Народный праздничный костюм изо 5. Народный праздничный костюм

МБОУ «Селиховская средняя общеобразовательная школа»

Открытый урок Изобразительного искусства Тема: Народный праздничный костюм 5класс

Учитель ИЗО:Ильющенко О.Д

2014г

Тема: «Народный праздничный костюм».

Цель: Образовательная : Раскрыть: - народный праздничный костюм как целостный художественный образ; - северорусский и южнорусский комплекс одежды; - разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России; - форму и декор женских головных уборов; выражение идеи целостности мира, нерасторжимости земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды. Развивающая: продолжить формирование умений и навыков выполнения эскизов праздничного костюма разных регионов и народов России с использованием различных техник и материалов Воспитательная: формировать у учащихся эстетический и художественный вкус, воспитывать уважение и любовь к народным традициям.

Оборудование (материалы: бумага, краски, карандаши, ластик); обучающая презентация, видеофильм «Женщина в народном костюме».

Ход урока.

    1. Организационный момент.

Приветствие.

Настал новый урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. И подумаете: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы скромны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. - Я желаю всем нам хорошего урока!
    2. Сообщение темы и цели урока
На этой ноте мы начинаем наш урок. Сегодня мы продолжаем работать по разделу «Древние корни народного искусства», наш урок изучения нового материала посвящен теме: «Народный праздничный костюм». Цель нашего урока - Раскрыть составные элементы праздничного костюма; увидеть разнообразные формы украшений, декора головных уборов, прикоснуться к истории нашей Родины, родного села, почувствовать красоту и широту родного края, нашей России.
    3. Изложение нового материала.
I. Актуализация знаний.

Учитель: - Дети! Вы любите надевать красивую одежду?

В класс входит ученица, одетая в русский народный костюм.

Учитель: - Костюм, какого народа представлен на нашей помощнице?

Учитель: Ваши прабабушки и прадедушки тоже щеголяли в народном одеянии. Жизнь крестьян была неразрывно связана с природой, возделыванием земли и соответствующими трудовыми циклами. Праздник либо завершал какой-то этап нелегкой крестьянской жизни, либо предшествовал следующему важному этапу. Праздники ждали, к ним готовились.

Праздничная одежда была очень красочной, обязательно украшалась элементами вышивки, полосами позумента, бисером, шнуром, блестками и прочими деталями, которых, как правило, не было в повседневной одежде. Увидеть все красоту праздничного русского костюма нам поможет сегодня компьютерная презентация. У многих народов старинные праздничные одежды имели трехъярусный строй украшений. Головные уборы и верхняя часть костюма связаны с образом неба, поэтому композиции узоров основаны на обращении к солнцу, звездам, птицам, которые связывают небо и землю. Ленты, спускающиеся с головных уборов, символизируют дождь. В узорах и вышивках господствует образ плодородной земли.

Мы носим на голове кепки, береты, шляпы. А в стародавние времена женщины носили кокошники, сороки, накрывая их сверху платками. Состояли эти головные уборы из 2-5 элементов и весили порой несколько десятков килограммов.
Особое внимание женщины всегда уделяли головным уборам самой заметной части любого костюма. Головные уборы были чрезвычайно разнообразны, но всегда четко делились на девичьи уборы и уборы замужних женщин.

Замужняя женщина по древнему обычаю должна была тщательно закрывать свои волосы от постороннего глаза. Нельзя было с непокрытой головой выходить из дома, заниматься домашними делами.

А вот молодым девушкам не возбранялось демонстрировать свои волосы: “Девичья коса – всему миру краса”. Отсюда и различия: у девушек легкие воздушные накосники, коруны, венцы, кокошники, ленты, обручи, а у женщин – глухие сороки, кики, повойники, платки.

Одежда девушки средней полосы и севера России состояла из рубахи, сарафана, епанечки, а в холодную погоду и душегреи.

Народная праздничная одежда могла много рассказать интересного о своем владельце: откуда он родом, какого возраста, по какому случаю так одет. Одежда каждой области (губернии) России имела свои орнаменты, излюбленные цвета, отделку, формы и фасоны. В Архангельской, Вологодской, Новгородской, Костромской, Ярославской областях были распространены сочетания белой основы с красным узором.

В течении нескольких столетий складывалась традиция создания и ношения тех форм одежды, которые были наиболее функциональны и приспособлены как к климатическим условиям, так и для передачи определенной информации об их обладателях. Для России в целом характерны 2 типа женского костюмного комплекта: северорусский, в основе которого лежат рубаха и длинный сарафан, и южнорусский, вторым компонентом которого является короткая и объемная понева.

Праздничная рубаха украшалась вышивкой, которая оберегала женщину от дурного глаза. Особенно украшались ворот, оплечья, грудь, подол.

Считалось, что чем богаче украшена рубаха. Тем счастливее ее владелица. Касаясь земли подолом рубахи, женщина получала жизненные силы, а вышивки с символикой плодородия давали земле плодородные силы.

Подол рубахи или юбки украшался орнаментами, символизирующими засеянную пашню. Это треугольники, ромбы, прямоугольники с точками. Концы плетеных поясов украшались головками ящеров, которые символизировали подземно-подводный мир.

Учитель: Какие формы орнамента вам известны? Где они применяются?

Ответы учеников:

Орнаменты классифицируются по трем формам: центрический, ленточный и сетчатый .


Центрическим орнаментом называют узор, декоративные элементы которого сгруппированы так, что создают замкнутое движение. Такой орнамент применяют для украшений скатертей, салфеток, тарелок, окон и других рамок.

Ленточный орнамент – это узор, декоративные элементы которого создают ритмический ряд с открытым двусторонним движением, вписывающимся в ленту. Широко применяется ленточный орнамент в украшении одежды в виде вышитого воротника, края рукава, пояса, головной повязки.

Сетчатый орнамент – это узор в виде ячеек, которые заполнены декоративными элементами. Таким орнаментом оформляли тканые вещи.

Учитель: Какие цвета преобладали в народном орнаменте и каково их значение?

Ответы учеников: В вышивке преобладал белый, красный, черный, желтый, коричневый цвета. Иногда нежный синий и натуральный зеленый.

Белый цвет в народных представлениях связывался со светом, чистотой и олицетворял женское начало.

Красный был цветом солнца, огня, жизни, красоты и олицетворял мужское начало. _ А сейчас мы посмотрим интересный видеофильм. В нём вы увидите картины великих художников, которые изображали красоту народного костюма. Видеофильм «Женщина в народном костюме».

    4. Практическая работа.
А теперь, перейдем к практической работе. Цель которой, создание русского праздничного костюма. Вы сейчас попробуете изобразить русский праздничный костюм, выполнить работу в цвете, не забывая об основных цветах и мотивах вышивки. Этапы работы: - выбрать вариант костюма; - построить общую форму костюма; - наметить места украшений и орнамента; - определить колорит (цвет) костюма; - выполнить в цвете работу. И так ребята, приступаем к работе.
    5. Закрепление знаний.

Игра “Ромашка” на узнавание понравившегося элемента костюма. Помощница держит цветок в форме ромашки с отрывными лепестками, на которых написано название элементов русского народного костюма. Желающие учащиеся по очереди отрывают лепестки и отвечают на вопрос.

    6. Рефлексия

1.Что было самым интересном на уроке?

2.Продолжите фразу: «Самым трудным на уроке было тогда когда…».

Спасибо за работу. Оценки за урок.

    7. Домашнее здание: Закончить работу в цвете.

МОУ Хайтинская ООШ

Открытый урок

изобразительного искусства

Тема: Народный праздничный костюм.

Учитель ИЗО:

Тема: «Народный праздничный костюм».

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цель: Образовательная :

Раскрыть:

Народный праздничный костюм как целостный художественный образ;

Северорусский и южнорусский комплекс одежды;

Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России;

Цель которой, создание русского праздничного костюма.

Вы сейчас попробуете изобразить русский праздничный костюм, выполнить работу в цвете, не забывая об основных цветах и мотивах вышивки.

Этапы работы:

Выбрать вариант костюма;

Построить общую форму костюма;

Наметить места украшений и орнамента;

Определить колорит (цвет) костюма;

Выполнить в цвете работу.

И так ребята, приступаем к работе.

Во время работы, вы услышите записи фольклорного коллектива

«Ладушка», которые как и вы создавали праздничные костюмы и напевали эти душевные песни.

(Звучит мелодия народного фольклора).

IV . Итог урока.

Ребята, сегодня мы рассматривали северный и южный праздничный костюм русского народа.

Какие элементы костюма отнесём к северному рус. нар. костюму?

(Рубаха, сарафан, епанечка, душегрея)

Перечислите элементы южного костюма? (Рубаха, понёва, передник)

Таким образом, сегодня мы прикоснулись к нашей культуре, традициям русского народа, ведь в праздничном костюме отражалась широта души, сила воли, красота, целостность мира, нерасторжимость земного и небесного в образе строе народной праздничной одежды.

V . Рефлексия

1.Что было самым интересном на уроке?

2.Продолжите фразу: «Самым трудным на уроке было тогда когда…».

Спасибо за работу. Оценки за урок.

VI . Домашнее здание: Закончить работы в цвете.

5 класс 1четверть Урок № 8

Тема: «Русский народный женский костюм»

Учитель изобразительного искусства:

Дьяконова Людмила Николаевна

МОАУ «СОШ № 56 имени Хана В.Д.

с углубленным изучением

русского языка, обществознания и права»

г.Оренбург

Тип урока: комбинированный

Вид деятельности: индивидуальная, парная, групповая

Предполагаемый результат:

Художественно-творческий:

    мини-проект- создание альбома « Народный праздничный костюм»,

    создание коллективной творческой композиции «Русский хоровод»;

Метапредметный: (УУД)

    познавательные действия – умение строить художественный образ;

    регулятивные действия -умение учащихся определять цель своей работы, выявлять этапы работы, находить соответствующие средства и инструментарий, осуществлять поэтапный контроль и оценивание своих действий;

    коммуникативные действия – способность ученика к сотрудничеству, умение понимать намерения и интересы взаимодействующих с ним людей.

Личностный:

    чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

    понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

    сформированность эстетических чувств, художественно – творческого мышления и фантазии;

    умение сотрудничать товарищами в процессе совместной деятельности под руководством учителя;

    умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы.

Цели и задачи:

1. Ознакомить учащихся с образным строем русского женского костюма, его структурой, символикой орнамента и цвета; сформировать понимание связи представлений людей об устройстве мира и образного строя одежды.

2. Воспитывать национальное самосознание в процессе приобщения к русской народной культуре, к регионально – культурным ценностям.

3. Развивать учебно-познавательную и информационно- коммуникативную компетенции: знать историю зарождения русской одежды, уметь отличать разные костюмы, уметь находить нужную информацию и пользоваться ей; способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном и декоративном, художественном творчестве, активизировать самостоятельный творческий поиск в решении художественных задач.

Музыкальный ряд : русская народная музыка.

Материалы для учащихся : цветная бумага, клей, ножницы, альбом, краски.

Материалы и оборудование для учителя : видеоряд - презентация «Народная праздничная одежда», раздаточный материал- выкройки для бумагопластики, опорные карточки «Последовательность выполнения национального праздничного костюма»

Ход урока:

    Организационный этап. Подведение к цели урока.

    Этап “Постановка цели и задач урока». Мотивация к изучению темы. Выбор учащимися задачи, которую они хотели бы достигнуть к концу урока. Освоение нового материала.

    Этап «Актуализация знаний». Ответы на вопросы.

    Этап «Профилактический». Физминутка.

Задача: проведение разминочной гимнастики для профилактики гиподинамии, а также профилактической гимнастики для глаз.

V . Этап «Первичная проверка понимания и закрепление умений». Постановка художественной задачи.

Задача: выбор орнамента и цветовые решения для создания эскиза сарафана (бумажных макетов) в материале.

Задача: практическое выполнение задания, самостоятельная творческая работа учащихся.

Конспект урока

I. Организационный этап. Подведение к цели урока.

Задача: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

II. Этап “Постановка цели и задач урока». Мотивация к изучению темы. Выбор учащимися задачи, которую они хотели бы достигнуть к концу урока. Освоение нового материала.

Задача: познакомиться с традиционным русским костюмом, его значением, украшением.

Раньше о женщине говорили:

Красна девица идёт,
Будто павушка плывёт.

Можем ли мы так же сказать о современной женщине? Почему?

Оказывается внешний облик человека, его костюм играет немаловажную роль в жизни каждого. Не случайно издавна говорили: "По одёжке встречают, по уму провожают".

О чем мы сегодня будем говорить? Что делать на уроке?

Тема сегодняшнего урока - традиционный русский костюм. Мы узнаем, что в облике женщины позволяло сказать о нёй:

Красна девица идёт,

Словно павушка плывёт,

На ней платье голубое,

Лента алая в косе,

На головушке перо”

И еще

А сама-то величава,
Выступает слово пава.

О каком образе говорится в этой песне?

Дети: В этой песне говорится о русской девушке.

Научимся создавать эскиз-образ русской женской одежды. Что для этого нужно?

Составим схему нашего урока.

Познакомиться с историей костюма

Изучить правила украшения

Выполнить творческую работу

Оценить свою работу

Дети: Он сравнивает её с “павушкой”, которая одета в красивый русский костюм, на голове венец или кокошник, украшенный жемчугом и подвесками. Она выступала хозяйкой, держа высоко голову, спину прямо, “словно пава”, “плыла лебёдушкой”, молодая девушка выставляла всегда косу на показ: “коса - девичья краса” говорили в старину.

Учитель: Образ женщины издавна был почитаем в русском народном изобразительном искусстве, фольклоре, и часто он не отделим от образа птицы – древнейшего символа добра и благополучия. “Лебёдушка”, “пава”, “утюшка”, “голубка” - эпитеты, которыми издавна величали в народной поэзии, подчёркивая пластическую сторону образа русской красавицы.

Сегодня мы на уроке совершим путешествие в прошлое, познакомимся с русским костюмом.

Интерес к русскому народному костюму существовал всегда. Народный костюм это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленная веками. Народный костюм не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества.

Осознание новой темы

Учащиеся получают первоначальные знания, происходит осознание темы через слово учителя, диалог, дискуссию, объяснительно -иллюстративный материал, презентацию “Русский народный праздничный костюм ”

Осознание темы предполагает совместно с детьми выработку и постановку цели на данном этапе деятельности, выбор средств выразительности и материалов и способов работы.

Русский народный костюм - это ещё свидетельство прочной связи с культурой далёких предков. Костюм несёт информацию о людях ушедшей эпохи, об их быте, мировоззрении, эстетике. Лучшие традиции русского костюма продолжают жить и сегодня. Цвет, узор, силуэт, сарафанов, рубах, понёв, кафтанов вдохновляют современных художников – модельеров, способствуют развитию творческих способностей в создании собственных моделей костюмов и их элементов.Мы видим как выразительны русские костюмы в народном фольклоре, в художественной самодеятельности, в театральных постановках и т.д.

Учитель рассказывает как развивался, изменялся и совершенствовался костюм Древней Руси: Рубаха являлась основой для женского и мужского костюма. Мужской костюм представлял собой сочетание рубахи и портов. Древнерусские порты шились из двух прямых полотнищ и ластовицей между ними. На поясе они фиксировались шнурком - гашником. Порты были неширокими, их заправляли в сапоги или онучи. Как и рубахи, порты впоследствии могли быть нижними и верхними. Нижние порты делались из более тонкого материала (холщовые, шелковые), а верхние - из более плотного(суконные

Привычное представление о русском женском костюме связано с сарафаном.

Сарафан - одежда свободного покроя - он не должен был подчёркивать линии фигуры. Шьётся сарафан с широкими проймами или на лямках. Вырез может быть округлым или прямоугольным. Будничный сарафан шили из домотканой пестряди или набойки. Для праздничного сарафана обычно покупали дорогой материал - парчу, китайку, шерстяной гарус.

Украшались сарафаны по подолу и по линии застёжки узорными лентами, тесьмой, кружевом.

Особую роль в украшении сарафанов играли пуговицы, они порой достигали размеров куриного яйца.

Сарафан одевался на длинную рубаху. Она была одной из наиболее нарядных частей женского костюма. Особенно пышно украшали ворот, грудь, широкую пройму, подол и рукава.

III. Этап «Актуализация знаний».

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной практической деятельности каждого учащегося.

Что такое орнамент?

Для чего вышивали орнамент?

Какие символы применяли в орнаментах?

Орнамент мог быть растительным, геометрическим, зооморфным или смешанным. Считалось, что орнамент наряду с красным цветом обладает охранительным воздействием, поэтому и размещался он в тех местах, где заканчивалась одежда. В тоже время, окружая руку символами, человек хотел увеличить её силу и ловкость.

Так одевались в центральных районах и на севере России.

Костюм же южных губерний отличался от северных тем, что вместо сарафана там носили понёву. Понёва состояла из нескольких сшитых или частично сшитых полотнищ ткани, собранных у пояса на шнур. Понёвы шили из клетчатых тканей или красных в поперечную полоску. Украшались они по подолу полосками ткани, лентами, тесьмой. В некоторых областях на понёву нашивали бубенчики, по представлениям крестьян их бренчание оберегало от нечистой силы.

Поверх понёвы часто надевали передник, он не только предохранял одежду от загрязнения, но и служил дополнительным украшением.

Как вы думаете, почему существовали такие различия в покрое, а особенно в цветовой гамме костюмов севера и юга?

И завершал костюм русской женщины головной убор. Ему уделялось особое внимание.

По головному убору можно было узнать, из какой местности его владелица, к какой возрастной группе она принадлежит.

Девушки повсеместно могли оставлять волосы неприкрытыми, достаточно было ленты на голове. Носили они также "перевязку", кокошники. Замужняя женщина должна была скрывать свои волосы, поэтому головные уборы были закрытыми, например "повойник".

Не только золотой нитью украшались головные уборы, но и речным жемчугом. И всё-таки самым распространённым видом головного убора был кокошник. В псковской губернии носили кокошник "шишак", расшитый жемчугом, жемчуг собран в "шишки" - символ плодородия. На лоб опускается поднизь в виде сетки мелкого жемчуга.

Ещё один удивительный кокошник, в виде плоскодонной круглой шляпы. Чтобы поля топорщились, жемчуг нанизывали на конский волос. Сами кокошники делали из картона, обтягивали парчой и расшивали жемчугом.

Одетая в свой традиционный костюм крестьянка представляла собой как бы модель Вселенной: нижний земной ярус одежды покрыт символами земли, семян, растительности, у верхнего края одежды мы видим птиц и олицетворение дождя, а на самом верху всё это увенчано ясными и бесспорными символами неба: солнце, звёзды, птицы.

Под пение песен девушки пряли, ткали, готовили себе приданое, с пением ходили они по деревне в теплые летние вечера, для хороводов и гуляния предназначали они свои лучшие наряды - так возникла неразрывная связь костюма с песней и роднила их своеобразием ритмов и гармонических сочетаний.

И конечно тема костюма нашла своё отражение в народных промыслах: глиняная игрушка, матрешка. И в народной музыке.

IV. Этап «Профилактический». Физминутка.

Задача: проведение разминочной профилактической гимнастики для глаз.

V . Этап «Первичная проверка понимания и закрепление умений». Постановка художественной задачи.

Задача: выбор орнамента и цветовые решения для создания эскиза сарафана (бумажных макетов) в материале.

VI Этап «Применение освоенного в практической деятельности»

Задача: практическое выполнение задания, самостоятельная творческая работа учащихся.

Самостоятельная работа . В процессе работы сообщаются дополнительные сведения.

Более 500 лет назад о правилах ношения и хранения одежды в "Домострое" сказано: «В праздники и в погоду хорошую, да и на людях надлежит надеть одежду нарядную, с утра осторожно ходить, и от грязи, и от снега, и от дождя беречься, питьём не залить, едой и салом не пачкать, на кровь и на мокрое не сесть. С праздника или из гостей воротясь, нарядное платье, с себя сняв, оглядеть его, высушив, размяв, оттереть грязь, вычистить да хорошо уложить туда, где оно хранится».

Все ли мы так же бережно относимся к своей одежде?
Немало важной частью костюма являлся пояс. Раньше ходить без пояса Считалось грехом. На новорождённого сразу после крещения надевали поясок. Ширина пояса могла составлять от 1 до 10см. В зависимости от моды пояса повязывались то на талии, то под грудью. Девушки носили на них съёмные карманы - "лакомники". Женщины прикрепляли к ним небольшие кошельки для денег, ключи, а иногда даже куриную косточку "вставанку", что по поверью помогало им просыпаться рано по утрам.

Снять с человека пояс, распоясать его, означало обесчестить его. Вот откуда берет корни выражение "распоясавшийся человек"- человек недостойного поведения.

Учащиеся работают по трем заданиям: дифференциация в обучении:

1группа выполняет эскизы в цвете (слабые уч-ся);

2 группа выполняет эскиз сарафана в технике – аппликация;

3группа работает индивидуально и в паре - выполняют объемную фигуру. Техника - бумагопластика. Используется видео-наглядность.

Конечный результат: 1 и 2 группы оформляют альбом (мини - проект) –« Русский женский костюм» и защищают.

3 группа составляет коллективную композицию «Веселый хоровод»-Звучат русские напевы, частушки.

VII . Этап «Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении»

Задача: поисковая работа в визуальном сравнении различных народных костюмов.

VIII . Этап «Рефлексия (подведение итогов занятия). Оценка результатов.

Задача: включение учащихся в деятельность на аналитическом уровне.

Рефлексия:

мне было интересно…

меня удивило…

мне было трудно…

мне захотелось…

Итог урока

Ученики выходят к доске со своими работами.

Глядя на замечательные костюмы, мы действительно можем сказать: "ЧУДО ЧУДНОЕ, ДИВО ДИВНОЕ".

Литература:

1.Горяева Н.А.,. Островская О.В Декоративно – прикладное искусство в жизни человека, учебник по ИЗО 5 класс./ – М.: Просвещение 2003.

2.Шпикалова Т.Я, Сокольникова Н.М и др. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства рекомендациями / - М.: Мозаика-Синтез, 1997.

http ://www .google .ru

http ://www .museum .ru

Новые слова:

1.Рубаха -основа женского народного костюма. Шилась из белого льняного или конопляного полотна

2.Рарафан - одевался поверх рубахи, украшался спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, узорными пуговицами

3. Сарафанный комплект обычно включал в себя рубаху, собственно сарафан, и передник

4. Понева – юбка сшитая из нескольких полос, украшенная тесьмой

5. Навершник – одевался поверх одежды

6. Венец и повязка –девичьи головные уборы.

7. Косники вплетали в косу – украшения (с бантом)

8. Женские головные уборы - Кокошники имели разную форму и в разных местах назывались по-разному: кика рогатая, ряска, каблучок, сорока, повойник .

Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Передник (запон) - одежда из двух не сшитых длинных полотнищ ткани, собранных на шнурок Занавеска - длинная туникообразная одежда с рукавами и прямоугольным вырезом до лопаток.

Просмотр содержимого документа
«Народный праздничный костюм»

  • 5 класс

Народный праздничный костюм


Цели урока:

  • Закрепить знания о народном костюме;
  • Ознакомить с понятием ансамбль и значением колорита в одежде;
  • Развить эстетический вкус;
  • Привить интерес к народному творчеству.

  • Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости.

А. С. Пушкин

  • Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Д.С.Лихачев


Женский костюм

  • Рубаха – основа женского народного костюма.
  • Сарафан

  • Пояс
  • Передник (запон) – одежда из двух не сшитых длинных полотнищ ткани, собранных на шнурок
  • Занавеска – длинная туникообразная одежда с рукавами и прямоугольным вырезом до лопаток.

  • Душегрея – короткая свободная кофта, собранная в верхней части в мелкие складки.

  • Епанечка – разновидность душегреи, короткая утепленная кофта без рукавов и воротника, державшаяся на бретельках.
  • Понева – домотканая клетчатая юбка из шерсти. Одежда замужних женщин.


Сочетание белого и красного цветов – отличительная черта как вышивки, так и народной одежды в целом.


Головной убор

«Кокошник»

«Сборник»

«Повойник»


Мужской костюм.

  • Основой мужского костюма была рубаха, которая имела у ворота разрез посередине или сбоку (косоворотка) . Рубаха носилась навыпуск и обязательно подпоясывалась. Шили ее из белой, красной или синей ткани, украшали также вышивкой.

  • Обязательной частью одежды русского крестьянина были штаны (порты), которые завязывались на шнурке вокруг талии. Состоятельные люди носили порты из шелка и сукна, простой люд – холщовые. Заправлялись они в сапоги, или обертывались длинными кусками ткани (онучами). Поверх надевали зипун.

  • Кафтан – традиционная верхняя одежда
  • Армяк – одежда, похожая на халат. Одевали поверх кафтана

Орловский костюм

Курский костюм

Тамбовский костюм


Рязанский костюм

Смоленский костюм

Воронежский костюм


  • В чем секрет красоты русского народного костюма?
  • Какую роль играли узоры в убранстве крестьянского костюма?

Практическая работа

  • Зарисовка женских и мужских фигур в традиционной одежде

Отправить

Класснуть

Запинить


Цели: познакомить учеников с особенностями русского праздничного костюма, рассказать о разнообразии форм и украшений народного праздничного костюма.

Материалы: иллюстрации различных видов русского народного костюма; бумага, ножницы, клей, кисти, гуашь.

Ход урока

1. Организационный момент

(Приветствие, проверка готовности учеников к уроку.)

2. Беседа учителя

Каждый из вас интересовался, как выглядели наши предки, во что были одеты. Сегодня мы поговорим и об этом.

2.1. Народный праздничный костюм

В древности на Руси существовало два типа костюма: будничный и праздничный. Традиции пошива русского костюма складывались в течение многих веков. Образы, которые мы встречаем в украшении полотенца, можно увидеть и в вышивке народного костюма.

Основой женского костюма была рубаха. Шили ее из домотканого льняного или конопляного полотна. Нарядную рубаху женщина надевала только по праздникам. На севере нашей страны шили своеобразные рубахи-долгорукавки, рукава которых достигали двух метров. Рубаха непременно была украшена вышивкой. О вышивке мы говорили на прошлом занятии.

– Как вы думаете, для чего служила вышивка на одежде наших предков? (Вышивка на рубахе выполняла функцию оберега и защищала людей от горестей и болезней.)

Рубахи, в которых женщины косили, назывались рубахами-«сенокосицами». Их носили без сарафана. Богатство украшения рубахи сулило счастье ее владелице.

В раннюю пору замужества женщину на Руси называли молодухой. Ее костюм был богато украшен, что символизировало цветущий возраст. Из узорного штофа были сшиты сарафан и душегрея. Душегрея чаще была отделана золотыми полосами, что придавало наряду еще больше красоты. Голову украшал высокий кокошник, убранный каменьями. А поверх него повязывалась шелковая шаль, которая переходила в накидку. Украшением для головы в будние дни служила лента-повязка.

Женский наряд русского Севера зачастую называют сарафанным комплексом, ведь его главными элементами были сарафан и рубаха. Рубаху на Руси носили с давних времен, и считалось, что ее ни в коем случае нельзя продавать. Она была главной, а порой и единственной одеждой на Руси. Для красоты и удобства рубаху затягивали пояском.

В южной части России вместо сарафана носили поневу – домотканую юбку из шерсти, которую укрепляли по талии поясом. К ней прилагался передник, на котором присутствовала символика земли. Он служил оберегом для беременной женщины. По праздникам поверх поневы надевали навершник из нарядной ткани. В изготовление праздничного костюма женщины вкладывали всю свою душу.
Очень красивы и необычны головные уборы северянок – в основном, это кокошники, украшенные золотой нитью и речным жемчугом. Девичья коруна напоминала царский венец, на который походил парчовый косник, украшенный жемчугом. В будни же девушки украшали свою голову лентой или платком.

Сибирский праздничный костюм был по-своему своеобразен. Мужчины и женщины носили ненецкую малицу (длинную одежду без единого разреза), изготовленную из оленьего меха шерстью внутрь, с капюшоном и рукавичками. Сарафаны шили, в основном, из хлопчатобумажной дабы (привезенная из Китая ткань типа бязи или холста, обычно отбеленная или крашенная в синий цвет). Праздничная одежда шилась из восточного шелка.

Свадебный костюм был самым нарядным, торжественным и богато украшенным. Древние крестьяне верили: как пройдет свадьба, такова будет и жизнь молодых. Свадебный костюм обычно дополняли различными бусами и ожерельями. А его самой драгоценной частью был головной убор. По нему определяли возраст женщины. Свадебный костюм шили задолго до торжества, так как он требовал больших усилий и огромных затрат времени.

Мужской костюм был менее затейлив. Его основу составляла рубаха-косоворотка, которая шилась из белой, синей и красной ткани. Вокруг талии завязывались порты – неширокие длинные штаны. На ноги надевали лапти. Поверх рубахи носили зипун, а голову укрывала шапка из сукна или войлока.
Что касается обуви, то надо сказать, что люди на Руси ходили не только в лаптях (хотя они и были самой прочной обувью). В Сибири и Поморье лаптей не было. Там чаще всего носили кожаную обувь – сапоги, полусапожки, башмаки. Также существовали некие коты – обувь, похожая на просторные туфли, чтобы нога в шерстяном носке легко в нее входила. Обувь украшалась так же тщательно, как и костюм. Различные узоры делали обувку более веселой и праздничной.

2.2. Украшения

Украшения на Руси выполняли функцию оберега. Их обычно помещали на голове, чтобы мысли и разум были защищены, на шею и грудь – чтобы защитить душу и сердце, на руки и ноги – чтобы предотвратить ушибы и ранения. Материал, из которого делались обереги, должен был быть добротным и являться хорошим проводником доброй энергии. Золото символизировало свет, серебро – чистоту. Больше всего украшений носили молодухи и женщины-матери.

Головными уборами на Руси служили венцы, кокошники, диадемы. Они оберегали головы женщин. Головной убор символизировал небо, а по форме он мог напоминать птичьи головки, гребешки и хохолки. Украшали их, как правило, золотой или серебряной нитями, различными камнями и орнаментами.

Существовали подвески к головному убору. Рясны – вертикальные полосы, идущие от кокошника к груди, которые напоминают дождевые струи.

На Руси носили кольца (височные кольца – заушницы), они выполняли функцию опознавательного знака. Кое-где встречались кольца с полукруглыми щитками с семью лучами, где-то имелись спиралевидные или браслетообразные кольца. Славяне с озера Ильмень носили ромбические кольца. Круг и спираль символизировали солнце.

Браслеты и обручи были распространены по всей Руси. Их носили и мужчины, и женщины. У мужчин они служили символом мужества и отваги. Классическая тема на браслетах – земля и вода. Браслеты и обручи изготавливали из разных материалов: серебра, золота, бронзы, стекла, меди и т. д. Очень распространены были браслеты из проволоки. Носили их на обеих руках, иногда даже по несколько штук сразу.

Кольца и перстни также являлись украшениями на Руси. Они говорили о знатном происхождении своих хозяев. Их носили даже маленькие дети. Такие украшения чаще всего передавались по наследству от матерей к дочерям. На перстнях было по три квадратных клейма, в которых заключался заклинательный смысл. Существовали обрядовые кольца, которые использовали для вызывания дождя.
Был и еще один вид украшений, преимущественно девический, который назывался лунницей. Такое украшение имело форму луны или солнца, и носили его на груди. Солнце олицетворяло мужское начало, а луна – женское. Это украшение было символом супружества.

Гребни использовали как обереги-подвески. Чаще всего они состояли из двух голов животных или двуглавой птицы. Русский гребень считался мощным оружием против злой нечисти. Иметь дома гребень значило быть богатым. Делали их, в основном, из дерева или кости. Считалось, что он мог защитить от всех болезней.

Но наиболее любимыми украшениями женщин были бусы и ожерелья. Ожерелье плелось, в основном, из разноцветного бисера. Зеленый бисер указывал на богатство хозяйки.

Славянские украшения-обереги делят на мужские и женские. На женских оберегах присутствовал конь, который даровал им мудрость и счастье. Среди амулетов довольно часто встречаются птицы. Некоторые амулеты выполнялись в виде двух ложек, что значило: он принадлежит молодоженам. Ложки символизировали благополучие.

Для сохранности домашнего имущества использовали амулеты-ключи, а маленькие ключики являлись символом приданого. Топорики оберегали как мужчин, так и женщин. Топор был знаком Перуна (Бога грома и молнии). Такие обереги защищали людей от внезапного зла.

3. Творческое задание

А сейчас гуашью мы попробуем нарисовать русский народный праздничный костюм. Костюм может быть как женским, так и мужским (головной убор, основной комплекс, обувь).

Сначала вам нужно выполнить эскиз костюма, запечатлеть основные детали и лишь затем выполнить рисунок в цвете. В конце украсьте костюм орнаментом.
(Работу можно сопроводить русскими народными мелодиями.)

4. Подведение итогов урока

(Учащиеся демонстрируют свои работы.)

Вместе с этим также читают:

Поделиться: