Презентация 5 кл изо праздничный костюм. Конспект урока по изо (фгос) - «русский народный женский костюм» (5 класс)


Цели: Познакомить учащихся с русским народным костюмом, понятием «ансамбль», значением колорита в одежде. Формировать умения и навыки учащихся при использовании различных видов техники в работе. Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления учащихся. Прививать интерес к русскому народному творчеству.


ПЛАН УРОКОВ Беседа о народном костюме. Связь композиции костюма с народной архитектурой и орнаментом в народном искусстве. Прослушивание музыкальных отрывков, фольклорных произведений. Постановка художественной задачи: выбор композиции и техники. Исполнение небольшого эскиза, в котором ученик определя­ет колорит и основной характер костюма. Начало работы над окончательным вариантом. Завершение работы над эскизом. Выставка и обсуждение работ.








Русский женский костюм Привычное представление о русском женском костюме обычно связано с рубахой, сарафаном, поясом, иногда передником. На севере часто сарафаны дополняли нагрудной распашной одеждой - епанечкой, а в холодную погоду на сарафан надевали душегрею с длинными рукавами.




Русская рубаха И на севере, и на юге рубаху шили из домотканого холста, щедро украшая её вышивкой, узорным ткачеством, композициями из тесьмы, галуна, блёсток. Сочетание белого и красного цвета – отличительная черта как вышивки, так и русской народной одежды в целом.


В южных районах России был распространён другой вид одежды, состоящий из рубахи, поневы (юбки), передника, головного убора – шапочки (сороки). Эта одежда была в отличие от сарафана только крестьянской. Понева шилась из шерстяного клетчатого домотканого материала. Её украшали вышивкой, полосками кружева, лентами, вышивкой бисером. На мужских рубахах с левой стороны, на месте сердца вышивался ромб. Понева состоит из трёх полотнищ, по швам – орнамент. По цвету поневы были чёрные, коричневые, синие в клетку. Основной цвет посевного ансамбля – красный.



















МОУ Хайтинская ООШ

Открытый урок

изобразительного искусства

Тема: Народный праздничный костюм.

Учитель ИЗО:

Тема: «Народный праздничный костюм».

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цель: Образовательная :

Раскрыть:

Народный праздничный костюм как целостный художественный образ;

Северорусский и южнорусский комплекс одежды;

Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России;

Цель которой, создание русского праздничного костюма.

Вы сейчас попробуете изобразить русский праздничный костюм, выполнить работу в цвете, не забывая об основных цветах и мотивах вышивки.

Этапы работы:

Выбрать вариант костюма;

Построить общую форму костюма;

Наметить места украшений и орнамента;

Определить колорит (цвет) костюма;

Выполнить в цвете работу.

И так ребята, приступаем к работе.

Во время работы, вы услышите записи фольклорного коллектива

«Ладушка», которые как и вы создавали праздничные костюмы и напевали эти душевные песни.

(Звучит мелодия народного фольклора).

IV . Итог урока.

Ребята, сегодня мы рассматривали северный и южный праздничный костюм русского народа.

Какие элементы костюма отнесём к северному рус. нар. костюму?

(Рубаха, сарафан, епанечка, душегрея)

Перечислите элементы южного костюма? (Рубаха, понёва, передник)

Таким образом, сегодня мы прикоснулись к нашей культуре, традициям русского народа, ведь в праздничном костюме отражалась широта души, сила воли, красота, целостность мира, нерасторжимость земного и небесного в образе строе народной праздничной одежды.

V . Рефлексия

1.Что было самым интересном на уроке?

2.Продолжите фразу: «Самым трудным на уроке было тогда когда…».

Спасибо за работу. Оценки за урок.

VI . Домашнее здание: Закончить работы в цвете.

ГБОУ НАО «Средняя школа п.Харута»

Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе

«Народный праздничный костюм»

учителя изобразительного искусства и черчения

Талеевой Марины Валентиновны

п.Харута, 2015г.

Тип урока: комбинированный

Вид деятельности: индивидуальная

Предполагаемый результат:

Художественно-творческий:

    создание коллективной творческой композиции «Русский хоровод»;

Метапредметный: (УУД)

    познавательные действия – умение строить художественный образ;

    регулятивные действия -умение учащихся определять цель своей работы, выявлять этапы работы, находить соответствующие средства и инструментарий, осуществлять поэтапный контроль и оценивание своих действий;

    коммуникативные действия – способность ученика к сотрудничеству, умение понимать намерения и интересы взаимодействующих с ним людей.

Личностный:

    чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

    понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

    умение формировать эстетические чувства, художественно – творческое мышление и фантазию;

    умение сотрудничать товарищами в процессе совместной деятельности под руководством учителя;

    умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы.

Цели и задачи:

    Ознакомить учащихся с образным строем русского народного костюма, понятием «ансамбль», значением колорита в одежде, символикой орнамента и цвета.

    Воспитывать национальное самосознание к русскому народному творчеству.

    Формировать умения и навыки учащихся при использовании различных видов техники в работе.

    Развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление учащихся, активизировать самостоятельный творческий поиск в решении художественных задач.

Музыкальный ряд: русские народные песни

Материалы для учащихся: Клей, ножницы, ткани, тесьма, бисер, нитки, иголка.

Материалы и оборудование для учителя:

    ПК, мультимедиа, экран

    Презентация «Сокровища из старого сундука»

    Раздаточный материал - шаблон фигуры человека.

    Репродукции картин русских художников – И.П.Аргунов «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме», К.Е.Маковский «Девушка в кокошнике», А.П.Рябушкин «Свадебный поезд в Москве», «Русские женщины 17 столетия в церкви», «Воскресный день», В.Васнецов «Снегурочка»

Ход урока :

художественной задачи.

Конспект урока:

Этап урока

№ слайда

1.Организационный этап. Подведение к цели урока.

Задача: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Рапорт дежурного по классу, проверка готовности учащихся к уроку, приветствие.

2. Этап “Постановка цели и задач урока». Мотивация к изучению темы. Выбор учащимися задачи, которую они хотели бы достигнуть к концу урока. Освоение нового материала.

Задача: познакомиться с традиционным русским костюмом, его значением, украшением.

«Красна девица идёт,

Словно павушка плывёт,

На ней платье голубое,

Лента алая в косе,

На головушке перо»

О каком образе говорится в этой песне?

(В этой песне говорится о русской девушке.)

Можем ли мы так же сказать о современной женщине? Почему?

(Он сравнивает её с “павушкой”, которая одета в красивый русский костюм, на голове венец или кокошник, украшенный жемчугом и подвесками. Она выступала хозяйкой, держа высоко голову, спину прямо, “словно пава”, “плыла лебёдушкой”, молодая девушка выставляла всегда косу на показ: “коса - девичья краса” говорили в старину )

Образ женщины издавна был почитаем в русском народном изобразительном искусстве, фольклоре, и часто он не отделим от образа птицы – древнейшего символа добра и благополучия. “Лебёдушка”, “пава”, “утюшка”, “голубка” - эпитеты, которыми издавна величали в народной поэзии, подчёркивая пластическую сторону образа русской красавицы.

Оказывается, внешний облик человека, его костюм играет немаловажную роль в жизни каждого. Не случайно издавна говорили: "По одёжке встречают, по уму провожают".

О чем мы сегодня будем говорить? Что делать на уроке?

Сегодня мы на уроке совершим путешествие в прошлое, познакомимся с традиционным русским костюмом, научимся создавать эскиз-образ русской женской одежды. Что для этого нужно?

Составим схему нашего урока.

Познакомиться с историей костюма

Изучить правила украшения

Выполнить творческую работу

Оценить свою работу

Итак, мы отправимся в далекие прошлые времена - на просторы нашей необъятной Родины, в деревню с запахом только что вынутого из печи душистого хлеба, с благоуханьем скошенной сочной травы. Окунуться в жизнь самых простых русских людей.

Что вы можете сказать о жизни русской семьи? Какая это была жизнь? Ответы детей.

Правильно, действительно, тяжелая жизнь была у русской семьи в прошлые века. Весной и летом – тяжелая работа в поле. Осенью собирали урожай и делали заготовки на зиму. Работу начинали с первыми лучами солнца, а заканчивали, когда уже было совсем темно. А когда крестьяне отдыхали?

(Когда приходил праздник, он был для крестьян радостным и желанным )

Праздника ждали и готовились к нему.

Как готовились к праздникам? (Все надевали лучшую, праздничную одежду. Ее шили сами, и всем хотелось показать свои наряды, свое мастерство )

Любую одежду очень берегли, потому что доставалась она с большим трудом, и каждая вещь должна была служить долгие годы, часто передавалась из поколения в поколение по наследству. Хранили такие наряды в специальном ящике с крышкой – сундуке.

Привычное представление о русском женском костюме обычно связано с рубахой, сарафаном, поясом, иногда передником.

На севере часто сарафаны дополняли нагрудной распашной одеждой – епанечкой, а в холодную погоду на сарафан надевали душегрею с длинными рукавами.

И на севере, и на юге рубаху шили из домотканого холста, щедро украшая ее вышивкой, узорным ткачеством, композициями из тесьмы, галуна, блесток.

В южных районах России был распространен другой вид одежды, состоящий из рубахи, поневы (юбки), передника, головного убора – шапочки (сороки).

Эта одежда была в отличие от сарафана только крестьянской. Понева шилась из шерстяного клетчатого домотканого материала. Ее украшали вышивкой, полосками кружева, лентами, вышивкой бисером.

И завершал костюм русской женщины головной убор. Ему уделялось особое внимание.

По головному убору можно было узнать, из какой местности его владелица, к какой возрастной группе она принадлежит.

Девушки повсеместно могли оставлять волосы неприкрытыми, достаточно было ленты на голове. Носили они также "перевязку", кокошники. Замужняя женщина должна была скрывать свои волосы, поэтому головные уборы были закрытыми, например "повойник".

Посмотрите, какие они были красивые, разных форм в работах русского художника Константина Маковского!

Рассмотрим на слайдах одежду разных губерний, а также картины русских художников, где изображаются женщины в народных костюмах.

3.Этап «Актуализация знаний». Ответы на вопросы.

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной практической деятельности каждого учащегося.

Что такое орнамент?

Для чего вышивали орнамент?

Какие символы применяли в орнаментах?

Орнамент мог быть растительным, геометрическим, зооморфным или смешанным. Считалось, что орнамент наряду с красным цветом обладает охранительным воздействием, поэтому и размещался он в тех местах, где заканчивалась одежда. В тоже время, окружая руку символами, человек хотел увеличить её силу и ловкость.

Одетая в свой традиционный костюм крестьянка представляла собой как бы модель Вселенной: нижний земной ярус одежды покрыт символами земли, семян, растительности, у верхнего края одежды мы видим птиц и олицетворение дождя, а на самом верху всё это увенчано ясными и бесспорными символами неба: солнце, звёзды, птицы.

Под пение песен девушки пряли, ткали, готовили себе приданое, с пением ходили они по деревне в теплые летние вечера, для хороводов и гуляния предназначали они свои лучшие наряды - так возникла неразрывная связь костюма с песней и роднила их своеобразием ритмов и гармонических сочетаний.

И конечно тема костюма нашла своё отражение в народных промыслах: глиняная игрушка, матрешка. И в народной музыке.

4.Этап «Профилактический». Физминутка.

Задача: проведение разминочной гимнастики для профилактики гиподинамии.

Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
А потом прыг-скок
И ещё разок.
А потом вприсядку,
А потом вприсядку,
А потом вприсядку,
И снова - по порядку.
Побежим мы по дорожке
Раз, два, три!
И похлопаем в ладошки
Раз, два, три!
И покрутим головами
Раз, два, три!
Все танцуйте вместе с нами
Раз, два, три!

5. Этап «Первичная проверка понимания и закрепление умений». Постановка

художественной задачи.

Задача: выбор орнамента и цветовые решения для создания народного костюма в материале.

На основе увиденного материала о костюме будем выполнять аппликацию костюма. Можно пользоваться рисунком фигуры человека. Постройте общую форму костюма, а затем намечайте места украшения и орнамента. Определите колорит и характер, вид головного убора. Вам в помощь на доске представлена последовательность выполнения аппликации. Прочитайте.

Техника безопасности при работе с ножницами и иголкой.

6. Этап «Применение освоенного в практической деятельности»

Задача: практическое выполнение задания, самостоятельная творческая работа учащихся.

Приступаем к работе (тихо звучит музыка )

Учитель делает целевые обходы:

    контроль организации рабочего места

    контроль правильности выполнения приёмов работы

    оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения

    контроль объёма и качества выполненной работы.

7. Этап «Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении»

Задача: поисковая работа в визуальном сравнении различных народных костюмов.

Учебник, страница 50-59, задание 3

8. Этап «Рефлексия (подведение итогов занятия). Оценка результатов.

Задача: включение учащихся в деятельность на аналитическом уровне.

Рефлексия:

мне было интересно…

меня удивило…

мне было трудно…

мне захотелось…

Ученики выходят к доске со своими работами.

Глядя на замечательные костюмы, мы действительно можем сказать: "ЧУДО ЧУДНОЕ, ДИВО ДИВНОЕ".

Литература:

1.Андреева А.Ю. Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг. – СПб.: «Паритет», 2005

2.Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека, учебник по ИЗО 5 класс./ – М.: Просвещение 2012.

http://www.google.ru

МБОУ «Селиховская средняя общеобразовательная школа»

Открытый урок Изобразительного искусства Тема: Народный праздничный костюм 5класс

Учитель ИЗО:Ильющенко О.Д

2014г

Тема: «Народный праздничный костюм».

Цель: Образовательная : Раскрыть: - народный праздничный костюм как целостный художественный образ; - северорусский и южнорусский комплекс одежды; - разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России; - форму и декор женских головных уборов; выражение идеи целостности мира, нерасторжимости земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды. Развивающая: продолжить формирование умений и навыков выполнения эскизов праздничного костюма разных регионов и народов России с использованием различных техник и материалов Воспитательная: формировать у учащихся эстетический и художественный вкус, воспитывать уважение и любовь к народным традициям.

Оборудование (материалы: бумага, краски, карандаши, ластик); обучающая презентация, видеофильм «Женщина в народном костюме».

Ход урока.

    1. Организационный момент.

Приветствие.

Настал новый урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. И подумаете: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы скромны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. - Я желаю всем нам хорошего урока!
    2. Сообщение темы и цели урока
На этой ноте мы начинаем наш урок. Сегодня мы продолжаем работать по разделу «Древние корни народного искусства», наш урок изучения нового материала посвящен теме: «Народный праздничный костюм». Цель нашего урока - Раскрыть составные элементы праздничного костюма; увидеть разнообразные формы украшений, декора головных уборов, прикоснуться к истории нашей Родины, родного села, почувствовать красоту и широту родного края, нашей России.
    3. Изложение нового материала.
I. Актуализация знаний.

Учитель: - Дети! Вы любите надевать красивую одежду?

В класс входит ученица, одетая в русский народный костюм.

Учитель: - Костюм, какого народа представлен на нашей помощнице?

Учитель: Ваши прабабушки и прадедушки тоже щеголяли в народном одеянии. Жизнь крестьян была неразрывно связана с природой, возделыванием земли и соответствующими трудовыми циклами. Праздник либо завершал какой-то этап нелегкой крестьянской жизни, либо предшествовал следующему важному этапу. Праздники ждали, к ним готовились.

Праздничная одежда была очень красочной, обязательно украшалась элементами вышивки, полосами позумента, бисером, шнуром, блестками и прочими деталями, которых, как правило, не было в повседневной одежде. Увидеть все красоту праздничного русского костюма нам поможет сегодня компьютерная презентация. У многих народов старинные праздничные одежды имели трехъярусный строй украшений. Головные уборы и верхняя часть костюма связаны с образом неба, поэтому композиции узоров основаны на обращении к солнцу, звездам, птицам, которые связывают небо и землю. Ленты, спускающиеся с головных уборов, символизируют дождь. В узорах и вышивках господствует образ плодородной земли.

Мы носим на голове кепки, береты, шляпы. А в стародавние времена женщины носили кокошники, сороки, накрывая их сверху платками. Состояли эти головные уборы из 2-5 элементов и весили порой несколько десятков килограммов.
Особое внимание женщины всегда уделяли головным уборам самой заметной части любого костюма. Головные уборы были чрезвычайно разнообразны, но всегда четко делились на девичьи уборы и уборы замужних женщин.

Замужняя женщина по древнему обычаю должна была тщательно закрывать свои волосы от постороннего глаза. Нельзя было с непокрытой головой выходить из дома, заниматься домашними делами.

А вот молодым девушкам не возбранялось демонстрировать свои волосы: “Девичья коса – всему миру краса”. Отсюда и различия: у девушек легкие воздушные накосники, коруны, венцы, кокошники, ленты, обручи, а у женщин – глухие сороки, кики, повойники, платки.

Одежда девушки средней полосы и севера России состояла из рубахи, сарафана, епанечки, а в холодную погоду и душегреи.

Народная праздничная одежда могла много рассказать интересного о своем владельце: откуда он родом, какого возраста, по какому случаю так одет. Одежда каждой области (губернии) России имела свои орнаменты, излюбленные цвета, отделку, формы и фасоны. В Архангельской, Вологодской, Новгородской, Костромской, Ярославской областях были распространены сочетания белой основы с красным узором.

В течении нескольких столетий складывалась традиция создания и ношения тех форм одежды, которые были наиболее функциональны и приспособлены как к климатическим условиям, так и для передачи определенной информации об их обладателях. Для России в целом характерны 2 типа женского костюмного комплекта: северорусский, в основе которого лежат рубаха и длинный сарафан, и южнорусский, вторым компонентом которого является короткая и объемная понева.

Праздничная рубаха украшалась вышивкой, которая оберегала женщину от дурного глаза. Особенно украшались ворот, оплечья, грудь, подол.

Считалось, что чем богаче украшена рубаха. Тем счастливее ее владелица. Касаясь земли подолом рубахи, женщина получала жизненные силы, а вышивки с символикой плодородия давали земле плодородные силы.

Подол рубахи или юбки украшался орнаментами, символизирующими засеянную пашню. Это треугольники, ромбы, прямоугольники с точками. Концы плетеных поясов украшались головками ящеров, которые символизировали подземно-подводный мир.

Учитель: Какие формы орнамента вам известны? Где они применяются?

Ответы учеников:

Орнаменты классифицируются по трем формам: центрический, ленточный и сетчатый .


Центрическим орнаментом называют узор, декоративные элементы которого сгруппированы так, что создают замкнутое движение. Такой орнамент применяют для украшений скатертей, салфеток, тарелок, окон и других рамок.

Ленточный орнамент – это узор, декоративные элементы которого создают ритмический ряд с открытым двусторонним движением, вписывающимся в ленту. Широко применяется ленточный орнамент в украшении одежды в виде вышитого воротника, края рукава, пояса, головной повязки.

Сетчатый орнамент – это узор в виде ячеек, которые заполнены декоративными элементами. Таким орнаментом оформляли тканые вещи.

Учитель: Какие цвета преобладали в народном орнаменте и каково их значение?

Ответы учеников: В вышивке преобладал белый, красный, черный, желтый, коричневый цвета. Иногда нежный синий и натуральный зеленый.

Белый цвет в народных представлениях связывался со светом, чистотой и олицетворял женское начало.

Красный был цветом солнца, огня, жизни, красоты и олицетворял мужское начало. _ А сейчас мы посмотрим интересный видеофильм. В нём вы увидите картины великих художников, которые изображали красоту народного костюма. Видеофильм «Женщина в народном костюме».

    4. Практическая работа.
А теперь, перейдем к практической работе. Цель которой, создание русского праздничного костюма. Вы сейчас попробуете изобразить русский праздничный костюм, выполнить работу в цвете, не забывая об основных цветах и мотивах вышивки. Этапы работы: - выбрать вариант костюма; - построить общую форму костюма; - наметить места украшений и орнамента; - определить колорит (цвет) костюма; - выполнить в цвете работу. И так ребята, приступаем к работе.
    5. Закрепление знаний.

Игра “Ромашка” на узнавание понравившегося элемента костюма. Помощница держит цветок в форме ромашки с отрывными лепестками, на которых написано название элементов русского народного костюма. Желающие учащиеся по очереди отрывают лепестки и отвечают на вопрос.

    6. Рефлексия

1.Что было самым интересном на уроке?

2.Продолжите фразу: «Самым трудным на уроке было тогда когда…».

Спасибо за работу. Оценки за урок.

    7. Домашнее здание: Закончить работу в цвете.
Поделиться: