наблюдаются сложности в речевом развитии. С данной группой детей необходимо проговаривать действия в процессе деятельности , что позволит успешно овладеть умением планировать свою деятельность словесно .

Стоит отметить, что началу деятельности и действиям в процессе мытья дети уделяли больше внимания, чем оценке результата и окончанию процесса (вытирание рук полотенцем и опусканию закатанных рукавов) .

Диагностика (от греч. «диа» – прозрачный и «гнозис» – знание) о общий способ получения опережающей информации об изучаемом объекте или процессе (И. П. Подласый).

Основные задачи диагностики:

· выяснение состояния развитости соответствующего свойства;

· определение динамики его развития и преобразования в течение определенного периода времени;

· установление тех реальных изменений, которые произошли под влиянием организованных образовательных воздействий со стороны педагога;

· определение перспектив развития свойства (качества);

· разделение обследуемых (детей или групп) на категории для дальнейшей дифференцированной работы для достижения результатов развития;

Диагностическая деятельность педагога предполагает:

· разрешение заведующей на проведение диагностики

· изучение;

· сбор данных;

· сравнение;

· интерпретация;

· анализ;

· прогнозирование;

· доведение до сведения руководителя результатов диагностической деятельности

Изучение детей должно быть направлено на вскрытие причин, а не только констатацию фактов. Изучение детей проводится на начальном этапе изучаемого свойства (качества) и после проведенной с детьми работы по совершенствованию изучаемого свойства (качества).

Изучение опыта работы воспитателей дошкольных образовательных учреждений позволил описать наиболее удачный пример диагностики трудовых умений и навыков детей младшего дошкольного возраста.

Пример.

Воспитатель проводит диагностику с учетом требования образовательной программы, по которой работает дошкольное учреждение.

Воспитатель на первом этапе разработал критерии для определения уровня

сформированности трудовых умений, которые представлены в Таблице 1 .

Таблица 1

высокий уровень средний уровень уровень, требующий особого руководства со стороны воспитателя
1. Ребенок самостоятельно одевается и раздевается в определенной последовательности Ребенок одевается и раздевается с помощью взрослого в определенной последовательности Не знает как и в какой последовательности одеться
2. Ребенок без помощи взрослого моет руки При напоминании взрослого моет руки Воду использует не для мытья рук, а для игры с водой
3. Ребенок помогает помощнику воспитателя накрыть столы к обеду (расставляет посуду по поручению взрослого) По поручению взрослого убирает игрушки после игры Убирает игрушки при многократном обращении воспитателя к нему
4. При небольшой помощи взрослого поливает растения. Внимательно относиться к поручению, старается проявить самостоятельность по уходу за растениями. Знает название многих комнатных растений. С помощью взрослого поливает растения. Знает, как оно называется. Однако инициативы к самостоятельному действию не проявляет Процесс ухода за растениями ребенка не интересует. В процессе совместной поливки растений, отвлекается


На втором этапе воспитатель заготавливает диагностическую карту трудовых умений детей возрастной группы, которая представлена в Таблице 2.

Таблица 2

На третьем этапе воспитатель выясняет причины несформированности у отдельных детей трудовых навыков и умений и составляет перспективный план (на один месяц или три) дифференцированной работы с детьми имеющими низкие показатели сформированности трудовых навыков и умений.

Третий этап работы представлен в Таблице 3.

Таблица 3

После проведенной работы воспитатель на четвертом этапе проводит повторную (сравнительную) диагностику с целью изучения результативности проведенной работы. Воспитатель подготавливает рекомендации для дальней работы с детьми по формированию трудовых умений и навыков (пятый этап).

Поделиться: