История любви Аси и Н. (И.С

Чтобы приблизить нас к осознанию причины не случившейся любви Аси и Н.Н., автор пошел от противного, показывая, насколько была возможной эта любовь.

Н. Н. представал перед читателем бесконечно счастливым человеком, переживающим глубокие чувства. Встретившись с Асей, он как будто пересек некий рубеж и вступил в неведомый ему доселе мир (в этом отношении представляется совсем не случайным замечание Аси: "Вы в лунный столб въехали..."), где его настигает неожиданное желание брести через потемневшие поля и вдыхать пахучий воздух, сладостно томят бесконечные ожидания и где сны чисты и безмятежны, как в детстве. Надо заметить, что своим состоянием Н. Н. очень напоминает Володю, с простодушным восторгом переживающего свою влюбленность в Зинаиду.

А чувство сладости, затопившее сердце молодого человека ("точно мне втихомолку меду туда налили") при виде белого домика на верху горы, где живет Ася, разве не сродни обожанию и нежности юного героя из "Первой любви", ласкающего взглядом складочки платья сидящей перед ним с клубком в руках принцессы Грезы?

Необыкновенно близки содержащимся в них духовным напряжением "воробьиная ночь" и ночная сцена на Рейне в десятой главе "Аси". Героев объединяет чувство внутреннего смятения от настигшей их любви и непокоя в окружающем мире, а также рвущаяся из молодых душ жажда счастья, "счастья до пресыщения", говоря словами Н. Н.

Но в таком случае что мешает ему, откликнувшемуся на чувство Аси, остаться с нею? Ведь изначально для любви героя не существует никаких препятствий. Вообще история Аси и Н. Н. имеет все необходимые основания быть похожей на добрую сказку, в которой возлюбленные живут долго и счастливо и умирают в один день. Но для этого Н. Н. недостает качества, которым сполна обладает Володя — рыцарского отношения к женщине. Он просто не дорос, вернее, не захотел дорасти до этого мальчика, способного на жертву во имя любви, которая возвышает мужчину. Н. Н. выбрал собственный покой, предпочел остаться в своем — безлунном — пространстве, без мечты и тайны. Он не рискнул принять посланный ему дар судьбы, поскольку это от него потребовало бы труда души.

Еще до сцены свидания Н. Н. с Асей обнаруживается его неспособность взять на себя ответственность за другого. Автору понадобилась лишь одна фраза, чтобы читатель смог понять — перед ним будущий предатель. Он предает не только возлюбленную, но и свою едва зародившуюся любовь к ней, ведь он страшится этой девочки с "огненной головой", ее способности, подобно пушкинской Татьяне, "любить не шутя". И поскольку Н. Н. неизвестно, как долго его будет преследовать страх перед образом девушки, то он предпочел просто отказаться от своего чувства.

Высказывалось мнение, что в сцене свидания Н. Н. движет чувство долга по отношению к Гагину. Ведь, тот просит Н. Н. о "пощаде", суть которой состоит в честном объяснении с Асей.

Безусловно, Гагиным движет желание предупредить Н. Н., насколько сложна и непредсказуема Ася в выражении чувств. И потому не лучше ли будет для него не "шутить с огнем"? Хотя, возможно, все вышесказанное послужило Гагину лишь внешним поводом для прихода к Н. Н.

Смысл просьбы о "пощаде", думается, заключается в другом. Так, Гагин постоянно повторяет фразу, обращенную к Н. Н.: "Ведь вы не женитесь на ней?" — в которой, как нам представляется, прежде всего звучит искренняя надежда на понимание со стороны Н. Н. и его порядочность в создавшейся ситуации, а также поиск достойного выхода из нее. Долг ли движет героем или что-то другое, проясняет сцена его объяснения с Асей, в которой Н. Н. предстает откровенным пошляком, воспользовавшимся воображаемым долгом перед Гагиным как своеобразной уловкой, чтобы уйти от необходимости принимать решение. Больше того, он обрушил на девушку шквал обвинений за ее откровения Гагину, правда, при этом старался не смотреть на нее.

Что должна была сделать Ася в ответ на обвинительные речи Н. Н.? Разве что прочитать пушкинские строки, защищавшие Татьяну. Что же касается Н. Н., то он после этой сцены выглядит в глазах читателя "тройным" предателем: он предал Асю, Гагина и, что самое драматическое, самого себя.

Однако нравственное развенчание героя на этом не заканчивается. Но сравнению с Владимиром Петровичем, для которого память любви остается главным содержанием его жизни, Н. Н. "не слишком долго грустил" по Асе. И хотя он тут же в свое оправдание начинает лепетать о том, что чувство, возбужденное Асей, уже не повторилось, мы не можем не согласиться со справедливостью приговора, вынесенного ему жизнью: судьба бессемейного бобыля и позднее — сожаление о несостоявшейся любви. Тяжелее наказание нельзя придумать человеку. Но нет и нравственно тяжелее вины, как неспособность любить и жертвовать во имя любви.

Любовь неизменно присутствует в тургеневских сюжетах. Однако она редко заканчивается счастливо: в любовную тему писатель привносит оттенок трагизма. Любовь в изображении Тургенева — жестокая и своенравная сила, играющая человеческими судьбами. Это необыкновенная, неистовая стихия, уравнивающая людей, независимо от их положения, характера, интеллекта, внутреннего облика. Перед стихией этой зачастую оказываются беззащитными самые различные люди: демократ Базаров и аристократ Павел Петрович одинаково несчастны («Отцы и дети»), трудно примириться со своей судьбой юной, наивной девушке, Лизе Калитиной, и опытному, зрелому мужчине, дворянину Лаврецкому, который готов был к новой жизни на родине («Дворянское гнездо»).

Одиноким, с разбитыми надеждами и тщетной мечтой о счастье, остается и господин Н.Н., герой повести «Ася». Когда читаешь повесть, то, кажется, весь смысл ее заключен в известной пушкинской фразе — «А счастье было так возможно, так близко...» Ее произносит в «Евгении Онегине» Татьяна, навеки отделив свою судьбу от судьбы своего избранника. В схожей ситуации оказывается и герой Тургенева. От его несбывшейся мечты остается лишь прощальная записка да засохший цветок герани, которые он свято хранит.

Вспомним содержание повести: во время путешествия по Германии господин Н.Н. случайно познакомился с русской семьей — Гагиным и его сестрой Асей. Между новыми знакомыми завязались дружеские отношения. И вскоре Ася влюбилась в Н.Н., однако он не мог ответить ей взаимностью, потому что не был до конца уверен в своих чувствах. Господин Н. Н. посчитал своим долгом рассказать обо всем Гагину. Когда же в душе героя вспыхнуло «с неудержимой силой» «ясное сознание... любви», Ася была уже далеко — Гагин увез ее из города. Впоследствии Н.Н. пытался отыскать ее, но все его попытки заканчивались неудачей.

В чем же причина подобного финала, когда влюбленные оказались разлученными навеки? Попробуем проанализировать содержание повести.

Господин Н.Н. молод, жизнерадостен и беспечен. У него нет особых проблем, он богат, ничем не озабочен — живет «без оглядки», делает, что хочется. Он наблюдателен, восприимчив к новым впечатлениям. Особенно его занимают люди, их поведение, речи и т. д. Ася с первого взгляда понравилась ему, он увидел в ней что-то особенное, грациозное. Она поразила его своей подвижностью, изменчивостью, непосредственностью. Уже после первой встречи с ней герой почувствовал себя безотчетно счастливым.

После второй встречи Н.Н. чувствует странную тяжесть на сердце. Ему кажется, что он скучает по Родине, но ностальгические чувства внезапно переходят в горькое и жгучее волнение. А вскоре открывается и истинная причина настроения героя — ревность. Н.Н. подозревает, что Ася Гагину не сестра.

При третьей встрече рассказчик отмечает естественность поведения девушки, отсутствие в ней жеманности и кокетства. Ася все больше заинтересовывает его. Н.Н. пытается разгадать ее натуру, узнать о ее прошлом, о полученном ею воспитании, однако девушка почти ничего не рассказывает о себе.

«Тайну» сестры неожиданно приоткрывает Гагин, посвящая героя в ее жизненную историю. Здесь вместе с рассказчиком мы многое узнаем об Асе, об истоках ее характера. Становятся понятны ее замкнутость и своенравие, изменчивость поведения, непохожесть на окружающих.

Ася — незаконнорожденная, она — дочь помещика и горничной. Девушка очень скоро поняла свое «ложное положение», «самолюбие развилось в ней сильно, недоверчивость тоже, дурные привычки укоренялись, простота исчезла». Испытывая стыд, она «хотела... заставить целый мир забыть свое происхождение». Больше всего на свете Асе хотелось быть «не хуже других барышень», но во всех движениях ее было «что-то неспокойное», во взглядах — недоверчивость и настороженность. Как заметил герой, «этот дичок недавно был привит».

Когда после смерти отца Гагин поместил ее в пансион, она читала книги, «училась прекрасно», никому ни «на волос не уступала». При всем том характер ее был неуравновешен, она оставалась «дикаркой», упрямилась, «никак не хотела подойти под общий уровень».

Однако, несмотря на все «странности» героини, на ее неуравновешенность, болезненное самолюбие, «сердце в ней не испортилось», «ум уцелел». Рассказывая герою о судьбе своей сестры, Гагин замечает, что сердце у нее «очень доброе» и ни одно чувство не бывало у нее «вполовину». Ася обладает сильно развитым воображением, фантазией, впечатлительностью. Гагин говорит господину Н.Н., что ей «нужен герой, необыкновенный человек — или живописный пастух в горном ущелье».

Услышав рассказ Гагина, Н.Н. откровенно обрадовался: ему стало легко, когда он узнал правду. «Я почувствовал ка-кую-то сладость — именно сладость на сердце; точно мне втихомолку, меду туда налили», — заметил рассказчик. Теперь он не только узнал правду, теперь он начал многое понимать в Асе. Яснее обозначились и его собственные чувства: герой понял, что его привлекает в Асе не только ее оригинальность, «полудикая прелесть», но и ее душа. Он почувствовал волнующую близость необыкновенного счастья, «счастья до пресыщения». Н. Н. уже любит Асю, однако пока не осознает этого.

Но вот в отношения героев вмешивается Гагин. Узнав о чувствах сестры, он решается на откровенный разговор с Н. Н. Разговор этот становится в какой-то степени решающим, определяющим для героя. Гагин заставляет его обозначить словами то, что едва зарождается в его душе, в чем он сам не отдает себе отчета. Гагин превращает призрачную, прекрасную мечту в грубую реальность, поэзию волнующего чувства — в прозу жизни. Именно поэтому Н. Н. так досадует на своего приятеля, злится на Асю.

Все дальнейшие действия героя явились лишь следствием его разговора с Гагиным. Во время свидания с Асей Н. Н. плохо понимает самого себя. Он упрекает Асю в том, что она посвятила брата в свои чувства, сердится на нее, досадует на самого себя. В сознании его все время присутствует мысль о своем долге, о собственном имидже в глазах Гагина. Герою кажется, что все «искажено, обнаружено», он чувствует себя связанным данным Гагину обещанием. Свидание заканчивается «ничем»: в слезах Ася убегает из дома фрау Луизе.

И лишь когда девушка внезапно исчезает, заставляя всех тревожиться и искать ее повсюду, чувства героя, наконец, обнажаются. «Уж не досада меня грызла, — тайный страх терзал меня, и не один страх я чувствовал... нет, я чувствовал раскаяние, сожаление самое жгучее, любовь — да! самую нежную любовь», — замечает рассказчик. Герой расстается с Гагиным в предвкушении грядущего счастья, но счастью этому не суждено сбыться: Ася исчезает навсегда.

Чернышевский в статье «Русский человек на render-vous» писал, что причиной несчастной любви господина Н. Н. стала мелочность и бездушность его жизни, его робость, нерешительность, духовный инфантилизм. Критик рассматривал отношения героев в традиционном для русской литературы аспекте: «необыкновенная, самоотверженная женщина и слабый, нерешительный мужчина».

Д. Писарев тоже считал, что преградой к счастью стали личностные качества героя и героини. Ася — горда, господин Н. Н. — робок. В двусмысленном положении девушки черты эти оказались роковыми.

Безусловно, душевный склад героя здесь очень важен. Однако дело, думается, вовсе не в трусости и инфантилизме его, а в той специфической особенности его натуры, которую П. Анненков обозначил как «сластолюбие». Господин Н. Н. в повести постоянно наслаждается жизнью — красотой природы, общением с людьми, душа его жаждет новых и новых впечатлений. Он постоянно анализирует и оценивает свои ощущения. Истинную ценность для него представляют не люди и события как таковые, а та тень, которую они отбрасывают в его сознание.

«Ни малейшего признака, чтоб он занят был истиной, правдой отношений своих к неожиданной Жюльетте, попавшейся ему на дороге: он только занят изучением ея характера да изучением своих впечатлений. Но в натуре этого человека есть одно важное качество: он способен понимать себя и при случае сознавать бедность нравственного существа своего. Вот почему он останавливается иногда у самой цели, к которой стремится безоглядно», — писал критик.

Однако душевный склад героя — это лишь одна из причин его жизненной драмы, причем причина поверхностная. Истинный же, глубинный смысл событий — в неотвратимости судьбы. Судьба у Тургенева враждебна по отношению к человеку. Счастье на земле невозможно вследствие изначальной обреченности земной любви, бренности земного счастья.

В своих романах писатель почти не изображает счастливой любви. Очень интересны в этом плане наблюдения дореволюционного исследователя Андреевского. Он замечает, что Тургенев — «поэт девушек», а не женщин. Писатель нигде не изображает брачный союз. Счастливую семью в тургеневских романах мы видим или «в проекте» (Аркадий Кирсанов и Катя Одинцова) или «в старости» (родители Базарова). Лиза («Накануне»), Наталья Ласунская («Рудин»), Ася («Ася»), Марья Павловна («Затишье»), Джемма («Вешние воды») — «исчезают со сцены девушками». Вот где заключена «тургеневская боязнь жизни, боязнь счастья вследствие боязни смерти, вследствие горького опасения и сознания, что все это счастье неизбежно потускнеет, разрушится и исчезнет», — пишет исследователь.

В то же время Тургенев нередко противопоставляет любовь и смерть (рассказ «Довольно»), любовь в представлении писателя является силой, равновеликой смерти, даже побеждающей ее. Через любовь, красоту и искусство человек, по мысли Тургенева, обретает бессмертие. Отсюда — большая избирательность чувства, повышенное внимание человека к своим ощущениям и впечатлениям.

Поэзия любви у Тургенева в «несбыточности чувства». Д. Мережковский замечает, что в своем творчестве и мировосприятии писатель противопоставляет «любовь-похоть» и романтическую влюбленность. Первый тип любви равносилен личностной смерти, второй — бессмертию. Поэтому любовь героя в «Асе» «несбыточна», она так и остается «влюбленностью».

Стоит отметить, что мировоззрение Тургенева во многом сформировалось под влиянием философии Шопенгауэра, утверждающего несбыточность идеи человеческого счастья. «Счастье... всегда лежит в будущем, или же в прошлом, а настоящее подобно маленькому темному облаку, которое ветер гонит над озаренной солнцем равниной: перед ним и за ним все светло, только оно само постоянно отбрасывает от себя тень. Настоящее поэтому никогда не удовлетворяет нас, а будущее ненадежно, прошедшее невозвратно. Жизнь... с ее обманутыми надеждами, с ее неудачами и разочарованиями — эта жизнь носит на себе такой явный отпечаток неминуемого страдания, что трудно понять... как можно поверить, будто человек существует для того, чтобы быть счастливым», — пишет Шопенгауэр. Именно эта мысль и лежит в подтексте повести «Ася».

Теме любви посвящено множество произведений русской классики, одним из выдающихся в этом списке стала повесть «Ася» Ивана Сергеевича Тургенева. Впрочем, теме любовных отношений в той или иной мере посвящено каждое произведение автора. Он считал, что это чувство – основа всех основ.

Испытание любовью – главное препятствие в творчестве Тургенева. Оно стоит во главе углу и является самым сложным. Зато благодаря ему прекрасно видна вся внутренняя сущность человека.

В повести обречены на любовь два главных героя – и Анна. Они встретились случайно во время путешествия в провинциальном немецком городке на берегу Рейна. Между Асей и Н.Н. зародились дружеские отношения, которые затем переросли в более высокие и теплые чувства.

Девушка смелее и тверже в поступках и намерениях, она открыто признается в любви своему избраннику, вверяя ему судьбу. Для нее нет преград: все просто и понятно. Герой же закрыт, как коконом, страхами и предрассудками. Он не может погрузиться в пучину охвативших чувств.

Виновником разлуки героев стал господин Н.Н. Он испытывал чувства, в этом нет сомнения, но не хотел брать на себя ответственность. Не менее важным моментом было и общественное мнение, которое герой ценил и придерживался. Он оттолкнул Асю, не сказав ей лишь одного единственного слова. И пусть он позже пожалеет о содеянном, исправить уже ничего нельзя. Гагины уехали. Свой шанс он упустил. В прощальной записке ставит точку и еще раз подчеркивает, что только от него зависело, быть им счастливыми или нет.

Он пытается себя утешить тем, что был прав, что Ася была бы не очень хорошей женой. Но факт остается фактом: семью Н.Н. так и не создал. В его жизни было много женщин после Аси, но не одна не вызвала в нем похожих чувств. Только эта эмоциональная семнадцатилетняя девчонка оставила глубокий след в его душе, след на всю жизнь.

Таким образом, получается, что испытание любовью Н.Н. не выдержал. Не смог сдать этот «экзамен». Только он виноват в том, что так сложилась его судьба. Герой мелок и жалок в сравнении с уверенной в себе девушкой, он не дорос для любви, не готов к ней.

Он боится трудностей, которые могут его ожидать, Н.Н. выбирает самый легкий и удобный путь, вот только несчастливый. Причем, своим выбором он делает несчастливым и еще одного человека.

Н.Н. привык к легким интрижкам и несерьезным увлечениям. Он человек светский. И такая жизнь всегда была ему по душе. Высокие чувства, связанные с глубокими переживаниями, слишком трудны для него. Он отступает, даже не вступив в борьбу. Он смалодушничал, испугался, отказался.

Господин Н.Н. боится перемен, не способен отказаться от удобной и размеренной жизни. Такая перспектива его не столько радует, сколько пугает и огорчает. Так ярко бросается эта слабость молодого человека в глаза на фоне решительной девушки Аси. Она твердо уверена в том, чего хочет, настоящая «тургеневская девушка». Она готова ради любимого человека на все, даже пожертвовать собой. Что в конечном итоге и происходит.

Мы в ответе за тех, кого приручили.
А. де Сент-Экзюпери

Действие повести «Ася» происходит в XIX веке Германии. Главные ее герои - Н. Н. и Ася, а повесть - это история их любви.
Господин Н. Н., богатый молодой человек, знакомится с соотечественником Гагиным и его сестрой Асей. Ася тотчас понравилась ему. Он увидел в ней нечто особенное, привлекательное. Придя к Асе домой, Н. Н. ближе познакомился с ней. Молодой человек понимает, что эта девушка не такая, как все, не кокетка. Ася сначала побаивалась незнакомца, но вскоре уже сама заговаривала с ним.
Вернувшись домой, Н. Н. был переполнен приятными чувствами и считал себя счастливым. Он понял, что любит Асю. И Ася гоже полюбила его.
Все это время Н. Н. подозревал, что Ася не сестра Гагина. Подслушанный разговор Аси с Гагиным, в котором девушка признавалась в своей любви к Н. Н., казалось бы, развеял его сомнения. Н. Н. подумал, что не сможет любить Асю, и подумал также, что Гагины намеренно ему лгали. И он решил уединиться, отвлечься от всего этого и провел три дня в горах. Вернувшись, он снова встречается с Гагиным, и тот рассказывает Н. Н. историю Аси. Этот рассказ объясняет странное поведение девушки. Н. Н. идет к Асе и проводит с ней весь день. Этот день был самым счастливым в его жизни. Он почувствовал себя влюбленным.
Через несколько дней Ася назначила свидание Н. Н. Она надеялась, что он признается ей в любви, но Н. Н. начал упрекать Асю в том, что она все рассказала брату. Девушка решила, что он не любит ее. Одно слово могло осчастливить Асю и Н. Н. Но оно не было произнесено. Ася уехала вместе с Гагиным, Н. Н. долго искал ее, но так и не нашел.
Уже состарившись, оставшись одиноким, так и не встретив настоящей любви, Н. Н., как самое дорогое, хранит цветок герани, брошенный ему Асей. История Аси и Н. Н. - предостережение нам., молодым: ведь, действительно, «у счастья нет завтрашнего дня, у него нет и вчерашнего, оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее - и то не день, а мгновение». Поэтому нужно ценить и беречь любовь и любимых, понимая их и прощая им маленькие капризы.

Поделиться: