Аристотель о воспитании. Аристотель и развитие образования в элладе

Аристотель, так же как и Платон, уделял огромное внимание в своей философии образованию и прежде всего воспитанию и воспитателям.

Македонского. Аристотель, подчеркивая значение воспитания и воспитателя в жизни человека, всегда говорил о том, что воспитатели достойны даже большего уважения, чем родители, ибо если родители лишь дают жизнь, то воспитатели делают эту жизнь достойной. В Афинах он создал свою школу - Ликей (лицей) - которая получила название от храма Аполлона Л икейского. Кроме того, именно Аристотель ввел в наш словарь понятие гимнасии (гимназия) - место философских бесед.

Как и Платон, Стагирит подчеркивает, что обучение и воспитание - дело государства, а если это не так, то общественный строй терпит поражение. Ведь человек, согласно Аристотелю, это политическое (общественное) животное. Его тело - животное, а душа - божественная, и если убрать одну из важнейших составляющих его частей - душу (интеллект), то он будет полностью животным. Поскольку у человека есть грубые инстинкты животного и вместе с этим, возвышенные качества Бога, то он не может жить изолированно и должен постоянно балансировать между животным и божественным (человеческим). И только тогда, когда баланс (гармония) животного и божественного достигается, можно говорить об идеальном человеке.

Однако для того, чтобы достигнуть гармонии, человеку надо научиться правильно мыслить. Ведь власть человека, само человеческое содержание - в мышлении. Иначе говоря, необходимы ясные и четкие суждения о смысле гармонии человека с другими людьми и с самим собой. Вот для этого-то как раз и нужно образование. Именно поэтому Аристотель и рассматривает образование человека необходимостью его жизни в обществе. В этой связи он ставит вполне конкретную задачу образования: развить и завершить природу человека (создать то, чего нет в его природе). А это значит, что необходимо для всех людей единое и одинаковое образование. Ведь образование - это не частное дело, не как кому вздумается учить и воспитывать людей, но их общее дело для достижения блага государства и блага каждого гражданина, являющееся высшим и самым прекрасным благом, доставляющим величайшее удовольствие - счастье .

Образование необходимо также еще и потому, что любой человек, сам по себе, наедине с собой, склонен к крайностям. Человек же, чтобы жить достойно, должен избегать крайностей. Индивид только тогда будет жить счастливо, если он распознает крайности. А что означает распознать крайности? Согласно Стагириту, распознать крайности - это значит найти середину. В нахождении золотой середины всего и вся и заключается, по мнению Аристотеля, содержание образования. Собственно, образованный человек отличается от необразованного его собрата тем, что всегда способен находить середину между, например, трусостью и безрассудством или между скупостью и мотовством. Ведь нахождение середины, в данном случае следование поступкам мужества и щедрости, есть обладание добродетелями , а следовательно, и показатель образованности человека. Обретение середины - добродетелей мышления и поступков человека - очень непросто для человека, оно (умение) приходит с опытом, но это принципиально необходимо ему в его жизни, и, для того чтобы овладеть этим умением, необходимо образование, которое должно продолжаться всю жизнь, считает Аристотель. Ведь человек, сознательно стремящийся к середине и достигающий ее, становится моральным, а значит добрым, совестливым, порядочным, справедливым. Однако, конечно, стремление усреднить, подогнать все и вся под общий знаменатель, имеющее место в педагогической теории Аристотеля, само по себе является парадоксальным. В реальной жизни, во-первых, просто невозможно создать такое однообразие, подобие всех и каждого из людей друг другу. Во-вторых, все моральное (порядочное), что следует середине, однообразно, а дурное (порочное), не следующее середине, разнообразно. Парадоксальность как раз в том и состоит, что внутреннее, например красоту души человека, увидеть гораздо труднее, чем внешнее - красоту его тела.

Образование (воспитание) особенно необходимо тем, считает Аристотель, у кого нет самодисциплины. Такие люди, полагает он, не способны строить счастье. А что же такое счастье? Счастье - это и совершенная деятельность, и привычка ума, говорит Аристотель. Именно поэтому цель образования (воспитания) - счастье индивида. Достижение счастья каждым индивидом - это миссия государства. Только сильное государство может служить всем индивидам и создать такую систему образования, которая будет направлена на благо (счастье) каждого индивида.

Аристотель выдвинул множество самых разных практических педагогических идей и рекомендаций, многие из которых не потеряли своего актуального значения и в наше время. Перечислим самые основные и значимые из них.

Так, будучи отцом и основателем логики, Аристотель справедливо считал, что логика (ясность, четкость, последовательность, непротиворечивость) должна лежать в основании содержания преподавания всех учебных дисциплин. Он выступал против узкой специализации, но одновременно полагал, что надо изучать те предметы, которые необходимы для жизни, но не все подряд. К таким предметам он относил грамматику, гимнастику, музыку и рисование . Кстати, Аристотель полагал, что выбор предметов для изучения должен соответствовать достоинству гражданина. Учебный процесс, по его мнению, не должен быть слишком напряженным, но вместе с тем, отмечал он, учение - это не забава, ибо когда учатся, то не играют. Весьма позитивна и его мысль о том, что развитие навыков должно предшествовать умственному воспитанию.

Педагогическое учение Аристотеля, как и Платона, является социо- центричным, поскольку в нем постоянно подчеркивается, что для сохранения государственного строя необходимо воспитание всех людей в духе соответствующего государства . Вместе с тем Аристотель показывает, что счастье каждого отдельного человека тождественно счастью государства. Именно поэтому совершенная образовательная деятельность государства, согласно Аристотелю, возможна лишь при создании благоприятных условий устройства системы общественного образования для граждан, но одновременно образовательная деятельность не будет состоятельной без стремлений самих граждан к получению качественного образования. (Аристотель сам неоднократно утверждает, что в деятельности воспитания необходимо ограничить принуждение, насилие.) Все это показывает, что в этой его модели уже просматриваются элементы антропоцентризма в развитии образования. Другими словами, его теория, будучи ориентированной на общество, нацелена на формирование и развитие человека, который должен служить обществу, его благу, а вместе с этим и своему счастью.

  • См.: Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Сочинения: в 4 т. Т. 4. М.: Мысль,1984. С. 67-69.
  • См.: Там же. С. 86.
  • Аристотель. Политика // Аристотель. Сочинения: в 4 т. Т. 4. С. 629-630.
  • См.: Там же. С. 551.

Аристотель (Αριστοτελης)

384-322 до н. э.

Аристотель (Αριστοτελης) - древнегреческий мыслитель, идеолог античного рабовладельческого общества. Родился в греч. колонии Стагира во Фракии. В 367 поселился в Афинах, где получил философское образование в Академии Платона, в к-рой состоял 20 лет. В 343, по приглашению македонского царя, стал воспитателем царского сына Александра, впоследствии знаменитого полководца. В 335 вернулся в Афины, где основал свою философскую школу (Ликей), просуществовавшую несколько столетий.

Сочинения А. охатывают все области знания того времени: философию, логику, психологию, естествознание, историю, политику, этику, эстетику. Важнейшее философское произведение А. - «Метафизика». Его логич. произведения собраны под общим названием «Органон». Из естественнонаучных работ А. наибольшее значение имеет «Физика». Из сочинений, посвящённых общественно-политич. вопросам, наиболее видное место занимает «Политика». К этим работам примыкают работы по этическим (гл. обр. «Этика») и эстетическим (гл. обр. «Поэтика») вопросам. В трактате «О душе» дан анализ различных сторон психики (мышления, памяти, эмоций и т. д.). Пед. вопросам А. не посвятил отдельных исследований, но многократно затрагивал эти вопросы в различных сочинениях (гл. обр. в «Этике» и «Политике», а также отчасти в «Афинской политии»).

В своей философской концепции А. стремился преодолеть дуализм своего учителя Платона, разделившей го мир на не связанные между собой мир идей и мир явлений. А. признавал, что мир един и идеи вещей неотделимы от самих вещей. Различая во всяком предмете; вещество и форму, А. уподоблял идею форме и считал, что вещество становится вещью, получая ту или иную форму. Вещество без формы - это, по мнению А., низший предел существования мира; высший предел- чистая, безматериальная форма (бог). Между чистой материей и чистой формой располагаются все вещи и явления мира. Мир развивается от одного мыслимого предела к другому, каждая новая ступень существования является материей для след, стадии развития. Т. о., жизнь есть непрерывный процесс развития. Для общих философских взглядов А. характерны постоянные колебания между материализмом и идеализмом. Признавая объективность природы и непрерывность её развития, А. источником всякого движения считал неподвижное, но всё движущее начало - бога. Неоднократно указывая на зависимость «изменений души» от «телесного состояния», А. вместе с тем объяснял жизнь активностью души. Положив в основу познания объективного мира чувственный опыт, ощущения, составляющие первую ступень познания, источником высшей ступени познания (абстрактного мышления) А. признавал «разумную душу», якобы независимую от тела.

А. обобщил позитивные достижения натурфилософов и врачей, накопленный ими опыт познания психич. деятельности людей. Исходя из своей общей философской концепции, А. считал, что душа и тело неотделимы друг от друга (как форма и материя), что душа составляет сущность тела. Поэтому учение о душе у А.- это общее учение о жизни и её функциях, включающее и её органич. отправления и сознательную жизнь. В соответствии с такой трактовкой А. различал 3 разных вида души: растительную, к-рая проявляется в питании и размножении; животную (волевую), проявляющуюся в ощущениях и желаниях; разумную, характеризующуюся мышлением. Каждая из них относится к разным уровням жизни: первая специфична для растений, вторая - для животных, третья - для человека, обладающего познающим и деятельным разумом. Эти 3 вида души являются последовательными формами развития психики и связаны у человека с различными функциями его души - питательной, чувствующей и рассудочной.

На основании этой концепции А. развивал и свою теорию воспитания «свободнорождённых граждан». 3 видам души, по А., соответствуют 3 стороны воспитания - физическое, нравственное и умственное, к-рые должны быть тесно связаны. Исходя из идеи развития, А. считал, что от природы у человека имеются лишь зародыши способностей, к-рые развиваются в результате воспитания. Цель воспитания состоит в развитии высших сторон души - разумной и животной (волевой). Т. о., практике афинского воспитания, сочетавшей различные стороны воспитания, А. дал философско-психологическое теоретич. обоснование, высказав впервые мысль о природосообразности воспитания. Исходя из идеи природосообразности, А. сделал первую в истории педагогики попытку дать возрастную периодизацию. Он различал 3 главных возрастных периода: до 7 лет, от 7 лет до половой зрелости (14 лет) и от 14 лет до 21 года. Большое значение А. придавал дошкольному воспитанию и особенно игре. До 7 лет дети воспитываются дома; с 7 лет мальчики должны посещать школу. В период на­чального обучения дети занимаются гимнастикой, чтением, письмом, грамматикой, счётом, рисованием, пением. А. рассматривал воспитание как средство укрепления гос. строя, поэтому считал, что все школы должны быть государственными. Все граждане, указывал он, должны получить тождественное воспитание, приучающее их к гос. порядку. Однако А. не имел в виду рабов, к-рых рассматривал только как «говорящие орудия».

Цель физич. воспитания, по А.,- развитие сильного, красивого, ловкого тела. Большое значение в системе воспитания он придавал музыке. Задачей нравственного воспитания, с точки зрения А., является развитие дееспособности, активности, волевого начала. Содержанием нравственного воспитания, по А., должно быть развитие качеств, необходимых для рабовладельцев: умение держать рабов в повиновении, чувство собственного достоинства и чести, храбрость, мужество и т. п. Типично рабовладельческим является и предостережение А. против физич. труда, к-рым, как полагал А., следует заниматься только рабам; по его мнению, надо воздерживаться и от занятий, «выполняемых за плату», т. к. эти занятия отнимают досуг, необходимый для развития интеллектуальных и нравственных сил. Природные задатки, навыки и разум - таковы, по А., движущие силы развития, на к-рые опирается воспитание вообще и нравственное воспитание в частности.

Пед. система А., основанная на требовании гармонич. развития личности, была вершиной теоретич. пед. мысли античного мира. Являясь, по характеристике Ф. Энгельса, «самой всеобъемлющей головой» среди др.-греч. философов, А. оказал огромное влияние на последующее развитие всей научной, в т. ч. и педагогической, мысли. Передовые прогрессивные мыслители опирались на материалистич. и диалектич. тенденции его учения, реакционные-на идеалистич. и метафизические.

С оч.: Aristotelis opera. Ed. Academia regia borussica, v. 1 - 5, Berolini, 1831-70; в рус. пер.- Метафизика, М.-Л., 1934; Физика, 2 изд., М., 1937; О душе, М., 1937; Политика, СПБ, 191Г, Афинская полития, 2 изд., М., 1937; Этика, СПБ, 1908; Поэтика, Л., 1927.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3, М., 1955; Энгельс Ф., Анти-Дю­ринг, М., 1957; его же, Диалектика природы, М., 1955; Л е-н и н. В. И., Соч., 4 изд., т. 38 (Конспект книги Гегеля «Лекции по истории философии»; Конспект книги Аристотеля «Метафизика»); Зелинский Ф. Ф., Педагогические воззрения Платона и Аристотеля, П., 1916; ЖураковскийГ.Е., Очерки по истории античной педагогики, М., 1940; Медын­ский Е. Н., История педагогики, М., 1947; Констан­тинов Н. А.,Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф., История педагогики, 2 изд., М., 1959.

Аристотель (384-322 до н. э.), древнегреческий философ. Учился у Платона в Афинах; в 335 основал Ликей, или перипатетическую школу. Воспитатель Александра Македонского. Сочинения Аристотеля охватывают все отрасли тогдашнего знания. Основоположник формальной логики. создатель силлогистики. “Первая философия” (позднее названа метафизикой) содержит учение об основных принципах бытия: возможности и осуществлении, форме и материи, действующей причине и цели. Колебался между материализмом и идеализмом; идеи (формы, эйдосы) - внутренние движущие силы вещей, неотделимые от них. Источник движения и изменчивого бытия - вечный и неподвижный “ум”, нус (перводвигатель). Ступени природы: неорганический мир, растение, животное, человек. “Ум”, разум, отличает человека от животного. Центральный принцип этики - разумное поведение, умеренность (метриопатия). Человек - существо общественное. Наилучшие формы государства - монархия, аристократия, “политика” (умеренная демократия), наихудшие - тирания, олигархия, охлократия. Суть искусства - подражание (мимесис), цель трагедии - “очищение” духа (катарсис). Основные сочинения: логический свод “Органон” (“Категории”, “Об истолковании”, “Аналитики” 1-я и 2-я, “Топика”), “Метафизика”, “Физика”, “О возникновении животных”, “О душе”, “Этика”, “Политика”, “Риторика”, “Поэтика”.

Аристотель (384-322 до т. э.) - величайший из философов античного мира, ученый-энциклопедист, авторитет которого был непоколебим и в эпоху средне­вековья, когда церковь отвергала все наследие древней Греции, как языческое. В его философской концепции имелось уже много элементов материализма…

…В своих сочинениях «Этика», «Политика», «Афинская политая» Аристотель довольно подробно рассматривает многие важные вопросы воспитания, что позво­ляет говорить о создании им определенной педагогической теории.

Вопреки учению Платона, учеником которого он был на протяжении 20 лет, Аристотель не противопоставлял мир идей и мир вещей, а отождествлял их: идея представлялась ему формой, в которую облечена материя.

В основе психологических взглядов Аристотеля лежит представление о единстве души и тела как формы и материи и о наличии у человека трех видов души: растительной (функции питания и размножения), животной (функции ощущения и желания), разумной (функции мышления).

Исходя из этих представлений, Аристотель видел задачу воспитания в развитии этих видов души, чему соответствует физическое, нравственное и умственное воспитание в их гармоническом единстве.

В «Политике», отрывки из которой приводятся ниже, Аристотель дает обоснование необходимости создания системы государственных школ, рассматри­вает содержание и методы физического, нравственного, умственного и эстети­ческого воспитания с учетом возрастных особенностей детей. Ему принадлежит одна из первых попыток дать возрастную периодизацию развития человека от рождения до 21 года, когда он становится полноправным членом общества. Гармоническое развитие физических, нравственных и умственных сил, кото­рые имеются в зародыше у каждого человека, Аристотель считал необходимым только для представителей рабовладельцев, ибо рабы представлялись ему лишь «говорящими орудиями».


Источники:

  1. Педагогическая энциклопедия. Т I. под ред. И. А. Каирова "Советская энциклопедия" М. - 1964
  2. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. Сост. и авт. статей чл.-корр. Акад. пед. наук СССР, проф. А. И. Пискунов. М., "Просвещение", 1971

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ

Воспитание, школа и философо-педагогическая мысль в эпоху античности

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИДЕАЛОВ И ПРАКТИКИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ В СПАРТЕ И АФИНАХ ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛА В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

В 3-2-ом тыс. до н. э. в Греции, на Крите и некоторых других островах Эгейского моря возникла самобытная культура со своей письменностью. От пиктографии к клинописи до слогового письма - такова эволюция этой письменности. Ею владели жрецы, обитатели царских дворцов, знатные вельможи и состоятельные граждане.

Центры обучения писцов возникали при дворцах и храмах. Критомикенской (Эгейской) культурой была заложена определенная традиция письма, принятая последующими цивилизациями. С этой традицией, например, связаны правила писать строки слева направо, сверху вниз, выделение красных строк и заглавных букв.

Следующим этапом генезиса воспитания и обучения в этом регионе стали времена так называемой архаической Греции (IX-VIII вв. до н. э.). Ярко и образно нарисовал картины воспитания и обучении в эту эпоху легендарный Гомер в поэмах "Илиада" и "Одиссея". Герои Гомера получали воспитание под присмотром наставников-старцев. Они красноречивы, хорошо знакомы с деяниями предков и богов, владеют музыкальными инструментами и письмом, физически крепки, искусные воины.

Принятые в архаической Греции формы воспитания описаны также в поэме Гесиода "Труды и дни", где говорится о быте Н жизненных установлениях той древней эпохи. Ведущим мотивом этой поэмы является мысль о трудолюбии как важнейшем качестве человека. Дальнейшее развитие воспитания и зарождение педагогической мысли в Древней Греции связано с культурой городов-полисов (государств) (VI -IV вв. до н. э.), когда воспитание заняло особое место в обществе. Государство начинает брать на себя обучение имущих слоев. Известно, например, что на Крите юные свободные граждане имели возможность получать образование за счет государства.

Образованность считалась необходимым и неотъемлемым свойством достойного гражданина полиса. Если хотели сказать дурное о человеке, говорили, например: "Он не умеет ни читать, ни плавать".

Отсутствие возможности получить образование рассматривалось как одно из наихудших зол. Именно поэтому, как утверждает древнегреческий историк Плутарх, победители из города Милет наказали детей побежденных запретом учиться грамоте и музыке.

По свидетельству Плутарха, ввиду понимания сугубой важности образования города-полисы зачастую не прерывали учебу юных граждан даже в трудные дни войн. Когда умирал философ Анаксагор (500-428 гг. до н. э.) и горожане спросили, чем почтить его память, он сказал: "Пусть в день моей смерти у школьников не будет занятий".

В школе закладывалось все великое и прекрасное, что оставила нам Древняя Греция.

Школы были небольшими - 20-50 учеников с одним учителем. Размещались ученики в доме учителя, либо просто на улице города. Учитель сидел на высоком стуле, дети располагались вокруг на низких складных табуретах. Писали на коленях. Занимались одновременно дети всех возрастов: пока одни отвечали учителю, остальные выполняли задание. Занятия шли весь день с большим перерывом на обед. Каникул не было - выходные выпадали на городские и семейные праздники.

Платили учителям немного - примерно столько же, сколько зарабатывали средней руки мастеровые. Социальный статус учителя, особенно в учебных заведениях начального уровня, был весьма низким. Хорошо иллюстрирует такой факт ходившая в Афинах поговорка: "Он умер или стал учителем".

Книг было мало. Знания усваивались на слух - с голоса учителя.

На начальное обучение тратилось 6-8 лет, оно закладывалось примерно к 14-летнему возрасту. Учили начаткам чтения, письма и пения. Читать учились по складам, перебирая множество сочетаний, пока не узнавали их с первого взгляда. Затем читали первые слова - имена богов и героев. Затем читали первые фразы, обычно поучительные стихотворные строчки: "Прекрасен тот, кто вправду человек во всем", "Приятно, если умный сын в дому растет", "Пусть все несут совместно бремя общее" и т.п. Читали только вслух. Очень много запоминали наизусть.

Писать учились на вощеных дощечках величиной в ладонь. Дощечки скреплялись шнурками в книжечку. Писали палочкой (стило), заостренной с одного конца: острым концом выцарапывали буквы, тупым стирали написанное.

Для упражнений в счете служила доска - абака, разделенная на клетки для единиц, десятков, сотен и т.д. На клетки клали бобы или камешки - от одного до девяти. С помощью абаки учились четырем арифметическим действиям.

Среди государств-полисов Эллады особо выделялись республиканские Афины и авторитарная Спарта. Эти государства не только представляли различные политические системы, но и во многом олицетворяли противоположные принципы воспитания и обучения.

По словам древнегреческого мыслителя Аристотеля, воспитание спартиатов - полноправных граждан Лакедемона - преследовало по преимуществу цель подготовить членов военной общины. По утверждению Плутарха, новорожденных спартиатов осматривали старейгпины (эфоры). Судьба болезненных младенцев неясна. Плутарх уверяет, будто их лишали жизни. Во всяком случае, такие дети росли вне системы военного воспитания. До семи лет спартиаты воспитывались в семье на попечении нянек-кормилиц, которые славились своим уменьем на всю Элладу.

Затем наступало время, когда полис брал на себя воспитание и обучение подраставших спартиатов. Сроки такого воспитания были весьма продолжительными и делились на три этапа: с 7 до 15 лет, с 15 до 20 лет, с 20 до 30 лет.

На первом этапе дети поступали под начало воспитателя пай-донома. Они вместе жили, учились, приобретали минимальные навыки чтения и письма, без которых, по словам Плутарха, никак нельзя было обойтись. Зато физическая подготовка, закаливание были чрезвычайно насыщенными. Воспитанники всегда ходили босиком, спали на тонких соломенных подстилках. В 12-летнем возрасте суровость воспитания еще более ужесточалась. Во все времена года верхней одеждой подросткам служил легкий плащ. Ш-Х приучали к немногословию. Любой намек на красноречие презирался. В ходу были и наказания, но они носили, скорее, символический смысл. Например, провинившегося кусали за болыЦой палец.

Мальчиков 14-ле^него возраста посвящали в эйрены - члены общины, имевшие определенные гражданские права. Во время инициации Подростка подвергали болезненным испытаниям, в частности, публичной порке, которую следовало выдерживать без стонов и слез. Эйрены являлись помощниками пайдономов в физической и военной муштре остальных подростков. В течение года эйрены проходили испытания в военных отрядах спартиатов.

На втором этапе воспитания к минимальному обучению грамоте добавляли музыку и пение, которые преподавались несколько более тщательно. Приемы воспитания становились еще суровее. Подростки и юноши должны были, например, сами добывать еду. Попавшегося на воровстве жестоко били плетьми, но не за то, что украл, а потому, что потерпел неудачу.

К 20 годам эйрен тюлучал полное вооружение воина и затем еще в течение десяти лет, постепенно приобретал статус полноправного члена веденной общины. Все это время не прекращались военная подготовка, воспитание немногословного, без дурных наклонностей воина. К порокам однако не относили, например, никак и ничем не ограниченную половую жизнь. Зато резко осуждалось и пресекалось пьянство. Легендарный законодатель Ликург, чтобы уберечь спартиатов от пьянства, устраивал своеобразные " уроки трезвости", когда рабов заставляли напиваться, чтобы спартиаты могли воочию убедиться, сколь непригляден и отвратителен пьяница.

Воспитание девочек и девушек-спартиаток мало отличалось от мужского. <0но состояло по преимуществу из физических и военных Упражнений с диском, копьем, дротиком, мечом. В столь же» малом объеме давалась общеобразовательная подготовка. Таким же вольным, как у юношей, было сексуальное поведение.

Воспитательная традиция Спарты в итоге оказалась весьма скудной. Гипертрофированная военная подготовка, фактическое невежество молодого поколения - таким выглядел результат одного из первых в истории опытов государственного воспитания. На древе человеческой цивилизации спартанские культура и воспитание оказались малоплодородной ветвью. Не случайно Спарта не дала ни одного сколько-нибудь крупного и яркого мыслителя или художника. Впрочем, не весь педагогический опыт Спарты оказался забыт. Традиции физического воспитания, закаливания подрастающего поколения стали предметом подражания в последующие эпохи.

Иначе, чем в Спарте, строилось воспитание и обучение в Афинах.

Идеал афинского воспитания сводился к многозначному понятию совокупности добродетелей. По сути, речь шла о всестороннем формировании личности, прежде всего с развитыми интеллектом и культурой тела. Считалось, что стремиться к достижению подобного идеала был вправе лишь свободный и имущий гражданин Афин.

Практику организованного воспитания и обучения пронизывал принцип соревнования (агонистики). Дети, подростки, юноши постоянно состязались в гимнастике, танцах, музыке, словесных спорах, самоутверждаясь и оттачивая свои лучшие качества.

Все афиняне получали домашнее воспитание. Сыновья свободных граждан обычно воспитывались в семье до 7 лет. Затем за мальчиками из состоятельных семей присматривал особый раб - педагог (дословно поводырь). Воспитателем часто оказывался самый бесполезный в хозяйстве раб. Так что нередко педагог был носителем далеко не лучших свойств, которые порою усваивал и его подопечный.

После семи лет мальчики-дети свободных граждан получали возможность учиться в частных и общественных учебных заведениях. Существовало несколько типов подобных заведений.

Начальное образование давали частные платные школы: мусические и гимнастические. В мусических школах учились школьники 7-16-летнего возраста, в гимнастических школах или палестрах - 12-16-летние подростки. Обычно учащиеся посещали одновременно оба типа указанных заведений.

Мусическая школа давала по преимуществу литературное и музыкальное образование с элементами научных знаний. Альфой и омегой школьной программы было изучение поэм Гомера. Как замечал в этой связи древнегреческий мыслитель Платон, "Элладу воспитал Гомер". В самом деле, "Илиада" и "Одиссея" не только служили дидактическим материалом при обучении грамоте и музыке, но и вводили юных граждан в систему жизненных отношений, приобщали к народным традициям.

Обучение в школе носило синкретический характер. Например, гекзаметры "Илиады" и "Одиссеи"" произносились нараспев под музыкальное сопровождение (игра на струнных инструментах). Кстати, меньшая популярность в Афинах духовых инструментов, объясняется именно тем, что их нельзя было использовать при мелодекламации.

Постигались также азы математики, прежде всего четыре арифметических действия.

В палестрах занимались развитием культуры тела. Как говорил Платон, гимнастические школы помогали тому, чтобы "не приходилось от плохого свойства тел плохо звать на войне и в прочих делах". Ученики интенсивно занимались бегом, борьбой, прыжками, метанием диска, копья, фехтованием. Все это было необходимо будущим воинам. Афинский тяжеловооружённый пехотинец (гоплит) во время сражений должен был делать частые перебежки, вступать в единоборство с врагом, пользуясь копьем и Мечом. Такому воину полученная в палестрах подготовка была необходима.

Для завершивших пребывание в мусйчеекой и гимнастической школах следующей ступенью образования могли стать общественные учреждения - гимназии. В У-IV вв. дон. э. таких гимназии в Афинах было три: Академия, Ликей и Киносарг.

В гимназиях совершенствовались в образовании юноши 16-18 лет. Акцент делался на упражнениях, укрепляющих и развивающих тело. Одновременно оттачивались и умственные способности. В гимназии всегда можно было послушать популярного политика или философа. Например, известно, что для великого мыслителя древности Сократа одним на излюбленных мест для встреч со слушателями был Ликей.

Вершиной воспитания и образования считалось пребывание 18-20-летних юношей в эфебии - общественном учреждении, где находившиеся на службе у государства преподаватели учили военному делу: верховой езде, стрельбе из лука и катапульты, метанию дротика и пр. У эфебов была особая форма одежды - широкополая шляпа и черный плащ (хламида).

Более скромным были содержание и задачи женского образования и воспитания. Афинская традиция предусматривала для девочек и девушек вплоть до замужества исключительно домашнее воспитание. В семье они получали элементарные навыки чтения и письма, музыкальную подготовку. Ведя жизнь затворниц, девочки и девушки появлялись на людях весьма редко, например, во время религиозных церемоний. По суждениям афинян, женщина не могла претендовать на обладание упомянутой "совокупностью добродетелей". Ее уделом было домашнее хозяйство.

Педагогические взгляды Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля философы древней греции о воспитании

Древнегреческая цивилизация дала миру немало превосходных философов, в концепции которых вплетены бесценные мысли о воспитании.

Среди них одним из первых стоит Пифагор (VI в. до н. э.). Он оставил своеобразный свод правил нравственного поведения, выглядевших на первый взгляд туманно и немотивированно. Требовалось определенное познание философии Пифагора, чтобы расшифровать конкретное содержание правил. Например, совет "не ходи по дороге" подразумевал рекомендацию не следовать поспешно суждениям толпы. Правило "уважай закон" означало уважение к родителям, сдержанность и немногословие. Упражняясь в выполнении правила, ученики Пифагора нередко соблюдали обет длительного молчания.

Приведем несколько пифагорейских изречений дидактической направленности: " Правильно осуществляемое обучение... должно происходить по обоюдному желанию учителя и ученика", "Всякое изучение наук и искусств, если оно добровольно, то правильно достигает своей цели, а если не добровольно, то негодно и безрезультатно".

В пифагорейских братствах воспитание и обучение молодежи представляло собой хорошо продуманную отлаженную систему. День начинался с прогулки, чтобы "упорядочить и гармонизировать сознание". Затем в храме велось "преподавание, учение и исправление нравов". После обеда проходили совместные чтения с комментариями.

Один из первых философов Древней Греции Гераклит (520-460 гг. до н. э.) высказал основательные педагогические идеи: об обучаемости и освоении нравственности как свойствах человека ("всем людям дано познавать самих себя и быть целомудренными"), о разуме и чувствах как орудиях познания, о разуме как главном критерии истинности познания, необходимости познавать сущность, а не только факты ("мудрость в том, чтобы знать все как одно", "многознание уму не научает") и др. К первым философам Древней Греции, занимавшимся проблемами воспитания, относится Демокрит (460-370 гг. до н. э.). Философ придавал огромное значение воспитанию и считал, что оно ведет к обладанию тремя дарами: "хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать".

Демокриту принадлежат утверждения, оказавшиеся чрезвычайно плодотворными для будущего. Философ считал, что хотя воспитатель формирует и изменяет человека, тем не менее, его руками действует природа, ибо человек является ее частицей - "микрокосмосом".

Демокрит отмечал, как важно родителям посвятить себя воспитанию детей. Он осуждал скупых родителей, не желавших тратить средства на обучение детей и обрекавших их на невежество.

Процесс воспитания и обучения - тяжкий, но благодарный труд, который преобразует природу человека, утверждал Демокрит. "Хорошими людьми становятся скорее от упражнения, нежели от природы..., воспитание перестраивает человека и создает (ему вторую) природу".

Демокрит полагал, что главное не количество полученных знаний, а воспитание интеллекта. "Многие всезнайки не имеют ума..., прекрасна надлежащая мера во всем..., должно помышлять не столько о многознании, сколько о всестороннем образовании ума".

Рассматривая обучение как трудную работу, Демокрит полагал естественным прибегать к принуждению в отношении учащихся. "Если бы дети не принуждались к труду, они не научились бы ни грамоте, ни музыке, ни гимнастике, ни тому, что укрепляет добродетель - стыду".

Однако Демокрит советовал добиваться педагогических результатов не одним лишь принуждением. Он предлагал формировать стремление постигать неизвестное, воспитывать чувство долга и ответственности: "Наихудшее из того, чему может научиться молодежь, - легкомыслие".

Идеи Демокрита предваряли становление взглядов древнегреческих ученых-софистов (У-1У вв. до н. э.).

Софисты, т. е. мудрецы, предлагая свои знания за определенное вознаграждение, оказались едва ли не первыми профессиональными учителями. Они помышляли о воспитании активных граждан полиса. Софисты расширили программу образования за счет изучения грамматики, диалектики, обучения искусству спора. К трем этим предметам с течением времени были добавлены еще четыре: арифметика, геометрия, астрономия и музыка, что в совокупности составило семичастную "эн - киклос - пайдейу" (энциклопедию), которая оказалась предтечей программы "семи свободных искусств", являвшейся символом образованности вплоть до Нового времени.

Первые софисты считали своим основным призванием преподавание красноречия - риторики. По их суждениям, овладевая искусством риторики, человек приобретает умение завоевывать на свою сторону мнение большинства, т. е. угадывает смысл общего блага.

Крупнейшим представителем философии софистов являлся Сократ (470/469-399 гг. до н. э.). Его главным дидактическим достижением можно назвать майэвтику ("повивальное искусство") - диалектический спор, подводящий к истине посредством продуманных наставником вопросов.

Суть педагогических суждений Сократа составляет тезис о том, что главной среди жизненных целей человека должно быть нравственное самосовершенствование. По Сократу, человек является обладателем разумного сознания, направленного на добро и истину. Счастье состоит, прежде всего, в устранении противоречия между личным и общественным бытием. И напротив, сосредоточение на личных интересах, противопоставление их интересам своих ближних ведет к душевному разладу и дисгармонии с обществом.

Сократ - один из основоположников учения о доброй природе человека. Придавая особое значение природной предрасположенности, Сократ видел наиболее верный путь для проявления способностей человека в самопознании: "Кто знает себя, тот зна­ет, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он не может".

Природные способности человека Сократ связывал с правом на образование. "Могучие духом..., если получат образование..., становятся отличными..., полезными деятелями. Оставшись без образования..., они бывают очень дурными, вредными людьми".

Учительская деятельность для Сократа была дороже жизни. Когда перед ним встал выбор, сохранить жизнь или отказаться от такой деятельности, Сократ принял яд цикуты.

Сократ излагал свое учение в любой аудитории, будь то городская площадь или аллеи Ликея. Он один из родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов - так называемого сократического метода. Главной задачей наставника Сократ считал пробуждение мощных душевных сил ученика. В таком "повивальном искусстве" он видел основное предназначение учителя. Беседы Сократа были направлены на то, чтобы помочь "самозарождению" истины в сознании ученика. В поисках истины ученик и наставник должны находиться в равном положении, руководствуясь тезисом: " Я знаю только то, что я ничего не знаю".

Беседы Сократа вызывали у слушателей особый эмоциональный и интеллектуальный подъем. "Когда я слушаю его, сердце у меня бьется гораздо сильнее... а из глаз моих от его речей льются слезы; то же самое, как я вижу, происходит и со многими другими", - так описывал свои впечатления ученик Сократа.

Известны имена учеников Сократа, высказывавших интересные мысли о воспитании. Один из них, Ксенофонт (430-355 гг. до н. э.), является автором первого античного педагогического романа "Воспитание Кира". Ксенофонт полагал, что образование может быть, прежде всего, делом государства, которому следует воспитывать совершенных граждан. Во главу угла нравственного воспитания ставилось формирование чувства справедливости.

Другой ученик Сократа - Антисфен (450-360 гг. до н. э.), основатель философской школы киников, полагал, что в воспитании необходимо, прежде всего, приближаться к миру реальных явлений. Основным методом воспитания он называл пример наставника. Как особую задачу Антисфен выделял воспитание привычки преодолевать трудности и лишения, презирать мирские блага ("пусть дети наших врагов живут в роскоши").

Важную роль в развитии педагогической мысли Античности сыграл самый известный ученик Сократа Платон (427-347 гг. до н. э.). Философская притча Платона о заключенных в мрачную пещеру людях имеет не только мировоззренческий, но и педагогический смысл. Люди в пещере прикованы к стене, на которой видят лишь отражение сущего. Освободившись от цепей, они могут узреть ослепительный свет истины. Следовательно, достижение знания и истины, - мучительный труд избавления от привычных пут и предрассудков.

Платон предложил обширную программу воспитания, пронизанную единой философской мыслью, и открыл связи между воспитанием и общественным устройством.

Педагогическая деятельность была органической частью творческой жизни Платона. Педагогическая проблематика присутствует в "Диалогах" Платона, его трактатах "Государ-ство" и "Законы". Основанное Платоном в Афинах учебное заведение - Академия - просуществовало более тысячи лет.

Педагогические суждения Платона выросли из его философского видения человека и мира. По Платону, земная жизнь - преходящий этап движения человека к "истинному бытию - неким умопостигаемым и бестелесным идеям". Земная жизнь должна готовить человека к слиянию человека с "истинным бытием". Приобретение знаний, следовательно, является процессом воспоминания о бестелесном мире идей, откуда вышел и куда уйдет каждый человек. Вот отчего столь большое значение придавалось самопознанию. X

"Платон оценивал воспитание как важнейший фундамент всей жизни человека: "В каком направлении кто был воспитан, таким и станет, пожалуй, весь его будущий путь".

Воспитание, по Платону, надо начинать с раннего возраста, так как "во всяком деле самое главное - это начало, в особенности, если это касается чего-то юного и нежного".

Платон рассматривал воспитание как могучий, но не всесильный способ формирования личности. Педагогическое воздействие ограничено сложной и противоречивой природой человека, в которой сплетены воедино свет и тень, добро и зло.

Воспитатель должен учитывать такие противоречия, готовить воспитанников к преодолению отрицательных природных потенций. По мысли Платона, воспитание должно обеспечить постепенное восхождение ученика к миру идей. Осуществлять подобное воспитание способен, прежде всего, наставник преклонных лет, т. е. человек, который стоит на пороге мира идей. При этом необходима тесная духовная связь между наставником и учеником (что впоследствии стали именовать "платонической любовью").

Платон требовал разностороннего воспитания для всех, кто его мог получить, будь то мудрецы или воины.

В трактате "Государство" Платон, говоря об идеалах и программе разностороннего воспитания, по сути, развивает афинскую педагогическую традицию. Он полагает, что надлежит обеспечить "для тела гимнастику, для души музыку". В трактате мусическое и гимнастическое образование рассматриваются как подготовка к прохождению нового, высшего образовательного этапа. Этот этап делится на два длительных цикла - 10 и 15 лет. Речь шла, таким образом, о фактически пожизненном воспитании, в программу которого включались лишь теоретические дисциплины: риторика, геометрия, астрономия, музыка. Идеяввода в программу заключительного воспитания трудовых навыков чужда Платону.

В трактате "Законы" Платон изложил свои педагогические воззрения, особенно выделив социальные функции воспитания - "сделать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться или начальствовать".

В идеальном обществе, которое представлено в "Законах", руководитель дела образования является первым лицом государства. Государство опекает будущих матерей, заботясь, чтобы они вели здоровый образ жизни. Платон провозглашает принцип всеобщего обязательного (минимум трехлетнего) обучения: "Стар и млад, должны по мере сил получить образование". В программе он сделал попытку соединить достоинства спартанского и афинского воспитания, соблюдая при этом "золотую середину". Особое внимание он предлагал уделять физическому воспитанию, в частности, спортивным упражнениям и танцам.

Платон полагает, что при обучении следует обеспечить "свободу призвания", т.е. учитывать личные склонности (сегодня это именуется дифференциацией образования сообразно призванию человека и общественным потребностям). "Я говорю и утверждаю, - замечал в этой связи Платон, - что человек, желающий стать выдающимся в каком бы то ни было деле, должен с ранних лет упражняться... Например, кто хочет стать хорошим земледельцем или домостроителем, должен еще в играх либо обрабатывать землю, либо возводить какие-то детские сооружения. И воспитатель должен каждому из них дать небольшие орудия - подражания настоящим. Точно так же пусть он сообщит им начатки необходимых знаний, например, строителя пусть научит измерять и пользоваться правилом, воина ездить верхом и так далее. Пусть он пытается направлять вкусы и склонности детей к тому занятию, в котором они должны впоследствии достичь совершенства".

В программу всеобщего образования входили обучение грамоте, началам математики, начатки трудовой подготовки посредством работы с "малыми инструментами - воспроизведением настоящих".

Программа подобного обучения была предназначена лишь для свободных граждан общества.

Весьма привлекательными выглядят у Платона идеи игрового обучения, а также принцип воспитывающего обучения ("самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание").Хотя Платон не оставил специальных трактатов по воспитанию, в дальнейшем его с полным основанием считали выдающимся мыслителем в области воспитания и обучения. Вот уже более двух тысяч лет наследие Платона пользуется особым вниманием педагогики. И это закономерно. Ведь Платон стоял у истоков разработки обширного комплекса проблем воспитания, имеющих непреходящее теоретическое и практическое значение. Особенно велико влияние Платона на педагогическую мысль европейской цивилизации. Раннее христианство видело в Платоне своего идеолога при осмыслении цели воспитания. Взлет интереса к идее Платона, касавшейся разностороннего воспитания, наблюдался в эпоху Возрождения. Новое звучание идеи Платона об идеальном воспитании нашли в педагогических построениях ученых-утопистов Т. Мора, Т. Кампанеллы, К.А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна. Своеобразная преемственность существует между педагогическими идеями Платона и идеями Ж.-Ж. Руссо. "Хотите получить представление об общественном воспитании, прочтите... Платона", - писал Ж.-Ж. Руссо.

Ближайший ученик Платона Аристотель (384-322 гг. до н. э.)" в своих философских и педагогических трудах развил идеи учителя, но вместе с тем во многом занял противоположную этим идеям позицию ("Платон мне друг, но истина дороже").

Аристотель поднимал наставника на самую высокую ступень в обществе: "Воспитатели еще более достойны уважения, чем родители, ибо последние дают нам только жизнь, а первые - достойную жизнь".

Вплоть до смерти Платона, около двадцати лет, Аристотель провел в Афинской Академии. Затем три года был наставником Александра Македонского - будущего основателя громадной империи.

Аристотель создал в Афинах учебное заведение Ликей, которым руководил в течение двенадцати лет. Ликей - символ всей последующей деятельности Аристотеля. Написанные им в эти годы сочинения были конспектами бесед, которые философ вел со своими учениками в Ликее.

Аристотелю была чужда тоска Платона по запредельному миру. Он полагал, что человек обладает одновременно душой растительной (она нуждается в питании и обречена на разложение), душой животной (чувства, ощущения) и душой разумной - чистой, бесплотной, универсальной и бессмертной. В отличие от Платона, Аристотель трактовал бессмертие не проявление индивидуального, а как частицу вселенского, всепроницающего разума. Вот почему в вопросах воспитания он не ставил во главу угла заботу о загробном бессмертном бытие и настаивал на том, чтобы в равной степени заботиться о всех трех видах души человека.

Идеал счастья - блаженство - Аристотель видел, прежде всего, в напряженной работе, направленной на постижение основ мироздания.

Аристотель заложил важные предпосылки теоретического осмысления бытия и воспитания, а также обучения, как части этого бытия. Так, он пришел к заключению, что всякая идея является "внутренней сущностью вещей." Не менее важна мысль Аристотеля о необходимости включения знания о единичном в систематическое знание об общем.

Наиболее системно взгляды Аристотеля на воспитание и образование изложены в трактате "Политика".

Рассматривая извечную проблему о соотношении социальных и биологических детерминант в воспитании, Аристотель занял гибкую позицию. Он считал, что с одной стороны, "от хороших родителей может произойти лишь хорошее потомство", а с другой - "природа зачастую стремится к этому, но достичь этого не может".

Аристотель придавал первостепенное значение общественному, государственному воспитанию. Он полагал, что всякая форма государственности нуждается в соответствующем воспитании как в первой необходимости. При этом утверждалась целесообразность равного ("однородного", "тождественного") воспитания для свободного населения в идеальном государстве.

Аристотель допускал домашнее воспитание в традиционных формах до 7-летнего возраста под началом отца. Однако настаивал, чтобы семейное воспитание находилось под присмотром государственных чиновников - педономов, а также отвергал самоустранение родителей от воспитания детей и традицию передавать их в руки рабов. Он предлагал проводить в семье предварительное обучение с 5 до 7-летнего возраста.

Мальчиков с 7 лет должно было воспитывать государство. В круг предметов начального образования следовало включать грамматику, гимнастику, музыку и иногда - рисование.

Начинать воспитание школьника предлагалось с "заботы о теле", а затем "заботиться о духе", чтобы "воспитание тела способствовало воспитанию духа". Гимнастика должна была привести организм ребенка в готовность для трудного процесса усвоения знаний. Придавая особое значение для воспитания гимнастике, Аристотель одновременно резко осуждал спартанскую традицию применения тяжелых и жестоких физических упражнений, в результате которых дети превращаются в "диких животных". Гимнастика предназначена для формирования "прекрасного, а не дико животного", - писал в этой связи Аристотель. Особая роль в формировании прекрасного отводилась музыке,

Аристотель оказал громадное влияние на философскую и педагогическую мысль Античности и Средневековья. Его трактаты служили учебными пособиями в течение многих столетий.

Великий греческий ученый, философ, ученик Платона Аристотель (384-322 до н.э.) развивал теорию и практику воспитания и обучения. В 18 лет он поступил в платоновскую Академию в Афинах и оставался там двадцать лет. Его труды охватывают многие направления: физику, биологию, зоологию, метафизику, логику, этику, эстетику, поэзию, театр, музыку, риторику, лингвистику, политику, философию. Покинув после смерти Платона Афины, Аристотель по просьбе Филиппа Македонского с 343 г. до н.э. давал уроки не только Александру, но и двум другим будущим монархам: Птолемею и Кассандру. Проявляя этноцентризм, Аристотель советовал Александру стать лидером греков и деспотом варваров.

Он автор важных трактатов: «Физика», «Метафизика», «Этика», «Политика», «Поэтика» и «О душе», от некоторых сохранились только фрагменты. Аристотель создал труды по эстетике, экономике, психологии, риторике и богословию, исследовал проблемы образования, литературы и поэзии, его творения составляют энциклопедию греческой науки. После смерти Александра в Афинах возобновились антимакедонские настроения, Аристотель был вынужден бежать, объясняя, что не допустит второго афинского преступления против философии, имея в виду расправу с Сократом. Он умер в Эвбее в 322 г. до н.э.

Аристотель разделял науки на практические - этика и политика; поэтические изучают поэзию и другие искусства; и теоретические науки - физика, математика и метафизика. Исходя из целей организации обучения в Академии и Лицее Аристотель подразделял философию на теоретическую: метафизику, физику и математику; практическую: этику, экономику и политику, поэтическую и логику. Его произведения можно разделить на группы: экзотерические, предназначенные для населения, и эзотерические, предназначенные для использования в школе, часто это его курс лекций или конспекты его учеников. Аристотель писал: «Так как все государство в его целом имеет в виду одну конечную цель, то, ясно, для всех граждан нужно тождественное воспитание, и забота об этом воспитании должна быть заботой государственною, а не делом частной инициативы. Теперь всякий печется о воспитании своих детей по-своему, каждый и учит их по-своему, как ему вздумается. На деле же то, что имеет в виду общий интерес, должно быть и делаемо сообща. Не следует сверх того думать, будто каждый гражданин сам по себе; нет, все граждане принадлежат государству, потому что каждый из них является частицей государства. А забота о каждой частице, естественно, должна иметь в виду попечение о всем целом, вместе взятом» . Аристотель отстаивал сочетание благородства, физических и духовных способностей - калокагатию - идею воспитания совершенного человека: цельность человеческой личности и величие души. Она свойственна всем людям, но только в разной степени.

Педагогическую теорию Аристотель изложил в сочинениях «Этика», «Политика», «Афинская полития». В «Политике» он заявил о необходимости создания в полисе системы школ с учетом возрастных особенностей детей и рассмотрел содержание и методы нравственного, умственного, эстетического и телесного воспитания. Аристотель создал возрастную периодизацию развития человека от рождения до 21 года - возраста, когда он становится полноправным членом общества. На первом этапе, от рождения до 7-летнего возраста, ребенок должен физически развиваться, учиться переносить трудности. В возрасте от 7 до 14 лет он обучается гимнастике, музыке, чтению, письму и исчислению. В возрасте от 14 до 17 лет подросток изучает музыку, математику, грамматику, литературу и географию. Молодые мужчины продолжают образование, развивая энциклопедические познания в биологии и физике, этике, риторике и философии. Грамматика и рисование полезны в житейском обиходе и часто имели практическое применение; гимнастикой занимаются потому, что она способствует развитию мужества. Музыкой занимаются не только ради удовольствия, но как общеобразовательным предметом, утверждал философ.

В 335 г. до н.э. Аристотель вернулся в Афины и создал собственную школу Перипатетиков (греч. - «прогулки»), Ликей (Лицей), по названию расположенного рядом храма Аполлона Ликейского, будто бы он преподавал в процессе прогулок вместе с учениками, в течение последующих 12 лет (335-323 до н.э.). В этой неформальной школе учителя и учащиеся проводили философские и научные изыскания, сосредоточившись на изучении и толковании работ Аристотеля. Перипатетическая школа просуществовала около тысячи лет (до VI в. н.э.) и была крупнейшим центром античного образования. Первоначально школа не отличалась формализмом, здесь не было учебных программ, и требования к студентам отличались мягкостью. Аристотель читал лекции и совместно с другими преподавателями школы проводил философские и научные исследования. Многие из дошедших до нас сочинений - это тексты и конспекты его лекций в этой школе. Как и в платоновской Академии, в школе при равенстве партнеров существовало разделение: младшие - ученики и помощники, а старшие проводили исследования и читали лекции. Цель школы при Аристотеле состояла в изучении философских и научных теорий. После смерти Аристотеля в 322 г. до н.э. его коллега Теофраст стал преемником в качестве главы Перипатетической школы, и заложенные Аристотелем основы наук поддерживали его последователи. Философия для Аристотеля означала начало пауки, поэтому он прилагал усилия, чтобы достичь целей исследования методом индукции .

В 86 г. до н.э. Афины разграбили войска Суллы, Академия и Ликей прекратили свое существование, однако Перипатетическая школа уцелела.

Сулла привез труды Аристотеля и Теофраста в Рим, где они стали основой библиотеки. Андроник Родосский продолжил традицию Перипатетической школы, сосредоточившись на сохранении и защите наследия Аристотеля. После падения Римской империи труды великого философа оказались утрачены на Западе, но на Востоке их изучали ранние исламские философы Аль-Кинди (Alkindus ), Аль-Фараби (Альфараби), Авиценна (Ибн Сина) и Аверроэс (Ибн Рушд), что будет играть большую роль в возрождении учения Аристотеля в Европе в период Средневековья. Впоследствии неоплатоники стремились включить философию Аристотеля в собственную систему и занимались толкованием его трудов. С XII в. труды Аристотеля начали переводить на латынь, что повлияло на возникновение философии Фомы Аквинского.

  • Аристотель. Политика Книга VIII // Аристотель. Сочинения: в 4 т. Т. 4. М.: Мысль,1983. С. 628.
  • Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. Гл. VIII. Учение Аристотеляо воспитании. М.: Мысль, 1993.

АРИСТОТЕЛЬ

Ближайший ученик Платона Аристотель (384 - 322 до н. э.) в своих -философских и педагогических воззрениях не только развил идеи учителя, но и пошел во многом вразрез этим идеям ("Платон мне друг, но истина дороже").

Аристотель ставил наставника на самую высокую ступень в обществе: "Воспитатели еще более достойны уважения, чем родители, ибо последние дают нам только жизнь, а первые - достойную жизнь".

Вплоть до смерти Платона, около двадцати лет, Аристотель провел в афинской Академии, затем три года был наставником Александра Македонского - будущего основателя громадной империи.

Аристотель создал в Афинах учебное заведение Ликей, которым руководил в течение двенадцати лет. Ликей - символ всей последующей деятельности Аристотеля. Написанные им в эти годы сочинения были конспектами бесед, которые он вел со своими учениками в Ликее.

Аристотелю чужда Платонова тоска по запредельному миру. Он полагал, что человек обладает одновременно душой растительной (она нуждается в питании и обречена на разложение), душой животной (чувства, ощущения) и душой разумной - чистой, бесплотной, универсальной и бессмертной. В отличие от Платона Аристотель не трактовал бессмертие как проявление индивидуального, но как частицу вселенского, всепроникающего разума. Вот почему при воспитании он не ставил во главу угла заботу о загробном бессмертном бытии и настаивал на том, чтобы в равной степени заботиться о всех трех видах души человека.

Идеал счастья - блаженство Аристотель видел прежде всего в напряженной работе по постижению основ мироздания. Аристотель заложил важные предпосылки теоретического осмысления бытия и процесса воспитания и обучения как части этого бытия. Так он пришел к заключению, что всякая идея является "внутренней сущностью вещей". Не менее важна мысль Аристотеля о необходимости включения знания о единичном в систематическое знание об общем.

Данная мысль, на мой взгляд, отражает истинность познания. По-настоящему образован то человек, который, ведя беседу об одном предмете, способен апеллировать знаниями из разных областей.

Наиболее системно изложены взгляды Аристотеля на воспитание и образование в трактате "Политика".

Рассматривая извечную проблему соотношения социальных и биологических детерминант в воспитании, Аристотель занял гибкую позицию. С одной стороны, "от хороших родителей может произойти лишь хорошее потомство", а с другой - "природа зачастую стремится к этому, но достичь этого не может".

Аристотель придавал первостепенное значение общественному, государственному воспитанию. Он полагал, что каждая форма государственности нуждается в соответствующем воспитании как первой необходимости. Утверждалась при этом целесообразность равного ("однородного", "тождественного") воспитания для свободного населения в идеальном государстве.

Аристотель допускал домашнее воспитание в традиционных формах до 7-летнего возраста под началом отца. Однако настаивал, чтобы семейное воспитание находилось под присмотром государственных чиновников -педономов, а также отвергал самоустранение родителей от воспитания детей традицию передать их в руки рабов. В семье, с 5 до 7-летнего возраста, он предлагал проводить предварительное обучение.

Мальчиков с 7 лет должно было воспитывать государство. В круг предметов начального образования должны включаться грамматика, гимнастика, музыка и иногда - рисование.

Начинать воспитание школьника предлагалось с "заботы о теле", а затем "заботиться о духе", чтобы "воспитание тела способствовало воспитанию духа". Гимнастика должна была привести организм ребенка в готовность для трудного процесса освоения знаний. Придавая в воспитании особое значение гимнастике, Аристотель одновременно резко осуждал спартанскую традицию применения тяжелых и жестоких физических упражнений, в результате которых дети превращаются в "диких животных". Гимнастика предназначена для формирования "прекрасного, а не дико-животного", писал в этой связи Аристотель. Особую роль в формировании прекрасного начала должна была играть музыка.

Аристотель оказал громадное влияние на философскую и педагогическую мысль античности и средневековья. Трактаты Аристотеля служили учебными пособиями в течение многих столетий.

Поделиться: