Занятие по развитию речи во второй. Открытое занятие по развитию речи во второй младшей группе «Мы расскажем вместе сказку

Наталья Лапшина

Образовательная область :Речевое развитие

Тема занятия: Путешествие в сказку.

Цель занятия : Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста, посредством словесных игр, участия в игре – драматизации.

Задачи :

1. Образовательные: Учить строить ролевой диалог, согласовывать свои действия с действиями героев сказки. Упражнять в четком и правильном произношении звуков: а, о, у, и. Закрепить знания о диких и домашних животных.

2. Развивающие: Развивать творческое воображение, эмоции, чувства, логическое мышление, а также умение отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения.

3. Воспитательные : Воспитывать интерес к устному народному творчеству, доброжелательность, сочувствие, симпатию друг к другу, интерес к театральным играм.

Материал: иллюстрации героев сказки «теремок», маски героев сказки, домик-«теремок», деревья с яблоками (загадками, магнитофон, цветок.

Предварительная работа : чтение сказки «теремок», рассматривание иллюстраций к сказке, отгадывание загадок о животных, дидактическая игра «кто как кричит», разучивание физкультминутки «теремок»,беседа о диких и домашних животных.

Активизация словаря : теремок, дикие, домашние животные, «мышка-норушка», «лягушка-квакушка», «зайчик –попрыгайчик», «лисичка-сестричка», «волчек- серый бочек, «мишка-косолапый».

Ход занятия

Организационный момент

Приветствие: Вот мы встали все в кружок, вот он сказочный цветок. Всех приветствуем вокруг, здравствуй наш волшебный друг! - Ребята, сказочный цветок хочет нам что-то показать. (Подвожу детей на цветочную поляну, где спрятана корзинка с книгой). - Смотрите, что это? А в книге, ребята, сказки. Хотите попасть в одну из этих сказок? А давайте совершим с вами путешествие. Вот только перед дальней дорогой нам нужно подготовиться, нам нужно подкрепиться!

Артикуляционная гимнастика

ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щеки)

С НИМИ ХУДЫЕ - ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щеки)

БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (улыбка,поворот головы вправо,влево)

ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы вытянуты)

УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ - В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ. (улыбка)

ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ. (водим языком по верхним зубам) ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ.

ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ. И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ.

БЛЮДЦА ПОСТАВИМ - ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ. (движения широким языком)

ДУЕМ НА БЛИНЧИК - НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (поочерёдное надувание щёк) (БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ. (подуть на широкий язык.

жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы

БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ. (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).

ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ. (широкий язык лежит на нижней

НА НОС ПОДУЛИ - МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ. ЧАЮ ПОПИЛИ - НИКТО НЕ ОБИЖЕН ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК - МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ. (кончик языка облизывает губы по кругу).

Молодцы, ребята, вот мы с вами подкрепились! Двигаемся дальше.

Упражнение с целью правильного произношения гласных звуков .(Повторяют движения в соответствии с текстом. Четко произносят звуки а, о, у, и.)

За окном шумит листва, дружно скажем а-а-а. Тихо сели на траву, повторяем у-у-у. Нам на травушке тепло, повторяем о-о-о-о. Прилетели соловьи, дружно скажем и-и-и.

–Что можно сказать об этих звуках? (Звуки эти можно петь) (Подвожу ребят к дереву).

Ребята, посмотрите, это волшебное дерево! А на нем яблочки с загадками. (отгадывание загадок о лесных животных).

Загадки .

2. Хвост пушистый мех златой, в лесу живет, а в деревне кур крадет?

3. Зимой спит, летом улья ворошит?

4. Кто зимой холодной, ходит злой, голодный?

5. Через поле напрямик, скачет белый воротник.

6. Летом на болоте вы ее найдете, зеленая квакушка, кто это?

Физминутка. (Идем по кругу, изображаем мышат, зайчат, лисят, волчат, медвежат)

Были мы ребятами стали мы мышатами, были мы мышатами,стали мы зайчатами, Были мы зайчатами,стали мы лисятами. Были мы лисятами,стали мы волчатами, были мы волчатами,стали медвежатами. Были медвежатами, Стали мы ребятами.

А теперь,ребята,скажите,как «разговаривают» наши звери (Мышка - пи-пи-пи, лиса- тяф-тяф, волк- у-у-у-у и т. д.).

Ребята, а где живут эти звери (в лесу).

Беседа о диких и домашних животных.

Как можно назвать животных, которые живут в лесу?

А домашние, это какие животные (Которые живут возле человека).

Ребята, а вы догадались из какой сказки пришли эти звери (теремок).

Инсценирование сказки теремок.

Анализ сказки.

Ребята, кто первый нашел теремок (мышка)

А кто последний (медведь)

Как поступил медведь? Почему? Он исправил свою ошибку? Как? Кто ему в этом помог?

Вывод: Когда мы все дружные, добрые, то и работа у нас ладится.

А давайте построим свой теремок.

Физкультминутка (встаем в круг, держимся за руки.

Дети изображают зверюшек). В чистом поле теремок. Он не низок не высок. Звери разные там жили. Жили дружно, не тужили. (обнимаемся) Там и мышка, там лягушка, зайка с лисонькой подружкой. Серый волк, зубами щелк. В дружбе знали они толк. Но набрел на теремок мишка косолапый, раздавил он теремок своей огромной лапой. (стучим кулачками) Звери очень испугались. Поскорее разбежались. (на стульчики) А потом собрались снова, чтоб построить терем новый (Снова собираемся в круг, беремся за руки, поднимаем их вверх).

Вот так мы будем строить нашу дружбу, как большой теремок!

Пришло время возвращаться в детский сад. (встаем в круг, берем волшебный цветок)

–Раз, два, три цветочек в садик нас верни! (Повторяем все вместе).

Ребята давайте попрощаемся с нашими гостями и волшебным цветочком:

Вот мы в сказке побывали, Поучились, поиграли, И героям помогали, И задания выполняли. Скажем дружно до свидания!




Публикации по теме:

Итоговое занятие по развитию диалогической речи в старшей группе «Путешествие в сказку» Цели: Формировать разговорную диалогическую речь; закреплять знание художественных произведений; закреплять умения правильно согласовывать.

Конспект НОД по познавательному развитию во второй младшей группе «Путешествие в сказку «Репка» Конспект НОД по познавательному развитию во второй младшей группе «Путешествие в сказку «Репка»». Цель НОД: Систематизировать знания детей.

НОД по развитию речи во второй младшей группе «Отгадай сказку» Цель – ЗКР. Закрепление правильного произношения звука (б).Учить различать на слух звучание некоторых музыкальных инструментов в звукоподражательных.

НОД по развитию речи «Путешествие в сказку «Колобок» для детей второй младшей группы Программное содержание: Побуждать детей вспомнить сказку, отвечать на вопросы по ее содержанию, проговаривать вместе с воспитателем отрывки.

В этом курсе мы реализовали в своей работе такое направление как речевое развитие,опираемся на программу Н. В. Нищевой младшей возраст,программу.

ОО: Коммуникация

Цель: развивать у детей творческое воображение, совершенствовать средства выразительности в передаче образов, обогащать и активизировать словарь через театрализованную деятельность. Воспитывать умение работать сообща.

Программное содержание:

  • Закрепить знания детей о содержании русских народных сказок: «Репка» , «Гуси-лебеди» , «Три медведя» , «Колобок»
  • Развивать у детей умение с помощью воспитателя повторять наиболее выразительные отрывки из сказки.
  • Создать игровую ситуацию, способствующую формированию эмоциональной отзывчивости, активизировать речь.
  • Способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук, продолжать учить работать в группах и парах.

Развивающие задачи:

  • закрепить знания детей о русских народных сказках;
  • формировать умение узнавать и называть их по отдельным предметам и иллюстрациям;
  • развивать выразительную речь, память, внимание, вызвать интерес к театру.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать любовь и интерес детей к русскому народному литературному искусству;

Методические приемы:

  • Игровой (использование сюрпризных моментов) .
  • Наглядный (использование иллюстраций, атрибутов сказок) .
  • Словесный (напоминание, указание, опросы, индивидуальные ответы детей) .
  • Анализ занятия, поощрение.

Материалы к занятию:

атрибуты к волшебному сундучку (предметы из разных сказок) , мяч, серия картинок «Овощи» .

Ход непрерывной образовательной деятельности:

Дети сидят на стульчиках. Воспитатель появляется перед детьми в русском костюме.

Воспитатель:

Здравствуйте, ребята!
Я из сказки к вам пришла,
Сундучок вам принесла,
Сундучок-то не простой,

Он волшебный, не пустой!
Любите, ребята, сказки?
Вижу, заблестели глазки!
Много сказок знаете?

Сейчас их повстречаете!
1-2-3-4-5 пора сказку нам встречать,
кто к началу опоздал,
тот на сказку не попал.

Воспитатель открывает сундучок:

Ой, какой здесь беспорядок!
Ваша помощь мне нужна.
Вы, ребята, помогите,
Сказки эти разберите.

Воспитатель из волшебного сундучка по очереди достает атрибуты к сказкам и проводит беседу по вопросам:

Воспитатель: «Ой, ребята что это за мячик (желтый мяч) ? Из какой он сказки?

По сусекам он скребен,
На сметане он мешен,
На окошке он стужен
Круглый бок, румяный бок

Покатился (колобок)

Вы узнали какая это сказка?»

Дети: Колобок

В: Да, молодцы, это сказка "Колобок"

Кто испек колобок?

Кого встретил по дороге колобок?

Кто съел колобка?

Ребята, а зачем колобок сидел на окошке?

Д: (ответы детей) .

Давайте поиграем в игру «горячий колобок» , (проводится игра с мячом) .

Проблемный вопрос:

  • Почему колобок укатился с окошка?
  • А что было бы, если бы лиса не съела колобка?

В: Ой, а это здесь зачем? Что это ребята? Из какой сказки эти бревна?

Зайка в нем жил и лягушка- квакушка, Волк и лисичка, мышка- норушка, Только медведь поместиться не смог, С треском разрушился наш …теремок.

Вот и картинка к сказке (воспитатель показывает иллюстрацию к сказке «Теремок» ) Давайте сосчитаем сколько жителей пришли к теремку.

Воспитатель: Ой, что-то в сундучке опять похожее на колобок круглое, желтое…

Раз весною, при погоде, Во саду ли, в огороде,

Взяв лопату, сбросив кепку, Посадил дед чудо-репку…-

Ответы детей…

В: Кто пришел помогать деду репку тянуть (бабка, внучка и т.д. по иллюстрации) .

Вместе дружно вытянули репку.

Когда мы вместе, нам под силу любые дела.

Давайте поможем деду найти репку среди других овощей.

(Проводится игра «Найди репку» с картинками серии» Овощи»)

В: Ой, ребята, посмотрите а из какой сказки эти предметы? (Показывает деревянные ложки разных размеров.)

Ответы детей.

В: Правильно «Три медведя» . В этой сказке несколько раз встречается число 3. (3 медведя, 3ложки) , чего еще было 3? (Ответы детей) .

Вот страница из какой-то сказки. А какая это сказка кто знает?

Совершенно верно, молодцы это «Гуси-Лебеди» .

Кто же помогал детям спастись от гусей.

А яблоня вам передала сюрприз.

Сюрпризный момент. (Дети угощаются яблоками)

Бакаушина Юлия Владимировна
Москва
ГБОУ Школа № 1347 Подразделение 3
Воспитатель I категории

Тажетдинова Динара Вакилевна, воспитатель
МАДОУ №106 «Забава» г. Набережные Челны

Тема: «Наша Таня громко плачет...»

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Познание».

Программное содержание: Обучающие - способствовать умению составлять предложения по картине о конкретном объекте, представляя его прошлое и будущее.

По развитию речи - обогащать словарь детей прилагательными; формировать умение вести диалог с педагогом.

Развивающие - развивать эмоциональную лексику, воображение, мышление.

Воспитательные - воспитывать умение говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого или сверстника.

Индивидуальная работа: активизировать Никиту, Милену, Захара и Инессу в умении отвечать простыми предложениями, говорить в нормальном темпе, не перебивая сверстника.

Словарная работа: мяч, плачет (а-а-а) , настроение (плохое, хорошее)

Методические приемы: показ, чтение, объяснение.

Материал и оборудование: Мяч, магнитная доска, иллюстрация «Наша Таня громко плачет»

Предварительная работа: Заучивание стишка «Наша Таня громко плачет», познавательные беседы, п/и «Перекати мяч», д\и» Угадай, что я рисую»

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Ребята, посмотрите, к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся!

Здравствуйте.

А теперь, давайте поздороваемся между собой. (приветствие с колокольчиком) . Улыбнулись друг другу, улыбнулись гостям.

Ребятки поиграем в игру «Угадай, что я рисую». Внимательно следите за моей рукой.

Это мячик!

Под музыку в группу вкатывается мяч.

Ой, что это? (Ответы детей)

Какой он?

Круглый, большой, красный.

А мяч-то не простой, он что-то нам хочет показать.

Мяч катится к мольберту, на котором накрыта салфеткой картина, воспитатель снимает салфетку.

Ребята посмотрите на картину, что здесь изображено? (и приглашаю детей присесть на стульчики)

Кого мы видим на картине? (Девочку)

Что она делает? (плачет)

Почему она плачет? (уронила мячик в речку)

Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку мячик.

Какое у Тани настроение? (плохое)

А как еще можно сказать? (Грустное, печальное)

Как она плачет? (А-А-А, У-У-у)

Ребятки, как вы думаете, Таня всегда плакала? (Нет)

Какое у нее было настроение до того, как мяч упал в речку? (хорошее)

А как еще можно сказать? (веселое, радостное) Покажите. (Улыбаются)

Почему у неё было радостное настроение? (Таня играла с мячом)

Как она играла с мячом? Что она с ним делала (она его кидала, бросала, катала)

Ребята, с кем она могла играть? (Таня могла играть с мамой, с подругой, с собакой, одна)

Где нельзя играть с мячом? (На дороге, рядом с речкой, с озером.)

Почему? (ответы детей)

Кто может помочь Тане, достать ее мяч? (Тане может помочь мама, папа)

Тише, Танечка, не плачь,

Не утонет в речке мяч!

(веселое)

(хорошее)

Ребятки давайте поиграем с мячиком?

Не любит мячик днем лежать!

Как вы думаете, почему мяч упал в речку? (Потому что подул сильный ветер, сильно ударила по мячу, далеко закинула мяч)

Кто может помочь Тане? (Тане может помочь мама, папа, мимо проходящий взрослый)

Тише, Танечка, не плачь,

Не утонет в речке мяч.

Какое будет у Тани настроение, когда мяч снова окажется у неё в руках? (веселое)

А у вас какое сейчас настроение? (хорошее)

И у меня очень хорошее настроение.

Ребята давайте поиграем в веселую игру с мячом?

Не любит мячик днем лежать!

Он любит весело скакать,

Волчком крутиться, вверх взлетать

И с ребятишками играть.

Приглашаю детей в круг. (Проводится игра с мячом)

Ты катись веселый мяч

Быстро-быстро по рукам,

Чтоб не скучно без игрушек

Было, было, было нам.

Какие вы молодцы! Хорошо поиграли! Вам понравилось?

Ребята, что мы сегодня делали на занятие? (рассматривали картину про Таню, играли с мячом)

Молодцы!

Литература:

  1. Елисеева, Л. Н. Хрестоматия для маленьких
  2. Макшанцева, Е. Д. Детские забавы: кн. Для воспитателя муз. Руководителя детского сада
  3. Воспитание и обучение во второй младшей группе детского сада. Программа и методические рекомендации.
  4. Комплексные занятия по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Первая младшая группа/авт. -сост. О. П. Власенко.

Открытое занятие по развитию речи

Воспитатель: Виноградова Ирина Валерьевна

Группа: №3 МАДОУ «Детский сад №12».

Тема: «Рассказы о своей семье»

Задачи: 1. Познакомить детей с понятием семья. 2. Развивать умение соотносить свои движения со словами подвижной игры. 3. Развивать мелкую моторику рук. 4. Учить детей отвечать на вопросы взрослого. 5. Воспитывать любовь к своим близким. 6. Учить детей отгадывать загадки.

Материал: картина « Курица, петух и цыплята»; картинки с изображением - мамы, папы, бабушки, дедушки; картина с изображением семьи.

Ход НОД:

Дети сидят полукругом на стульчиках, воспитатель перед ними.

Воспитатель : Дети, посмотрите, сегодня у нас много гостей, давайте поздороваемся с ними: «Здравствуйте!»

Дети : Здравствуйте!

    Рассматривание картины « Курица, петух и цыплята».

Воспитатель: Ребята, вы слышите, кто-то к нам стучится! Кто это к нам пришел? Ребята, это был почтальон Печкин, он принес нам письмо. Давайте посмотрим, что же за письмо принес нам почтальон Печкин. Ребята, да тут загадки. Послушайте загадку и отгадайте, о ком она?

Папа важный, краснолапый,

Мама беленькая вся,

Детки жёлтые у папы, -

Чья ж гуляет тут семья?

(Семья петушка)

Выставляется картина «Курица, петух и цыплята».

Воспитатель: Молодцы, посмотрите на эту картину. Кто здесь изображён?

Дети : Курица.

Воспитатель: А это кто?

Дети : Цыплята.

Воспитатель: Сколько цыплят?

Дети : Много.

Воспитатель: А это кто?

Дети :Петушок.

Воспитатель: Ребята, а кто курица для цыплят?

Дети : Мама.

Воспитатель: А петушок для цыплят?

Дети : Папа.

Воспитатель: А цыплята для папы-петушка и мамы-курицы кто? Дети : Дети.

Воспитатель: Как мама-курица разговаривает со своими цыплятами?

Дети : Ко-ко-ко.

Воспитатель: А как папа-петушок разговаривает со своими цыплятами?

Дети : Ку-ка-ре-ку.

Воспитатель: А цыплята как отвечают?

Дети : Пи-пи-пи.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, дружная у них семья?

Дети : Да.

Воспитатель: Как вы догадались?

Дети : Они все вместе, мама заботится о цыплятах, папа их защищает от кошки, никто не ссорится, не клюется.

Воспитатель: Ребята, давайте с вами поиграем. Идите все ко мне. Я буду мама- курочка, а вы мои цыплятки.

Подвижная игра « Вышла курочка гулять»

Вышла курочка гулять

Свежей травки пощипать,

Взрослый изображает маму - курицу. Идёт, высоко поднимая колени, машет «крыльями».

А за ней ребятки жёлтые цыплятки.

Малыш идёт за мамой-курицей и повторяет движения

Ко-ко-ко, ко-ко-ко,

Не ходите далеко!

«Грозит» пальчиком.

Лапками гребите,

Зёрнышки ищите!

«Грести лапками» руки за спиной, наклоны туловища вперед.

Съели толстого жука,

Показываем, какого жука съели. Соединяют руки в кольцо перед грудью

Дождевого червяка,

Волнистые движения обеими руками поочереди.

Выпили водицы

Полное корытце!

Руки за спиной, туловище наклонить вперед, движения головы вверх-вниз.

    Беседа о членах семьи.

Воспитатель: Ребята, у вас у всех тоже есть семья. Есть мама и папа, дедушка и бабушка, у некоторых есть братья и сестры. Ребята послушайте, я загадаю вам следующую загадку:

Книжки вечером читает
И всегда всё понимает,
Даже если я упряма,
Знаю, любит меня … (мама)

Дети : Мама.

Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно! (Воспитатель выставляет картину с изображением мамы). Ребята скажите какая у вас мама?

Дети : Заботливая, трудолюбивая, добрая, красивая, нежная, ласковая.

Опрос нескольких детей.

Воспитатель: Как зовут твою маму?

Дети : Ответы детей.

Воспитатель:

Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете, ребята, -
Это наш любимый… (папа)

Дети : Папа.

Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно! (Воспитатель выставляет картину с изображением папы). Ребята скажите какой у вас папа?

Дети : Сильный, умный, заботливый, добрый, ловкий, смелый.

Опрос нескольких детей.

Воспитатель: Как зовут твоего папу?

Дети : Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, мама и папа для вас родители. А вы кто для них?

Дети :Дети.

Воспитатель: Молодцы! Послушайте следующую загадку:

Ароматное варенье,

Пироги на угощенье,

Вкусные оладушки

У любимой...(бабушки)

Воспитатель: Правильно ребята! (Воспитатель выставляет картину с изображением бабушки).

Опрос нескольких детей.

Воспитатель: Как зовут твою бабушку?

Дети : Ответы детей.

Воспитатель: Послушайте следующую загадку:

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед

Мой родной, любимый... (дед)

Опрос нескольких детей.

Воспитатель: Как зовут твоего дедушку?

Дети : Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы! Ребята мама, папа, бабушка, дедушка называются одним словом семья. (Воспитатель выставляет картину с изображением семьи).

Воспитатель: Мама, папа, бабушка, дедушка как называются одним словом?

Дети : Семья.

Воспитатель: Ребята, а давайте покажем свою семью на пальчиках.

Пальчиковая гимнастика «Моя семья»

Воспитатель: Молодцы! Ребята про кого мы сегодня отгадывали загадки?

Дети : Про семью петушка, маму, папу, бабушку, дедушку.

Воспитатель: Ребята, а как одним словом можно назвать маму, папу, бабушку, дедушку.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Кукуйский центр образования»

структурное подразделение Кукуйский детский сад

РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА ЗАНЯТИЯ

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

«В ГОСТЯХ У БАБУШКИ»

Воспитатель: Гребенюк

Екатерина Александровна

д. Кукуй, 2017 г.

Цель занятия: способствовать развитию речи, ее пониманию, активизировать словарь.

Задачи:

- обучающая: учить узнавать и называть овощи (репу, огурец, помидор, морковь); рассматривая их, называть цвета (желтый, зеленый, красный), форму (круглый, длинный); дать понятие о месте выращивания овощей; продолжать обогащать опыт слушателя за счет произведений народного творчества, способствовать восприятию и пониманию детьми текста народной песенки;

- развивающая: развивать умение слушать воспитателя и отвечать на поставленные вопросы; развивать непроизвольную память, мышление, мелкую и общую моторику; развивать способности обследования и анализа;

- речевая: обогащать и уточнять словарь по теме, способствовать его активации; развивать умение и стимулировать желание вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства;

- воспитательная: воспитывать желание трудиться, помогать бабушке; побуждать детей использовать дружелюбный спокойный тон общения с взрослыми и сверстниками, вызвать у детей радостное настроение.

Тип занятия: усвоение новых знаний.

Форма занятия: познавательно-речевая.

Продолжительность: 15 минут.

Участники: дети второй младшей группы, воспитатель.

Возраст обучающихся: 3-4 года.

Оборудование и материалы: корзина с натуральными овощами (репа, огурец, помидор, морковь), миска с оладьями, ложка, чашка, пустая тарелка и тарелка с нарезанными кусочками овощей, салфетки, платок, юбка, очки.

Предварительная подготовка: игра-беседа на тему «Огород», рассматривание предметных картинок (Приложение 1); дидактические игры: «Найди все овощи» (Приложение 2.), «Разрезные картинки» (Приложение 3).

Методы и приемы работы с детьми:

Художественное слово;

Игра «Угадай по вкусу»;

Угощение детей оладушками.

Структура занятия:

- сюрпризный момент «Бабушкины гостинцы»;

Рассматривание бабушкиных гостинцев – овощей;

Физкультминутка «Между грядок шли»;

Игра «Угадай по вкусу»;

Беседа по содержанию песенки;

11 минут

Заключительный

Рефлексия «Где мы побывали?»;

Угощение детей оладушками

2 минуты

Ход занятия:

Подготовительный этап:

Воспитатель: Дети, а вы любите ходить в гости? (ответы детей). Давайте и сегодня мы с вами отправимся в гости, только не пойдем в гости, а как птички полетим. Для этого надо закрыть глазки и расправить крылышки, а теперь летим! (дети «машут крылышками», воспитатель надевает на голову платок, длинную юбку, очки, берет в руку корзину).

«Мы летим над облаками, задеваем их руками,

Полетали, подивились – в гостях у бабушки очутились!»

Основной этап:

Воспитатель: Все, прилетели! Открываем глазки. К кому прилетели вы, детки?

Дети: К бабушке (индивидуальные ответы).

Бабушка: А бабушка старенькая, бабушка добренькая, всех внучат любит, всех приголубит (гладит детей по головке).

В руках у бабушки корзина, накрытая салфеткой.

Бабушка: Дети, я только что пришла с огорода и в моей корзинке находится урожай, хотите посмотреть, что выросло на грядках?

Дети: Да, хотим!

Бабушка (достает репку): Что это? (ответы детей).

Бабушка: Репка какая? (Матвей, Настя).

Дети: Репка круглая (обводят пальчиком по очереди).

Бабушка: А какого цвета? (ответы детей).

Бабушка: Правильно, дети, репка круглая и желтая (кладется на тарелку).

Бабушка (достает огурец): А это что? (ответы детей).

Бабушка: Огурец какой? (Артем, Андрей).

Дети: Огурец длинный (обводят пальчиком по очереди).

Бабушка:

Бабушка: Правильно, дети, огурец длинный и зеленый (кладется на тарелку рядом с репкой).

Бабушка: Что же еще есть в этой корзине? (достает помидор).

Бабушка: Что это? (ответы детей).

Бабушка: Помидор какой? (Саша, Ангелина).

Дети: Помидор круглый (обводят пальчиком по очереди).

Бабушка: А какого он цвета? (ответы детей).

Бабушка: Правильно, дети, помидор круглый и красный (кладется на тарелку рядом с репкой и огурцом).

Бабушка: Давайте посмотрим, что же осталось на дне моей корзинки?

Бабушка (достает морковь): А это что? (ответы детей).

Бабушка: Морковь какая? (Настя, Паша).

Дети: Морковь длинная (обводят пальчиком по очереди).

Бабушка: А какого она цвета? (ответы детей).

Бабушка: Правильно, дети, морковь длинная и красная (кладется на тарелку рядом с другими овощами). Посмотрите, дети, какой красивый урожай лежит на нашей тарелке! Настя (Паша, Матвей, Ангелина), что лежит на тарелке? (ответы детей).

Бабушка: Его собрала бабушка, а вы, дети, умеете собирать урожай? Давайте покажем, как это делается.

Физкультминутка:

Между грядок шли - шли,

Огурцы нашли, (дети берутся за руки и идут по кругу)

Собирали, собирали (наклоны – имитация сбора огурцов)

Помидоры нашли,

Собирали, собирали (вытягивание рук вперёд «за помидорами»)

Вот сколько набрали! (выпрямились и потянулись)

Между грядок шли - шли, (дети идут по кругу)

И морковь нашли, (приседания)

Собирали, собирали (имитация сбора моркови)

Вот сколько набрали! (выпрямились и потянулись)

Между грядок шли – шли, (дети берутся за руки и идут по кругу)

Снова к бабушке пришли!

Бабушка: Вот молодцы, славно потрудились, помогли бабушке! Скажи, Андрей (Артем, Саша), где мы собирали урожай? (ответы детей).

Бабушка: Правильно, на огороде. Поработали, устали! А теперь давайте отдохнем и поиграем в игру «Узнай по вкусу» (Приложение 4.).

Бабушка: Ах, какие молодцы, весело поиграли, все правильно отгадали! Как хорошо, что вы ко мне сегодня прилетели, я как раз сегодня напекла оладушки. Я вам сейчас спою про них песенку, а вы внимательно послушайте:

Ладушки, ладушки,

Пекла бабка оладушки,

Маслом поливала,

Детушкам давала.

Маше – два, Паше – два,

Тане – два, Ване – два,

Хороши оладушки

У нашей бабушки!

Бабушка во время пения песенки выполняет игровые действия, соответствующие тексту, используя набор посуды.

Бабушка: Скажите, дети, что делала бабушка? (Настя, Паша).

Бабушка: Кому пекла оладушки? (Ангелина, Матвей).

Бабушка: Чем бабушка поливала оладушки? (Андрей, Саша, Настя).

Бабушка: Правильно, дети, молодцы! А сейчас я буду петь песенку, а вы мне помогайте.

Повторное пение песенки (дети хлопают в ладоши, поворачиваются то в одну, то в другую стороны, как бы раздавая оладушки).

Бабушка: Молодцы вы, мои внучата! Спасибо, сто прилетели ко мне в гости, порадовали бабушку, а теперь вам пора в детский садик – закрываем глазки и полетели:

Мы летим над облаками, задеваем их руками,

Пролетаем речку, лес – там полным-полно чудес!

Полетали, подивились – в детском садике очутились!

Заключительный этап:

Дети с закрытыми глазами машут «крылышками», а бабушка «превращается в воспитателя».

Бабушка: Всё, прилетели! Открываем глазки.

Воспитатель: Дети, где вы были? Что вы видели? Что делали? – индивидуальные ответы детей.

Воспитатель: Бабушка всех вас очень любит и просит угостить вкусными оладушками, кушайте на здоровье!

Воспитатель (угощает всех детей, приговаривая):

Маше - два, Паше - два).

Литература:

    Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада, Бондаренко Т. М.: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2006 – 272с.

    Комплексные занятия по программе под редакцией М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Вторая младшая группа / авт.-сост. Т. В. Ковригина, М. В. Косьяненко, О. В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 234с.

    Комплексное планирование в группе детей 3-4 лет. Проект «Я сам. Мы вместе»/авт.-сост. С. Н. Писаренко. – Волгоград: Учитель, 2014. – 117с.

    Стихи и загадки для малышей «Загадки с грядки», Нижего Владимир. – Издательство «Литур», 2006.

Приложение 1.

Игра-беседа на тему «Огород».

Цель: рассказать детям для чего необходимы человеку овощи, закрепить знания о видах овощей.

Ход занятия: предложить детям совершить путешествие по волшебному огороду, посмотреть, что на нем растет и поиграть в игру «Что растет на огороде?». Воспитатель загадывает загадки, а дети находят картинку отгадку:

    Ее тянут бабка с внучкой,

Кошка, дед и мышка с внучкой.

    Без окон, без дверей

Полна горница людей.

    Сидит девица в темнице,

А коса на улице.

    Краснощекий круглый овощ –

Он любой хозяйке в помощь!

А томатом с давних пор

Называют … .

Уточнить, как можно все эти предметы назвать одним словом и для чего они нужны человеку.

Похвалить детей.

Приложение 2.

Дидактическая игра «Найди все овощи».

Цель: правильно передавать внешний вид овощей, развивать зрительное восприятие.

Ход игры: воспитатель предлагает ребенку показать, назвать и описать только овощи, изображенные на картинке.

(Приложение 3.)

Дидактическая игра «Разрезные картинки».

Цель: формировать у детей представления о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, складывать картинку, разрезанную на 3-4 части. Действовать путем прикладывания. Воспитывать у детей внимание, усидчивость, настойчивость в выполнении поставленной задачи.

Ход игры: воспитатель выкладывает перед ребенком картинку, разрезанную на 3-4 части. Дает ребенку время рассмотреть части, затем спрашивает «как ты думаешь, что изображено на картинке?». Затем показывает ребенку целую картинку с изображением этого предмета. Просит ребенка собрать из частей целую картинку.

(Приложение 4.)

Дидактическая игра «Угадай по вкусу».

Цель: упражнять детей в различении овощей по вкусовым качествам, развивать память, сосредоточенность.

Ход игры: дети сидят на стульчиках с закрытыми глазами. Воспитатель поочерёдно подходит к ребёнку и дает кусочек овоща: репа, огурец, помидор, огурец. Просит на вкус определить овощ и назвать его.

Воспитатель может неожиданно дать кусочек фрукта: яблока, банан или др., чтобы дети были достаточно внимательны.

Поделиться: