Как отпустить ребенка во взрослую жизнь. Отпустить ребенка во взрослую жизнь Как отпустить сына он взрослый хочет жить

Это состояние называют синдромом опустевшего гнезда. Когда ребёнок уходит из дома - женится, снимает квартиру, находит работу в другом городе, - родители часто чувствуют себя растерянными и одинокими. Многие не понимают, как жить дальше. Они привыкли, что всё крутится вокруг любимого чада: его занятий, интересов, болячек, успехов и неуспехов… А тут - бац, и всё резко меняется. Наследник больше не нуждается в опеке. Более того, всячески стремится от неё избавиться. Для родителей это становится настоящим шоком.

Брошенные родители

Особенно тяжело приходится семьям, в которых всё дер-жалось только на ребёнке: у родителей были серьёзные разногласия, но ради спокойствия чада они решили остаться вместе. А теперь прежние проблемы вылезли наружу. И к ним добавились новые. Ведь именно наследник цементировал семью. А сейчас всё рассыпалось, как карточный домик. Этап отделения от ребёнка - нелёгкое испытание и для матерей-одиночек. Многие из них посвятили всю свою жизнь детям. Экономили на себе, лишь бы деточка был не хуже других - имел дорогие гаджеты, модно одевался, учился в престижном вузе. А когда деточка ушла из материнского дома, такие женщины чувствуют себя брошенными и ненужными. Впрочем, одинокими и брошенными ощущают себя даже счастливые семейные пары. Ведь, несмотря на взаимную любовь и общие интересы, нет самого главного - любимого чада рядом.

К этим душевным метаниям прибавляются и другие. Большинство «брошенных» родителей находятся в возрасте 40-50 лет, когда возникает пресловутый кризис среднего возраста. Многих терзают мысли о том, что жизнь могла бы сложиться лучше, что рядом не тот или не та, что, пока не поздно, надо попробовать всё изменить. На это наслаивается страх приближающейся старости, боязнь остаться без заботы и внимания со стороны ребёнка, а также возникает состояние вечной тревоги за его жизнь и здоровье: «Кто теперь встретит дочь поздно вечером?», «Сын, наверное, на сухомятке живёт. А у него гастрит!» Всё это усиливает упадническое настроение.

Не вмешиваться!

В этой ситуации некоторые родители от отчаяния прямо-таки вцепляются в наследника: караулят у дверей офиса, приезжают без приглашения в гости («А я тебе пирожков напекла!»), звонят сто раз в день. Словом, всячески напоминают о себе. Однако психологи считают, что подобная навязчивость ни к чему хорошему не приведёт. Чем сильнее мамы и папы пытаются «врастать» в сыновей или дочерей, тем сильнее будет отторжение со стороны детей. Поэтому, как бы ни было тяжело, нужно отпустить ребёнка во взрослую жизнь. В конце концов уход из родительского дома - это нормальный этап взросления. Не надо воспринимать это как трагедию. Скоро у наследника появятся собственные дети, и тогда он наверняка «подкинет» их «старикам» (а внуков любят ещё сильнее, чем детей). Начнётся новый жизненный цикл, и он тоже обещает быть интересным! Так что, вместо того чтобы разрушать себя негативными переживаниями, постарайтесь провести время заслуженного отдыха с пользой. Чтобы сил хватило и на следующее поколение вашей семьи.

Время на себя

Пока выдалась передышка, уделите время себе.

Займитесь здоровьем. Пройдите обследование, подлатав уязвимые места.

Впустите свежую струю в жизнь. Поменяйте работу, откройте собственное дело, придумайте себе хобби (иностранный язык, танцы, фитнес, живопись, путешествия автостопом - что угодно). Это не только отвлечёт от грустных мыслей, но и подтолкнёт к дальнейшему развитию.

Развивайте общие интересы с мужем. Если их нет, придумайте. При желании всегда можно найти точки пересечения.

Заведите домашнего питомца. Это хотя бы отчасти утолит потребность о ком-то заботиться.

Дети растут очень быстро. Казалось, что еще совсем недавно вы читали сыну или дочери сказки на ночь, а вот уже они заканчивают школу. Именно в этот период у родителей начинают возникать вопросы: а не пора ли прекращать полностью содержать своих детей или же лучше не форсировать события? Подробнее о том, как отпустить ребенка во взрослую жизнь, расскажет «Я родитель».

Две крайности

Некоторые мамы и папы занимают довольно жесткую позицию: как только ребенок окончил школу, они сразу сообщают ему о том, что теперь он может поступить в институт и начинать содержать себя сам, подыскивая работу, а впоследствии и отдельное жилье. Другие же наоборот, всячески сопротивляются проявлениям самостоятельности и любыми способами оттягивают момент расставания со взрослыми детьми, советуя им не торопиться. Вторая позиция оказывается довольно популярной в нашей стране, что не удивительно. Поздний уход из родительского дома связан с нехваткой доступного жилья, сложностями в поисках работы, инфантильностью вчерашних школьников.

На самом деле правильная стратегия поведения находится ровно посередине между этими двумя крайностями. Давайте разберемся, как же нужно вести себя родителям, чтобы оказался своевременным и правильным?

Дайте право на ошибки

Не существует оптимального возраста для «выталкивания» ребенка из родительского дома, ведь слишком много чувств, эмоций и переживаний связано у нас со взрослеющими детьми. Хочется оказать им своевременную поддержку, обезопасить от возможных неприятностей, но, с другой стороны – без собственных ошибок дети никогда не научатся справляться с трудностями. Поэтому учите, рассказывайте, показывайте, помогайте, знакомьте, но не делайте за ребёнка того, с чем он может справиться сам. Передавайте ему ответственность за то, что с ним происходит. Стоит провести небольшой эксперимент: оставьте его на несколько дней одного дома и посмотрите, сможет ли он поддерживать порядок, самостоятельно готовить себе еду, своевременно оплачивать коммунальные услуги, делать обдуманные покупки и справляться с ежедневными задачами. Заранее приготовьтесь к тому, что первый опыт может оказаться не совсем удачным, однако это даст вам понимание стадии развития, на которой находится ваш ребенок. Если же по вашему возвращению домой окажется, что ребенок в первый же день спустил все оставленные ему деньги на развлечения, питался только заказанной на дом пиццей, забывал покормить домашних животных и мыть их лоток, да еще и не оплатил квитанции, хотя вы его об этом попросили – до самостоятельной жизни ему еще очень далеко. А если же он фактически справился со всеми поставленными задачами, забыв лишь о каких-то мелочах – это говорит о достаточной его зрелости и готовности к самостоятельной жизни.

«Вырос» и «стал взрослым» – не тождественные понятия. Если мы хотим, чтобы , инициативными и ответственными, надо предоставлять им возможность для проявления этих качеств.

Обсудите планы

Как только ваш ребенок окончил школу, обсудите с ним его дальнейшие планы на жизнь, но для начала решите для себя: готовы ли вы помогать ему финансово, пока он учится в институте, или ему необходимо найти подработку? Должен ли ребенок безоговорочно соблюдать определенные условия проживания в вашем доме взамен на финансовое обеспечение с вашей стороны? Что вы будете делать, если его обучение не сложится: отчислят за неуспеваемость или сам передумает учиться на этой специальности? Дадите ли вы ему еще одну попытку или же поставите перед фактом, что второй раз он должен поступить собственными силами на бесплатное отделение или самостоятельно заработать денег на платное? Хотите ли вы дать ребенку возможность пожить отдельно, оплачивая его съемное жилье, предоставив ему квартиру, которая до этого сдавалась, или переселив его к бабушке, для того, чтобы он помогал ей по хозяйству, или же все-таки хотите, чтобы до окончания института он жил с вами?

Самое главное – ведите разговор на равных, относитесь к ребенку как ко взрослому человеку. Не стоит ждать от своего чада взрослых поступков, если вы просто ставите его перед фактом и требуете беспрекословного соблюдения ваших условий! Ищите компромиссы, договаривайтесь, обсуждайте и анализируйте. Не меняйте условий в процессе, если, например, сначала пообещали снимать ему жилье, а через месяц вдруг решили, что погорячились с этим. И ещё: предоставляя ребенку самостоятельность, прежде всего важно очертить рамки ее проявления. По мере взросления рамки должны расширяться. Рамки, или границы, – это нормы, правила, условия, в основе которых в идеале должны лежать кроме безопасности нравственность и семейные традиции. Самостоятельность вне таких рамок – это распущенность и вседозволенность, и благом для ребенка она не является, так как ребенок теряет защищенность.

Договоритесь о правилах

Если вы приняли решение, что ребенок на время обучения в институте будет жить вместе с вами, самое время договориться с ним об определенных правилах. Озвучьте список вещей, которые ребенок будет делать самостоятельно. Например, он может сам следить за своей одеждой, можете договориться, что закупкой продуктов будет заниматься он, а готовкой – вы. Если ребенок уже устроился на работу или подработку, попросите его вносить часть платы за квартиру. Следование этим правилам научит его ответственности и пониманию ключевых моментов взрослой жизни. Обязательно продумайте заранее, как вы отреагируете, если ребенок захочет привести к вам в дом свою девушку или молодого человека: будете ли вы согласны только на периодические ночевки молодой пары у вас, разрешите ли им постоянно проживать в вашей квартире или же обязательным условием для этого станет лишь официальный брак.

Пока ваше чадо живет вместе с вами, вы можете помогать ему освоиться во взрослой жизни. Но попробуйте ограничиться исключительно советами. Если вы видите, что ваше чадо в замешательстве, поскольку не может выбрать специальность, по которой ему хочется учиться, поговорите с ним, спросите, чем ему нравится заниматься, какие предметы ему легче давались в школьной программе, каким он видит свое будущее. . Если ребенок выбрал институт, но никак не может определиться с подработкой, помогите ему правильно составить резюме, подскажите компании, в которые можно обратиться, но не ищите работу вместо него, особенно, если не можете на 100% за него поручиться. Ведь часто бывает, что родители рекомендуют своего сына или дочь в качестве сотрудника к своим друзьям или знакомым, а в итоге ребенок оказывается не слишком хорошим работником, и маме с папой потом приходится из-за него краснеть. Не ругайте ребенка за неудачи, ведь от этого снижается его самооценка - лучше наоборот поддерживайте его и верьте в то, что у него обязательно все получится.

При таком подходе ребенок быстро станет самостоятельным, и вы сами почувствуете, что настала пора отпускать его в самостоятельную жизнь.

Виктория Котлярова

Отпусти меня, мама…

«Люди искренне заблуждаются, думая, что любят, а на самом деле они попадают в зависимость от желания обладать другим человеком. Это все равно, что сказать: «Я люблю тебя, пока ты рядом со мной, но если ты уйдёшь, я тебя возненавижу». Это не любовь» . Хорхе Букай

В этой статье я постараюсь передать переживания молодых людей относительно отношений с матерями. Но сначала будет небольшое вступление…

Нет крепче связи, чем связь мать — ребенок.
Связанные когда-то одной пуповиной физически, они порой в реальной жизни так и не могут психологически принять на себя иную роль, кроме той, что была уготована природой — мать и дитя.

Отчего человек становится несчастным, становясь все старше?
На то есть разные причины, но наиболее существенной и важной является неумение самостоятельно справляться с жизнью, неумение реализовать свой природный потенциал.

Кто такая мама в глазах человечества?

— Она оберегает;
— Она заботится;
— Она поддерживает;
— Она любит;
— Она воспитывает;
— Она учит;
— Она подает пример;
— Она помогает решать трудности и проблемы;
— Она готова пожертвовать своей жизнью ради своего ребенка.

Это в идеале. Есть и другие мамы, которые, напротив, не любят и не заботятся, но от этого они не становятся менее значимыми для детей.

Давайте теперь подумаем: функции, что я перечислила выше (согласна, что это только малая часть), нужны кому?
Верно, они нужны маленькому ребенку , когда он беспомощен и находится в стадии развития.
Если мама обладает мудростью (а таковая есть у всех, просто некоторые не слушают себя), то она интуитивно поймет, что на разных этапах жизни ребенка нужно разное ее участие и интенсивность присутствия.

Когда дитя еще мало, ему нужно больше внимания и поддержки, но когда оно вырастает, то роль мамы меняется, и сыну или дочери дается все больше свободы для выбора.

Особенно это касается сыновей.
Я думаю, вы со мной согласитесь, что современное общество становится все более инфантильным: мужчины в 25, 30, 40 лет все еще рядом с мамой, а девушки берут «эстафетную палочку» из рук мам и продолжают «воспитание»…

В таком положении вещей скрыт глубокий конфликт, который, возможно, находится масштабно в коллективном бессознательном общества людей.

Все религии превозносят роль матери в жизни человека и осуждают нелюбовь и холодность к ней.

Малыш видит в своей маме Идеал, непогрешимую Правду и Справедливость, и у него не возникает и тени сомнения, что мама может быть не права в той или иной ситуации: маму нужно любить и слушать….
Это для ребенка закон.

Но природа человека такова (и это тоже в природе человека, в бессознательном), что рано или поздно выросшему юноше или девушке становится тесно рядом с мамой.

И вот тут как раз и начинается конфликт: «Как же так, маму нужно любить, а я хочу быть от нее подальше?»

Социальные стереотипы говорят также об обратном: всюду «рекламируется» тесная связь и любовь к матери, близость физическая (в обнимку с мамой). Думать о себе — это плохо, быть эгоистом — еще хуже.
Подрастающему ребенку сложно понять, что любить и быть рядом — не всегда одно и то же. И трудно осмыслить, что эгоизм и естественное желание собственного счастья не есть то же самое.

В древних текстах написано, что после 5 лет от роду мальчика у матери необходимо забирать, чтобы он вырос Мужчиной. Чтобы развились его мужество, стойкость, смелость, Воля, умение вступить в реальную жизнь, нужно мужское суровое общество, а не доброе и всепрощающее женское сердце…

Не женщины виноваты в том, что сегодня никто не забирает у них сыновей для воспитания в них Духа Мужчины; цивилизация нанесла свой урон в психологию развития полов.

Весь человеческий пережитый опыт хранится в каждом из нас в виде генетической памяти.
И поэтому каждый мальчик внутри себя знает, что он должен отделиться от матери, чтобы стать Мужчиной.

Знает, но это чувство вины, порожденное конфликтом (маму надо любить, что равноценно «быть рядом») не дает иногда сделать шаг к разрыву «психологической пуповины».

Дело усугубляется еще и тем, что некоторые мамы НИКАК НЕ ХОТЯТ ОТПУСКАТЬ ОТ СЕБЯ ДЕТЕЙ…

СПОСОБЫ «УДЕРЖАНИЯ» МОГУТ БЫТЬ РАЗЛИЧНЫМИ:

— Уход матери в болезнь;
— Жалобы на то, что сын или дочь бесчувственные;
— Постоянное желание «помогать» взрослому ребенку, тем самым делая его беспомощным;
— Вездесущая «опека»;
— Навязывание сыну или дочери своих страхов и опасений: «Как ты без меня?»
— Внушение, что сын или дочь плохие;
— Жалобы на то, что сын или дочь ни на что не способны;
— Депрессивное состояние матери;
— Материальная помощь….

Список можно продолжать, но я остановлюсь на этом.

И даже если иногда взрослым детям все же удается физически начать жить отдельно от матери, то психологически (бывает и такое!) она до самой смерти «зорко сопровождает» взрослого сына или дочь по жизни… Есть случаи, когда и после смерти мать «незримо» присутствует и руководит существованием детей.
Есть такой термин в психологии «Выученная беспомощность». Чаще всего из-за такой чрезмерной опеки ребенок вырастает физически, но психически он так и остается тем самым беспомощным и не умеющим самостоятельно строить жизнь человеком…

И тогда внутренний конфликт даже «сглаживается»: сын или дочь ничего не предпринимают для отделения от матери и потихоньку регрессируют …

A что же переживают те взрослые дети, которые хотели бы отделиться, да совесть не дает?
Они мучаются, они по-настоящему мучаются, и вот тут конфликт проявляется во всей красе: с одной стороны «Как я могу оставить мать?», а с другой: » Я не хочу и не могу тебя больше видеть!»

Люди часто себя считают всемогущими и самонадеянными, думают, что вполне могут справиться и без психолога.

Конечно, если судить о других сферах жизни, то как-то можно выйти из положения (например, попросить друга устроить на работу или получить медицинскую помощь от врача -хирурга или терапевта).

Но что касается Душевной (психической) жизни, то такие способы как самопомощь или беседа с подружкой, другом не срабатывают…

Недаром для того, чтобы стать профессионалом, психологу самому нужно пройти сотни часов психотерапии, овладеть знаниями и навыками, а потом до конца своей профессиональной жизни повышать квалификацию и заниматься личностным и духовным ростом.

Именно через такую профессиональную помощь и наступают изменения у клиента: в процессе терапии психолог помогает ему обратиться к стыду и чувству вины, с одной стороны, и гневу на мать, с другой.

В ходе работы внутренний конфликт постепенно меняет свои очертания и трансформируется: взрослый сын или дочь понемногу начинают понимать и чувствовать себя отдельными личностями, имеющими право на свою жизнь и право на заботу о родителях.

Меняется мышление, сознание, расширяется видение Мира в целом, а все это в сумме дает новые возможности жить по-другому, видеть перспективы и не впадать в отчаяние при любой трудности.

Также меняются отношения с родителями: они становятся более теплыми и не такими зависимыми ; появляется желание понять и уважать страхи матери, не испытывая вины за них.

Отделение молодым от родительского «покровительства» необходимо для того, чтобы научиться твердо и без чьей-либо поддержки стоять на Земле, обрести ответственность и самостоятельность, развить в себе внутренний центр, который будет опорой в любую непогоду жизни.

Но еще более важно отделение для того, чтобы передать своему будущему потомству внутреннюю силу и психическое здоровье , а не комплексы и страхи.

Просто знайте: то, что вы не проработали в себе (вину, обиды, комплексы, страхи, неуверенность, сомнения), вы передадите по наследству своим детям.

Желаю Вам успехов в путешествии к Взрослой жизни!

Возможности и перспективы здоровой сепарации сына от матери зависят от воспитания, и тех событий, которые происходят в детстве.

Есть несколько стадий отделения от родителей:

Изначально, ребенок находясь в материнской утробе, пребывает в полном слиянии с мамой и ни о какой сепарации не помышляет.

По мере того, как ребёночек растет, в животе ему становится тесновато. Через девять месяцев становится уже очень тесно и он, а вернее они вместе - и мама, и ребенок, начинают процесс родов.

И это первая и очевидная сепарация. Ребенок становится отдельным, хоть и очень, на некоторый период времени, зависимым от мамы.

В процессе родов, проходя родовые пути, он прикладывает много сил, к тому, чтобы появиться на свет.

Поэтому то, как проходят роды, может повлиять на личность будущего взрослого.

Если роды были посредством кесарева сечения, то есть без активного участия младенца - он не получает важного первичного опыта преодоления, победы над трудностями..

Родившись, ребенок растет, воспринимает мир, и в разное время в разной степени нуждается в маме.

Если в детстве ребенок был отлучен от мамы надолго, например по медицинским причинам - это тоже может отразиться на процессе последующей сепарации.

Есть очень много нюансов того, как рождение и воспитание могут повлиять на дальнейшее становление личности. И то, насколько свободным, обладающим собственным ресурсом, собственной энергией и жизненным планом будет человек, очень во многом зависит от завершенности сепарации.

Есть мамы, которые изначально, с самого рождения, воспитывают ребенка так, чтобы он навсегда остался её дитём и не получил самостоятельности.

В удачном варианте сепарация завершается годам к 18 - 20, но может не случиться вовсе.

Стадии сепарации:

1. Симбиоз.

Если ребенок маленький, он смотрит на Маму, как на Бога (что, естественно).

Если «ребенку» 30 лет - он, смотрит на маму, или на женщину, как на Бога - снизу вверх. (Как есть, но не естественно).

Если мужчина общается с женщиной «снизу» - он «застрял» в стадии симбиоза. В этой стадии он никуда не собирается сепарироваться, может проявляться инфантильно, и является очень «прилипшим» к женщине, ну, или, к маме.

2. Пуэр (не тот, который чай).

Латинское понятие puer aeternus, в переводе означающее «вечный юноша», заимствовано из «Метаморфоз» Овидия.

В юнгианской психологии термин рuer aeternus используется для характеристики определенного типа мужчины: очаровательного, привлекательного, творческого, увлеченного своими мечтами и фантазиями. Такие мужчины зачастую сохраняют подростковую психологию, даже став взрослыми. Как правило, сами они полны жизни, но окружающие их люди испытывают подчас странную эмоциональную опустошенность.

Итак, это мужчина с подростковой психологией.

Как это проявляется в отношениях с женщинами.

Такой мужчина, независимо от возраста, как-бы не наигрался, не нагулялся. Он многое берет, но не умеет давать равно в обмен. Он не готов принимать серьезных решений и брать ответственность.

Любя женщину - он не может быть с ней в постоянных стабильных отношениях . Он может изменять, уходить и снова возвращаться, исчезать, потом появляться и падать в ноги…

Такое непостоянство, легкомыслие характерны для мужчин, застрявших во второй стадии сепарации. В детском возрасте этой стадии соответствует тот возраст, когда ребенок познает мир, но имеет потребность возвращаться в безопасное убежище (к маме на ручки).

У взрослого мужчины, не прошедшего эту стадию в детстве, нет сил на прямую конфронтацию, и действует он как маятник - куда качнуло, там и будет. В мужско-женских отношениях это может порождать конфликты.

3. Прямая конфронтация.

В детстве это период наступает тогда, когда внешний мир становится гораздо более привлекательным и многообещающим, чем жизнь за пазухой у мамы.

Тогда, чтобы выйти в большой мир - подростку нужно пойти на прямую конфронтацию. В это время детско-родительские конфликты усиливаются, и становятся невыносимыми еще и потому, что на этом этапе происходит обесценивание сыном матери. Чтобы проще было уйти, отделиться, ему может потребоваться обесценить мать.

Это может быть в виде оскорблений, пренебрежения, нежелания есть то, что мама готовит (лучше фастфуд).

Мужчина, застрявший на этой стадии сепарации, будет аналогичным образом проявляться в отношениях с женщинами - обесценивать, «все бабы д**ры», и прочий шовинизм. В таком состоянии мужчина с трудом воспринимает ценность женщины и смотрит на нее наоборот, сверху вниз. Это может быть причиной разводов, разрыва отношений.

Стадия 4. Наконец-то!

На этой стадии мужчина замечает женщину , признаёт её равенство, прислушивается к её мнению.

При этом он может жить полностью автономно от мамы, или жены-мамы и справляться.

Очень легко из разумной и прогрессивной матери превратиться в наседку, когда подросший ребенок неожиданно скажет: "Мама, я ухожу". Колумнист сайт и мама троих детей Анна Кудрявская-Панина о том, как отпустить во взрослую жизнь выросшего ребенка и не сойти с ума от беспокойства.

Моя подруга страдает. Ее мир рушится прямо сейчас. Ей предстоит расставание с дочерью. Если вы представили сериальную сцену, когда злодеи вырывают младенца из материнских рук, то зря. "Крошке", отрывающейся от материнской груди, 22 года. И уезжает она не в Австралию, а в Краснодар. Когда Ленка рассказала мне о своих переживаниях, я даже оторопела. Нет, я не жестокосердая, я действительно ей сопереживаю и знаю сама, что это значит, отпустить выросшего ребенка.

Да, многим это нелегко: осознать, что ребенок уже не ребенок, и отпустить его в другое жилье, другой город, другую жизнь. Но что моя умница Ленка, демократичная и разумная мама, вдруг превратилась в мать-наседку, повергло меня в недоумение. А самое главное, ее и саму это удивляет: "Я головой-то все понимаю, но..." А за этим "но" ежевечерние скандалы и слезы. Одна взрослая женщина никак не может отпустить... другую взрослую женщину в ее самостоятельную жизнь.

И вот только не надо: мы были другими, а это поколение инфантилов, мы в их годы уже сами были родителями, а они трусы постирать не в состоянии, какая-такая самостоятельная жизнь, вон и ВОЗ говорит, что до 25 – это еще дети. Эти дети все разные. Одни учатся на бюджете, работают на двух работах, откладывают деньги на стажировку за рубежом, женятся, но не спешат радовать вас внуками, живут в свое удовольствие, ездят по миру, получают гранты, делают открытия. Другие сидят на шее у родителей, туда же сажают жену/мужа, а иногда и внуков, ждут, пока мама позовет ужинать, работать не спешат – они же учатся (как правило, платно и там, куда их смогли приткнуть родители). И инфантилами их могли сделать только мы сами. Но это уже другая тема. А сейчас что выросло, то выросло.

"Я знаю истории, когда мамы и бабушки идут с детьми и внуками на собеседования"

Совершенно неважно, насколько самостоятелен ребенок, страшно отпускать любого. Но если ваше дитя рвется на волю, может, пора позволить ему сделать это, вынуть соску изо рта у усатого младенца, перерезать денежную пуповину и отпустить в свободное плаванье, позволить набить пару-тройку шишек, прекратить оберегать его от его собственной жизни, убить в себе наседку и стать матерью, уважающей взрослого равноправного человека.

Да, мы хотим детям только лучшего! Да разве ж мы держим их на коротком поводке из плохих побуждений?!

Я знаю истории, когда мамы и бабушки идут с детьми и внуками на собеседования. Не, ну это крайний случай, скажете вы. А мы-то просто хотим, чтоб детки были рядом. Так вот они тоже хотят. А что не крайний случай? Жаловаться, что сын пропадает в компьютерных играх, но тащить ему бутерброды и чай прямо к монитору, потому что "он же голодный", говорить, что дочь совершенно не приспособлена к жизни и не знает, чего хочет, и поэтому самой искать за нее вузы, следить за конкурсными баллами, чтобы вовремя скомандовать, куда нести оригинал аттестата?

Чего мы боимся? Ах, он/она не найдет работу, не сможет себя прокормить, обслужить, что-нибудь случится: заболеет, попадет под машину, а меня не будет рядом.

Вот последнее и есть главное. Основная причина нежелания/невозможности отпустить. Мы же все переживали вместе: первые зубы, первые шаги, первую шишку, первую пятерку и первую двойку, выпускной... И вдруг это крепкое "мы" рушится на два "я" равных размеров. И родителю ничуть не проще, чем ребенку, пережить то, что психологи называют сепарацией. Не быть рядом, когда вы были рядом столько лет, когда вы привыкли нести ответственность за этого человека. И как поверить в то, что ничего ужасного из-за вашего отсутствия в сантиметровой близости с ребенком не произойдет. А ничего ужасного, конечно, и не произойдет. Но пока вы не выйдете из роли наседки, душащей своей заботой и любовью собственное дитя, вы этого не поймете и не примете.

Так, ладно, про то, как не надо, уже все понятно. А как надо-то? Как наступить на горло собственной материнской любви и убить в себе наседку?

"Я только сейчас поняла, что она меня ждала, потому что волновалась"

Для начала вспомните себя. Нет, про то, как вы героически в двадцать лет стирали на руках пеленки, забудьте. Вспомните другое: "Когда возвращалась за полночь, никак не могла понять, почему мама не спит, сидит в кухне, читает и курит. Ее спросишь: чего не спишь? Она: да не спится. Я только сейчас поняла, что она меня ждала, потому что волновалась". Ждала. Не обзванивала подруг и друзей, не закатывала истерик, не запрещала. Свою тревогу успокаивала так: читать и курить, ждать дочь. Или вот обратная история: "Ты не понимаешь, ты не можешь принимать такие решения, я лучше знаю, что тебе нужно, – это был кошмар, потому что я слышала только это. В итоге в 17 лет я ушла из дома. И смогла нормально поговорить с мамой только через пару лет. Но услышала ровно то же. Плюс: почему ты ушла, я же тебе всю жизнь отдала". В общем, вспомните, как вам хотелось самостоятельности. Как вам было важно, чтобы вас отпустили, чтобы ваш выбор, любой выбор принимали, если не с одобрением, то с уважением.

Я помню, как моя мама потрясла меня одной фразой. Мне нужно было принять очень сложное решение, скажем так, из жизненно важных. Я точно знала позицию мамы на этот счет. И, когда я в очередной раз в слезах заговорила с ней об этом, она вдруг сказала: "Нюточка, я приму любое твое решение". С того нашего разговора прошло 20 лет. Именно тогда я поняла, какой должна быть единственно возможная позиция родителя по отношению к выросшему ребенку. Вы можете дать совет, если вас об этом попросят, но не имеет значения, какой выбор в сложный момент сделает ребенок, вы должны принять любое его решение.

И ребенок должен знать, что вы и есть та самая тихая гавань, куда всегда можно вернуться, где всегда примут, сколько бы раз ты ни облажался в этой жизни. Примут – не значит, решат за тебя твои проблемы. Примут – значит, вытрут сопли и помогут тебе принять новые решения. Уходя, ребенок должен знать, что ему есть куда вернуться, если не в физическом (хотя почему нет?), то в психологическом плане. Ваша связь не рвется расстоянием, иногда она становится даже крепче.

"Главное, когда сыну стукнет 18 и он захочет уйти, даже если в вас еще остался этот ужас разлуки, суметь засунуть его поглубже и отпустить"

"Я с ужасом думаю, что Ваня вырастет и уедет в другой город, это же значит не видеть его по несколько месяцев! А я и пары недель не могу выдержать", – комментирует бывшая коллега пост в фейсбуке о том, что мой сын будет учиться в Новосибирске. Ну и слава Богу, думаю я, пока ее Ванечке нет и двух лет, странно было бы представлять разлуку с ним как нечто само собой разумеющееся. Когда я лежала в роддоме и смотрела на своего крошечного сына, на своего первенца, я с ужасом думала о любой возможной разлуке с ним. Я могу понять любую маму, которая испытывает подобные чувства. Главное, когда сыну стукнет 18 и он захочет уйти, даже если в вас еще остался этот ужас разлуки, суметь засунуть его поглубже и отпустить. Отпустить с улыбкой и материнским благословением.

Отпустить – это не значит позволить уехать. Отпустить – это значит, позволив уехать, не звонить каждые полчаса с вопросами: "Ты поел? Как у тебя дела? Сходил на собеседование? А дома у тебя чисто? А друзей ты уже нашел? А почему не звонишь маме?" Et cetera, et cetera.

Друг нашей семьи всю жизнь был под каблуком такой "душной" матери. Конечно, он ее любил, был привязан к ней, но личная жизнь у него сложилась только после ее смерти, потому что, пока она жила, все избранницы были недостойны ее Пашеньки. Вы действительно хотите этого? Чтобы ребенок зажил своей настоящей жизнью только после того, как вас не станет?

Подумайте о ребенке. Это не тот младенец, которому вы мыли попу, на чьи ободранные коленки вы дули. Сколько бы вы ни были рядом с ним, вы не будете рядом с ним всегда. Это его жизнь. Вам ее не прожить. Так не отбирайте у него ее часть. Не завидуйте. Радуйтесь за него. Не обижайтесь. Он уходит не потому что вас не любит и не ценит, а потому что стал взрослым. У него все впереди. Отпустите его.

Разрешите ему принимать решения и нести за них ответственность. Ну а как быть, если он накосячит? Конечно, накосячит, и не раз. Начните с ним разговаривать уже сейчас как со взрослым. Объясните ему, что обратная сторона медали свободы принятия решений – это ответственность за них. И что разгребать его косяки придется ему самому. Обговорите заранее пределы помощи, которую вы сможете предоставить в случае проблем. И сами, бога ради, не спешите со скоростью Супермена на выручку, когда у вашего дитя возникнут первые взрослые сложности.

Да, "мы жили судьбами других, пора подумать о себе". Ваша жизнь – это не только забота о ребенке. Она гораздо больше и шире. Конечно, остро переживают отделение детей и домохозяйки, и суперзанятые мамы, и еще неизвестно, кто сильнее. Но, может, пришла пора вспомнить о том, что вы хотели сделать, чем заняться и на что у вас никогда не хватало времени или сил.

"наша задача с самого начала – научиться отпускать своих детей"

Как бы это пафосно ни звучало, но наша задача с самого начала – научиться отпускать своих детей: с момента их рождения и до самой нашей смерти. И каждый шаг на этом пути болезненен. Я не смогу обезболить моей Ленке этот процесс. Я могу только напомнить ей, что нам жутко повезло, у нас есть бесчисленное количество каналов связи с нашими отделившимися детьми, какое не снилось нашим мамам и бабушкам. Современный мир очень мал, где бы ни был ваш ребенок, вас от него отделяют всего лишь несколько часов лету.

Да, ближайший отпуск Ленка наверняка проведет где-то поближе к дочери, да, поначалу она будет тревожно спать и ежечасно бороться с желанием позвонить ребенку. Но я точно знаю, что Ленка убьет в себе наседку и отпустит во взрослую жизнь свою Дашку. Отпустит с миром, не разругавшись вдрызг. Ей осталось только понять одно: это не ее мир рушится, это строится мир ее Дашки.

Поделиться: