Презентация по орксэ светская этика семейные праздники. Презентация и конспект урока по орксэ "семейные праздники"
Тема урока: «Семейные праздники»
Тип урока: объяснение нового материала
Цель урока: создать условия для осознания значимости семейных праздников в жизни человека.
Задачи:
Предметные: ознакомить учеников с государственными, народными, религиозными и календарно-обрядовыми праздниками; учить культуре поведения в гостях; развивать умение общаться с членами семьи, знакомыми; воспитывать интерес к народным традициям; создать условия совершенствования умения работать в группах; развивать навыки поисковой работы.
Личностные: способствовать воспитанию нравственного отношения к семейным ценностям, формированию позитивного образа семьи; прививать чувства любви и гордости за свою семью, уважение к родителям; развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям и родословной; создать условия для сплочения классного коллектива, коллектива учащихся и родителей, сплочения семей
Метапредметные: формировать навыки самостоятельной работы с источниками информации (умение добывать и систематизировать информацию); умение высказывать суждения; развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой работы с членами семьи.
Необходимое оборудование: компьютер, проектор, презентация,печатный раздаточный материал, разноцветные воздушные шары, буквы.
Интернет-ресурсы:
1. http://skromna.beon.ru/2.html
2. http://www.medkrug.ru/article/show/5562
Организационный
момент.
1 мин.
Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя.
(слайд 2)
Добрый день! Встаньте, пожалуйста! Возьмитесь за руки.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Всем, всем добрый день
И работать нам не лень.
Подготовка класса к работе.
Дети берутся за руки, улыбаются друг другу.
Коммуникативные:
Регулятивные:
Актуализация знаний и мотивация.
5 мин.
Выявляет уровень знаний. Направляет в определение цели урока. Постановка проблемы.
1.Из стихотворения догадайтесь, о чем пойдет речь на уроке? (слайд 3)
2.А как появилось слово «семья»? (слайд 4)
3.Значение семьи
Надо ли говорить для чего человеку семья? Думаю, каждый ответит по-своему, но наверняка прозвучит одна простая и верная мысль – для счастья.
Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья.
Где, как не в семье, получает человек то, к чему стремится в любом возрасте: ощущение своей нужности близким, осознание, что любим или любишь сам, веру, что есть на земле место, где тебя ждут и любят.
Где, как не в семье, человек получает заряд любви и бодрости, сил творческих и духовных, без которых он не может нормально жить и работать.
1ученик читает стихотворение
Ответы детей.
Предположения детей.
2ученик читает стихотворение
Ответы детей.
(слайд 5)
3 ученик читает стихотворение
(слайд 6)
Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
Слушать и понимать других;
Личностные:
Постановки учебной
задачи.
3 мин.
1.Предлагает вниманию детей видеоряд
Назовите одним словом, что объединяет все эти фотографии? (слайд 7)
2. Предлагает составить из воздушных шаров слово
«ПРАЗДНИК».
3.Озвучьте тему нашего урока. (слайд 8)
Дети смотрят и отвечают: праздник
Шары вывешиваются на доску, составляется слово праздник.
Формулируют тему урока.
Регулятивные : целеполагание; Коммуникативные:
постановка вопросов; Познавательные: общеучебные -
самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы
Построение проекта выхода из затруднения. Открытие детьми нового знания.
8 мин.
1. Создает условия для изучения нового материала Праздник – это событие! Какое? Подберите прилагательные к каждой букве этого слова.
2.Попробуйте сами объяснить понятие «праздник»?
3.Давайте посмотрим на определение слова «праздник» в учебнике на странице 58 и сравним с вашими ответами Зачитайте.
4. А вот такое определение дано в толковом словаре Ожегова С.И. (слайд 10)
5.Организует работу в парах. Праздников множество и они различны. Работа в парах: запишите, какие праздники вы знаете. (слайд 11)
6. Организует работу в группах. Обсудите в группе и представьте по какому принципу можно разделить большинство праздников на группы. Какие? (слайд 12)
Подбирают прилагательные к каждой букве слова
(слайд 9)
Дети дают свое объяснение слова «праздник».
Дети работают с учебником и зачитывают объяснение слова.
Дети читают определение.
Дети дают свои ответы.
Дети работают в группах и представляют свои ответы (народные государственные, семейные).
Познавательные:
Извлекать информацию из текста;
Строить речевое высказывание в устной форме;
Коммуникативные:
Слушать и понимать других;
Первичное
закрепление.
10 мин.
1.Об общественных и государственных праздниках будем говорить позднее, а сегодня мы поговорим о тех праздниках, которые особенно близки и знакомы каждому из нас - о семейных праздниках
Однажды, очень давно, я услышала интересное выражение: если у вас нет семейных традиций - у вас нет семьи. И это не елка на Новый Год, не кулич на Пасху – а свои собственные, неповторимые традиции.
Каждый праздник должен иметь свое лицо, в семье должны быть праздники, и к ним нужно обязательно готовиться. Создавайте свои семейные традиции и бережно храните их! А будут ли это сложные для исполнения домашние спектакли, особое новогоднее блюдо, или "ваша" семейная песня, исполняемая за праздничным столом или под елкой, не столь важно. Главное, чтобы через много-много лет ваш уже повзрослевший ребенок с радостью и затаенной грустью вспоминал семейный Новый год и хотел в собственной семье возродить традиции родительского дома
2.Обсудите в парах и скажите: Какие есть семейные праздники? Традиции семейных праздников? (слайд 13)
3.Давайте подумаем в группах: (слайд 14)
1 группа: что может испортить праздник;
2 группа: составьте правила поведения на празднике.
4. Кто из вас любит получать подарки? Какие подарки вам дарили, и по какому поводу?
Древнейшая традиция приношения божествам даров сохранилась в подарках. Обратите внимание на иллюстрацию учебника на страницы 58. Каким должен быть подарок? (слайд 15)
Работают в парах и представляют результаты работы.
Отвечают и аргументируют свой ответ.
Работа с иллюстрацией учебника и ответы детей
Познавательные:
Извлекать информацию из текста;
Делать выводы на основе анализа объектов;
Регулятивные:
Коммуникативные:
Слушать и понимать других;
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
Договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе;
Личностные:
Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.
2 мин.
Самое дорогое, что есть в жизни человека – это семья. Во время семейных праздников родные люди ощущают заботу и любовь друг друга. К сожалению, в повседневной жизни мы редко говорим слова любви близким людям, а семейные праздники дают нам лишнюю возможность напомнить родным как они дороги нам. Будьте внимательны друг к другу и цените каждый день, проведенный в кругу семьи(слайд
Что вам показалось важным?
Ответы детей.
Познавательные:
Строить речевое высказывание в устной форме;
Коммуникативные:
Слушать и понимать других;
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
1 мин.
Внимание! (слайд 16)
Открывается фестиваль поздравлений!
*стихи собственного сочинения
*открытки
*подарки своими руками
Запись домашнего задания. Прослушивание рекомендаций учителя по правильному и успешному выполнению домашнего задания.
Обсуждение заданий по выбору.
Личностные:
Познавательные:
моделирование.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Стихотворение о семье
1.Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу,
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты,
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
2. Как появилось слово “семья”?
Когда-то о нем не слыхала Земля…
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
Сейчас я тебе семь вопросов задам;
“Кто деток родит мне, богиня моя”?
И Ева тихонько ответила “я”,
“Кто их воспитает, царица моя”?
И Ева коротко ответила “я”
“Кто пищу сготовит, о, радость моя”?
И Ева все так же ответила “я”
“Кто платье сошьет?
Постирает белье?
Меня приласкает?
Украсит жилье?
Ответь на вопросы, подруга моя!”
“я”, “я” …тихо молвила Ева – “я”, “я”…
Сказала она знаменитых семь “я”
Вот так на земле появилась семья.
3. В семейном кругу мы с вами растем.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты приходишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ - родительский дом.
Самоанализ.
Самоопределение к деятельности.Организационный
Момент.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока: эмоциональный настрой на учебную деятельность;
Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: обеспечить мотивационную готовность и положительный эмоциональный настрой учащихся на предстоящую совместную деятельность, личностную значимость учебного материала в жизни учащихся,
Коммуникативные:
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
Регулятивные:
Понимать цель выполняемых действий;
Актуализация знаний и фиксации затруднений в деятельности.
Актуализация знаний началась с создания проблемной ситуации, которая подвела детей к цели и задачам урока. В ходе вопросно – ответной беседы дети включились в коллективную деятельность.
Используя наглядно – демонстративный метод обучения, дети имели возможность высказывать свои мнения, выслушать своих товарищей, проявлять познавательную активность, делать выводы. Наводящие вопросы позволяют ученикам двигаться в правильном направлении и подойти к открытию новых знаний.
Регулятивные:
Определять цель деятельности на уроке;
Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
Познавательные:
Извлекать информацию из текста;
Строить речевое высказывание в устной форме;
Делать выводы на основе анализа объектов;
Коммуникативные:
Слушать и понимать других;
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
Личностные:
Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы
Постановки учебной
задачи.
Цель: обобщить и расширить знания обучающихся по теме « праздники», выявить отличительные признаки семейных праздников.
Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные:
постановка вопросов; Познавательные: общеучебные-
самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы
Построение проекта выхода из затруднения.
В открытии новых знаний от создания проблемной ситуации началась основная работа для достижения задач урока.
На этапе «открытия новых знаний» использовался частично – поисковый, практические методы обучения. В ходе коллективной деятельности дети учились анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Цели и задачи: ознакомить учеников с государственными, народными, религиозными и календарно-обрядовыми праздниками; создать условия для осознания значимости семейных праздников в жизни человека, воспитывать интерес к народным традициям.
Основные понятия урока: праздник, государственные, общественные, семейные праздники, ритуал, подарок.
Познавательные:
Извлекать информацию из текста;
Строить речевое высказывание в устной форме;
Делать выводы на основе анализа объектов;
Осуществлять синтез, составлять целое из частей;
Коммуникативные:
Слушать и понимать других;
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
Договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе;
Первичное
закрепление.
На этапе «Первичное закрепление» дети работали по образцу, имея возможность самостоятельно контролировать выполнения задания.
Цель: выяснить, насколько ученики усвоили изученные понятия, как применять правила поведения в гостях, как выбрать подарок.
Цели и задачи учителя: развивать умения анализировать и оценивать результаты работы.
Познавательные:
Извлекать информацию из текста;
Строить речевое высказывание в устной форме;
Делать выводы на основе анализа объектов;
Осуществлять синтез, составлять целое из частей;
Использовать основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
Устанавливать причинно-следственные связи;
Регулятивные:
Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
Коммуникативные:
Слушать и понимать других;
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
Договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе;
Личностные:
Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы;
Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм;
Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей
Рефлексия деятельности (итог урока).
На этапе рефлексия, дети применяли полученные знания на уроке.
Познавательные:
Строить речевое высказывание в устной форме;
Коммуникативные:
Слушать и понимать других;
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
Домашнее задание (вариативность)
Цель самостоятельной работы учащихся: в ходе выполнения домашнего задания ученики должны составить и изготовить подарки собственными руками
Цель учителя: раскрыть творческие способности учащихся
Критерии успешного выполнения домашнего задания: правильность выполнения домашнего задания, аккуратность, соответствие содержанию урока
Личностные:
Этическая ориентация, обеспечивающая личностный выбор.
Познавательные:
моделирование.
Аннотация.
Данный урок занимает особое место в курсе «ОРКСЭ» и позволяет расширить представление о понятиях «Семейные праздники»
Способствует формированию самооценки детей, совершенствованию умений практической деятельности, развитию самостоятельного мышления и познавательного интереса.
Коллективная работа позволяет обучающимся получить эмоциональную и содержательную поддержку, создаёт включенность каждого ребёнка в общую работу,
Урок с мультимедийной поддержкой помогает сделать урок эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным, усиливает положительную мотивацию обучения и активизирует познавательную деятельность обучающихся, позволяет не только расширить и закрепить полученные знания, умения и навыки, но и в значительной степени повышает творческий и интеллектуальный потенциал учеников.
1 слайд
Проект урока курса «Основы религиозных культур и светской этики» по модулю «Основы православной культуры» Проект урока курса «Основы религиозных культур и светской этики» по модулю «Основы светской этики»
2 слайд
Цель урока: способствовать пониманию важности семейных праздников Задачи: Уточнить понятия «праздник», «ритуал», «подарок» Закреплять умения работать в группах Формировать навыки самостоятельной работы с источниками информации (умение добывать и систематизировать информацию)
3 слайд
Есть много праздников на свете. Их любят взрослые и дети. Рисуют открытки, готовят подарки. Праздники делают жизнь семьи яркой!
4 слайд
5 слайд
Вы узнаете: Когда и как появились праздники Какое значение имеют праздники Что такое подарок и как его выбирать И ответите на вопрос: В чем особенность семейного праздника?
6 слайд
Древним людям приходилось очень много трудиться. Чтобы облегчить себе труд, они просили себе поддержки, помощи и защиты у разных сил природы. Так возникли праздники, которыми отмечали различные события. Каждый праздник имел свой ритуал.
7 слайд
К каким силам природы обращались древние люди? Как они это делали? Что отмечали праздниками? В каком современном ритуале сохранилась древнейшая традиция приношения даров божествам? Каким требованиям должен отвечать праздничный подарок? Что такое праздник? Какое значение для людей имеют праздники? Что такое ритуал?
8 слайд
Вывод 1 Чтобы облегчить себе труд, люди обращались за помощью к небесным светилам (солнцу, звездам), стихиям (ветру, рекам, океанам), к духам, а позже к богам. Они приносили им дары, пели, танцевали и произносили хвалебные слова. Так возникли праздники. Праздниками отмечали всё новое: наступление весны, нового года, рождение новой жизни, свадьбы
9 слайд
Вывод 2 Сейчас праздник – это веселье, торжество, которое устраивается по какому-либо поводу Праздники напоминают людям обо всём хорошем, что происходило с ними раньше. В праздниках отражается история жизни каждого человека, народа и государства. Праздники – это историческая память человечества. Каждый праздник имеет свой порядок проведения - ритуал
10 слайд
Вывод 3 Древнейшая традиция приношения божествам даров сохранилась в наше время в виде праздничных подарков. Красиво упакованный, подаренный от души подарок говорит о внимании, дружбе и любви Выбирая подарок, надо учитывать характер, увлечения и вкусы человека, которому он предназначается
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИКОННИКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАЙОНА КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ В 4 КЛАССЕ
ПО КУРСУ
Основы религиозных культур и светской этики.
Модуль: Основы светской этики
Учитель: Ермолина Ирина Валерьевна
Тема урока: СЕМЕЙНЫЕ ПРАЗДНИКИ (Урок № 28)
В семейном кругу мы с вами растем
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.
Аннотация
Тема рассматривается в течение 1 урока и помогает ребятам приобщиться к ценностям и традициям их семей, осознать важность и неповторимость их семейного уклада. Желательно присутствие на уроке родителей ребят, их близких родственников.
Занятие направлено на сплочение детского и родительского коллективов под руководством педагога и на пропаганду здоровых семейных традиций.
- Обобщить традиции организации и проведения праздников в семьях учащихся с точки зрения воспитательной и развивающей функции в отношении детей.
- Рассмотреть роль детей
в организации семейных
праздников
- Актуализировать собственный опыт детей по теме урока;
- Формировать коммуникативные навыки и умение принимать и оценивать опыт собеседника;
- Содействовать сплочению коллективов детей и родителей;
- Развивать творческий потенциал учащихся;
- Вести пропаганду семейного воспитания и здорового образа жизни.
Методическое обеспечение
- Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, обобщение собственного опыта, использование интерактивных форм работы.
- Основные термины и понятия: Праздник. Подарок. Праздничный ритуал.
- Средства наглядности: фотографии с изображением фрагментов семейных праздников, подготовленных учащимися заранее; рисунки детей.
План работы:
- Мотивация
- Актуализация целей работы
- Беседа с учащимися по вопросам.
- Обсуждение результатов выполнения домашнего задания
- Работа с ИКТ (Тренажер, самоконтроль)
- Работа с книгой.
- Задание на дом.
- Рефлексия
Праздник? Праздник…Праздник!
Каждый праздник имеет свое лицо, свои особенности и традиции. В семье должны быть праздники, и к ним нужно обязательно готовиться. Порой, не замечая этого, каждая семья создаёт свои семейные традиции и бережно хранит их! У кого-то - это сложные для исполнения домашние спектакли, особое новогоднее блюдо, или "ваша" семейная песня, исполняемая за праздничным столом или под елкой, не столь важно. Главное, чтобы через много-много лет вы с радостью и затаенной грустью вспоминали свои семейные праздничные традиции и в собственной семье возрождали традиции родительского дома.
Вопросы для размышления.
Стихи о главном.
Среди взрослых суета:
Праздник в дом стучится.
Наряжайся, детвора,
Дед Мороз к нам мчится.
Мама торт печёт
Нам на угощенье.
Папа ёлку нарядил
Всем на восхищенье.
В нашем доме так
Радость на всех лицах.
Где любовь и мир
Горе не случится.
Задание на дом.
Спроси членов семьи и друзей о семейных праздниках жителей других стран. Если они затрудняются ответить, помоги им (самостоятельно или прочитай текст из пособия).
Рефлексия.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что бы вы хотели рассказать дома о сегодняшнем уроке?
- Какие традиции семейных праздников вам понравились и запомнились больше всего?
- Нужны ли праздники в семье? Для чего?
Мы накроем стол с душой!
Испечем пирог большой,
В двух тазах лежат салаты
Жаль, тарелки маловаты,
В кухне страшная жара,
Мама там сидит с утра,
Что-то варит, что-то парит,
Что-то вкусненькое жарит!
Папа тоже молодец,
Он готовил холодец!
А у бабушки – талант,
Это главный
консультант!
По-простому, без затей,
Позовем за стол друзей!
Вот, пожалуйста, смотрите
И хвалите нас, хвалите!
Не нужен и клад, коли в семье мир да лад.
Спасибо за ваше участие, интересные рассказы. Желаю вам творческих праздников, любви и согласия в семье, доброго отношения к своим родным и близким!
Выполнила
: Кривенцова Ольга, ученица 4В класса, 10 лет
Учитель
: Иконникова Ольга Александровна
Цель проекта : определить, как влияют семейные традиции на взаимоотношения в семье.
Традиция в переводе с латинского означает «передача». Традиция - это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (взгляды, вкусы, идеи, обычаи).
О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях и, следовательно, ее воспитательных возможностях можно судить по установившимся в ней традициям.
В этом проекте я хочу рассказать о своей семье, о наших семейных традициях и их значении для нас.
В нашей семье много разных традиций, которые передались как из маминой семьи, так и из папиной.
Одна из таких традиций - поздравление с днем рождения. Именинника в нашей семье принято поздравлять очень ранним утром. Заранее подготавливаются подарки и поздравления, воздушные шары и цветы. Все кроме виновника торжества встают пораньше, подготавливаются и будят своими поздравлениями именинника. И затем идем пить чай с тортом.
А бабушек и дедушек, тетушек и дядюшек, сестер и братьев, которые живут отдельно от нас, поздравляем ранним утром по телефону.
Моя мама каждое утро будит нас с сестренкой поцелуем и каждый раз на ночь укрывает одеялом, целует и желает нам спокойной ночи - это тоже традиция нашей семьи.
Так же одной из традиций является то, что ужинаем мы всегда вместе. Ждем всех с работы, с тренировок и садимся кушать.
Мы любим всей семьей активный отдых.
Зимой это - лыжи, коньки, катание с горки, бассейн. Почти каждое воскресенье мы днем всей семьей идем в «Сосновый бор» на лыжах, а вечером катаемся на коньках.
Когда у мамы с папой есть свободное время, едем в село Памятное в открытый уличный бассейн. Зимой это незабываемое ощущение, когда идет снег, а ты купаешься.
Летом - походы на природу с палаткой, костром и купанием. Так например всей семьей и еще с друзьями родителей и их детьми мы побывали в Казахстане (озеро Зеренды), где прожили в палатках целую неделю и покорили Медвежью гору (пусть не самую высокую в мире).
Еще так же неделю с палатками жили на озере Тургояк в Челябинской области. Там мы плавали на лодках на каменный островок, который находится на середине озера. Посещали город Златоуст. В Ялте побывали на горе Айпетри.
Ежегодно в новогодние каникулы, а именно 6 января в канун рождества мы ездим в кино. Это тоже стало традицией.
Семья дает главное - то, что не может дать ничто другое, связь и единство с родными. Функция семьи - это психологический тыл, защита, убежище.
Наверно в нашей семье еще много традиций, о которых я не рассказала в этом проекте, но все они сплачивают нашу семью, делают нас роднее и ближе друг другу.