«Познавательное развитие» (фэмп) Старшая группа коррекционной направленности Лексическая тема «Насекомые. Конспект открытого занятия по познавательному развитию (фэмп) в старшей группе тема: «путешествие в страну математики Лексическая тема «Насекомые»
Конспект по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада. Разработан с учетом ФГОС ДО.
Просмотр содержимого документа
«Конспект ООД по познавательному развитию (ФЭМП) в старшей группе»
Календарно-тематический план решения задачи: Формирование элементарных математических представлений дошкольников.
Образовательные задачи.
Познавательное развитие: 1. Повторить числа: образование, написание, состав.
2.Закрепить навыки количественного и порядкового счета.
Речевое развитие : развивать связную пояснительную речь при комментировании своих действий.
Социально-коммуникативное развитие : развивать умение активно взаимодействовать в парах, группах, решая общую задачу, развивать умение оценивать свою работу, справедливо оценивать работу товарища.
Физическое развитие : побуждать детей к самостоятельному проведению знакомых физминуток.
Материалы и оборудование: по 5 кружков 2 цветов, цифры 1-5, «волшебные мешочки» (по 1 на пару детей), рабочие тетради, стенд для размещения демонстрационного материала, цветные карандаши.
Деятельность педагога | Деятельность детей | Предметно-развивающая среда | Ожидаемые результаты |
|
Образование и запись чисел 1-5. Счет до 5. Игра «День-ночь».Выставляется игрушка. Кто у нас в гостях? Сколько гостей? Покажите карточку с цифрой. Давайте играть в игру «День-ночь». По команде ночь закрываем глаза. Ночь!(выставляется еще одна игрушка). Аналогично с игрушками до 5. Игра «Волшебный мешочек». | Дети дают ответы, выполняют задания Дети считают игрушки, показывают соответствующую карточку с цифрой. Дети работают в парах, на ощупь определяют количество предметов, каждый определяет правильность счета у соседа. | Игрушки демонстрационные, карточки с цифрами для детей. Мешочки с однородными мелкими предметами. | Закреплены счет, цифровое обозначение числа. Закреплены навыки счета с опорой на тактильно-двигательные ощущения. |
|
Физкультминутка «1,2,3,4,5!»(см Петерсон стр. 126) | Дети выполняют движения в соответствии с текстом | Обеспечена двигательная активность. |
||
Запись и состав чисел 1-5 . Работа в рабочих тетрадях упр-е1 стр. 1 Воспитатель разбирает несколько заданий. | Дети отвечают на вопросы, дают развернутые обоснования. Самостоятельно выполняют задание до конца, поясняют свое решение, сравнивают с образцом, при правильном решении ставят себе знак «+». Правильность самопроверки проверяют в парах. | Закреплено умение соотносить число с цифрой, умение анализировать, давать самооценку. |
||
Игра «Волшебные домики». На доске моделируется состав числа, используя цветные кружки | Дети работают с раздаточным материалом, составляют различные варианты, поясняют свои действия | Демонстрационные, раздаточные круги разног цвета. | Закреплен состав чисел 1-5. |
|
Физкультминутка с пальчиками (Петерсон стр.127) | Дети выполняют имитацию движений в соответствии со словами. | Обеспечена двигательная активность |
||
Закрепление состава чисел 2-5. Работа в тетрадях. Упр-я 2,3 стр.1 Воспитатель разбирает несколько заданий. | Дети выполняют задания в рабочих тетрадях, взаимопроверка в парах. Задание 3 выполняется в форме соревнования. | Рабочие тетради, цветные карандаши. | Закреплены представления о составе чисел 2-5. |
|
Итоги занятия. Обмен впечатлениями. Пояснение задания на дом. Отмечены активные дети, лучшие ответы. | Дети делятся своими затруднениями, отмечают, что им понравилось. | Вызван положительный эмоциональный отклик на ООД. |
Название:
Занятие по познавательному развитию(ФЭМП) в старшей группе по теме: «Ёжики».
Номинация:
Детский сад, Конспект занятия, математика, старшая группа, дети от 5 до 6 лет
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МБОУ СОШ № 196 Дошкольное отделение «Здоровячок»
Месторасположение: город Новосибирск
Занятие по познавательному развитию (ФЭМП), закрепление счета до 3. Старшая группа по теме: «Ёжики».
Познавательное развитие (формирование элементарных математических представлений) .
Меркулова Елена Александровна воспитатель 1 квалификационной категории МБОУ СОШ № 196 ДО «Здоровячок».
Вид детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, конструктивная, изобразительная.
Цель деятельности воспитателя: закрепление счета до 3, расширение представления детей об окружающем мире; развивать сенсорное восприятие, развивать художественное восприятие, формировать умение работать в коллективе.
Планируемые образовательные результаты освоения содержания программы: проявляет интерес к познавательной деятельности; активен при выполнении целенаправленных движений; принимает активное участие в продуктивной деятельности, выполняя аппликацию.
Материалы и оборудование: 3 ёжика, изображение яблони с яблоками, 2 корзины, шарики и кубики из конструктор «Крепость», 3 гимнастические ребристые дорожки, изображения ёжика, клей карандаш, цветные кружочки по 5цветов на каждого ребенка
- Организационный момент.
Воспитатель:
Становись скорее в круг,
Я твой друг и ты мой друг!
Вы, направо посмотрите,
И друг другу улыбнитесь!
Повернитесь теперь влево,
Улыбайтесь другу смело!
Воспитатель: ребята, теперь я думаю, мы готовы к работе. К нам сегодня пришли гости, а кто это – вы угадаете сами. Вы согласны?
- Основная часть
Воспитатель:
Шубка - иголки.
Свернётся он - колкий.
Рукой не возьмёшь.
Кто это? (Ёж)
Воспитатель: правильно, ребята, а ёжик к нам пришел не один, а с друзьями. Давайте посчитаем, сколько ёжиков пришло к нам в гости. Один, два, три.
Воспитатель: ребята, ёжики приглашают нас в путешествие. А вы согласны отправится в путешествие?
Воспитатель: У нас с вами 3 гостя, 3 ёжика. У каждого ёжика своя дорога. Сколько у нас впереди дорог, как вы думаете?
Воспитатель: первый ёжик зовет нас идти по первой дороге в лес. Пойдем?
Дети идут по гимнастической ребристой дорожке. Дети, подходят к изображению яблони, с яблоками.
Воспитатель: ребята первый ёжик привел нас к яблоне, а как вы думаете почему?
Воспитатель: ребята, посмотрите, а на какую геометрическую фигуру похоже яблоко?
Воспитатель: вы думаете, на круг. А почему вы так решили?
Воспитатель: ребята, действительно яблоко похоже на круг, потому, что оно круглое. Молодцы. Второй ёжик приглашает нас на свою, вторую дорожку. Пойдем?
Дети идут по гимнастической ребристой дорожке. И выходят в центр группы.
Воспитатель: Ребята, ёжик привел нас на полянку и хочет попросить нас поиграть с ним. Вы согласны?
Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды. Для игры нужны 2 корзины, шарики и кубики (из конструктора «Крепость»)
Подвижная игра «Яблочки – листочки»
Шарики – это яблоки, кубики – листочки. По центру группы разбросаны кубики и шарики. По команде одна команда собирает яблоки и складывает в свою корзину. А другая команда собирает листочки и складывает в свою корзину. По окончанию проверяют, правильно ли дети выполнили, инструкцию.
Воспитатель: ребята вы молодцы! Давайте посчитаем.
Воспитатель: правильно, один, два. Ребята, давайте посчитаем вместе. Один, два. А сколько дорог мы прошли?
Воспитатель: правильно, ребята давайте посчитаем вместе.
Воспитатель: ребята, вы хотите узнать, куда нас приглашает третий ёжик?
Воспитатель: ну тогда идем по третьей дороге?
Дети идут по гимнастической ребристой дорожке. И подходят к столу. На столе лежат листы с изображением ёжика(для каждого ребенка), клей карандаш, цветные кружочка (как минимум 5 цветов).
Воспитатель: ребята, у наших ёжиков много друзей. И ёжик хочет, чтобы мы помогли ему сделать подарки для его друзей. Поможем ёжику.
Воспитатель: ребята мы будем делать аппликацию. У нас с вами есть ёжики и яблочки. Но у нашей аппликации есть правило. Я хочу, чтобы вы мне ответили, сколько ёжиков к нам пришло в гости?
Воспитатель: ребята, а сколько дорог мы с вами прошли?
Воспитатель: ребята, мы сегодня будем приклеивать яблочки на ёжиков. А как вы думаете, сколько яблочек нужно приклеить? Сколько гостей к нам пришло, сколько дорог мы сегодня прошли?
Аппликация.
- Рефлексия.
Выставка работ.
Воспитатель: ребята, давайте посмотрим на наши работы. Как вы думаете, кто справился с заданием?
Воспитатель: а кто не справился с заданием?
Воспитатель: а как вы думаете почему, кто-то сделал задание не правильно? Сколько яблочек нужно было приклеить? А почему?
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 90 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей Калининского района Санкт-Петербурга.
Согласовано: УТВЕРЖДАЮ:
Воспитатель группы: Гусарова Надежда Александровна Санкт- Петербург 2015 ГОД
Цель:
- Развивать интерес и любовь к родной природе.
- Закреплять знания детей о диких животных и растениях Родного края.
Задачи:
Обучающие:
- Закрепить навыки порядкового счёта в пределах 10, называть смежные числа заданного числа,
- Формировать навыки прямого и обратного счёта.
- Учить находить определённое количество предметов соответствующей цифре.
- Закреплять умение решать простые арифметические задачи, используя логическое мышление.
- Продолжать учить называть и различать геометрические фигуры.
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес;
- Развивать логическое мышление, восприятие, внимание, умение анализировать и сравнивать предметы по свойствам, обобщать;
- Развивать самостоятельность;
- Формировать навыки самостоятельной работы;
- Делать умозаключения и выводы.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к математическим и познавательным занятиям;
- Воспитывать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации;
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.
Интегрируемые образовательные области:
- «Познавательное развитие (ФЭМП и Ознакомление с окружающим миром) »
- «Социально-коммуникативное развитие»
- «Речевое развитие»
- «Художественно-эстетическое развитие»
- «Физическое развитие»
Используемые технологии:
- Здоровьесберегающая технология
- Педагогическая технология на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии)
- Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса (обучение в сотрудничестве)
- Технология использования в обучении игровых методов (деловых, ролевых и других видов обучающих игр)
- Современные педагогические технологии
- Информационно-коммуникативные технологии
Методические приемы:
- Вопросы,
- Проблемная ситуация,
- Упражнения,
- Игры,
- Задания,
- Загадки,
- Рассматривание слайдов.
Оборудование:
- Слайды диких животных и растений;
- Схемы геометрических фигур;
- Раздаточный материал,
- Картинка медведицы (разрезная) ,
- Воздушный шарик с письмом,
- Знаки символы: «Правила поведения в лесу» ,
- Бумаги размером 8*8см на каждого ребёнка по 3 шт.,
- Ножницы.
- Две полоски: 1) длинная и узкая;
- короткая и широкая
Форма проведения: совместная деятельность
Воспитатель:
Запоминает наша голова важные поступки и умные слова. Дети гладят себя по голове.
Слушаем внимательно... Подносят руки к ушам.
Смотрим обязательно. Подносят руки к глазам.
Взрослых не перебиваем... Грозят указательным пальцем.
Знаний много получаем. Сжимают и разжимают пальцы на обеих руках.
В группе висит воздушный шар, а к ниточке привязан конверт.
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, что это такое? (конверт не подписан) . Странный какой-то конверт, на нём ничего не написано.
Давайте откроем конверт и посмотрим что там (воспитатель открывает конверт, в конверте лежит разрезная картинка и письмо) .
Ребята смотрите в конверте лежит разрезанная картинка, давайте мы её сейчас соберём и тогда может быть узнаем от кого оно (дети собираю картинки, на картинке изображена Большая мама медведица) .
Всё ясно, значит, письмо нам пришло от Большой мамы медведицы. Теперь мы можем с вами его прочесть.
(Воспитатель читает письмо) .
«Здравствуйте дорогие ребята! Я Большая мама медведица. У меня горе, мой маленький сыночек медвежонок Умка, решил без проса полакомиться у мамы Пчелы мёдом, которая живёт в волшебном лесу и залез к ней в улей. Она его поймала и заперла, а для того, чтобы спасти медвежонка, я вас прошу мне помочь. Ребята, для того чтобы мой сыночек ко мне вернулся вы должны пройти все испытания мамы Пчелы и справиться с заданиями, которые она для вас приготовила. Задания будут сложными, но интересными; выполнив их, вы тем самым поможете медвежонку вернуться домой. Вы готовы к испытаниям?»
Ответ детей: Да
Воспитатель: Поможем Большой маме медведице спасти её маленького сыночка медвежонка Умка.
Ответ детей: Да
Воспитатель: Тогда отправляемся на спасение медвежонка Умки в волшебный лес. Добраться до него нелегко поэтому мы станем гусями-лебедями и полетим. Где ваши крылья? Делайте крыльями взмахи энергичнее, чтобы скорее долететь. (дети имитируют полёт лебедей)
Давайте покричим, как лебеди: «Курлы-курлы-курлы»
(дети подражают крику лебедей)
Вот мы пролетели над лугом, теперь над рекой, над полем, маленькой деревенькой и, наконец, впереди появился лес. Наконец-то добрались!
Я предупреждаю, что в лесу надо быть очень внимательными. Садимся на краю леса и теперь можно и в детей превратиться опять. Посмотрите, никого не потеряли по дороге?
Ответ детей? нет
Воспитатель:
Но прежде, чем отправиться в лес и начинать выполнять задания мамы Пчелы, что нам необходимо вспомнить?
Ответы детей: (правила поведения в природе)
Воспитатель: И в этом нам помогут знаки – символы-карточки.
Дидактическая игра: «Правила поведения в природе» или «Береги живое» (работа со знаками символами- карточками)
(ведущий показывает картинку детям, а они должны объяснить, какая ситуация на ней изображена и как её избежать)
- картинка: Не разоряйте птичья гнёзда (1)
- карточка: Не разоряйте муравейники (2)
- карточка: Не шумите в лесу (8)
- карточка: Не оставляйте и не закапывайте мусор в лесу. (10)
- карточка: Не вырезайте надписи на деревьях. (12)
- карточка: Не обижайте лесных насекомых. (4)
- карточка: Не рвите редкие цветы. (6)
- карточка: Не вырывайте грибы и ягодные кустарники с корнем (14)
- карточка: Не портите несъедобные грибы. (13)
- карточка: Не забирайте из леса животных. (3)
Ребёнок: Если в лес пришел гулять, Свежим воздухом дышать, Бегай, прыгай, и играй, только, чур, не забывай, Что в лесу нельзя шуметь, Даже очень громко петь. Ты в лесу всего лишь гость, здесь
Хозяин – дуб и лось Их покой побереги, ведь они нам не враги.
Воспитатель: Но вот, теперь можно отправляться в путь.
1 задание: «Длинный – короткий»
Воспитатель: Ребята, смотрите перед нами две дорожки. Одна дорожка ведёт в лес к улью мамы Пчелы, а другая в болото к Лешему.
Ребята, посмотрите, пожалуйста, внимательно на эти дорожки и скажите какие они по длине?
Ответ детей: Коротая дорожка, и длинная дорожка
Воспитатель: А какие они по ширине?
Ответы детей: Одна широкая, а другая узкая.
Воспитатель: - Ребята, а по какой дорожке как вы думаете, мы с вами можем попасть к улью мамы Пчелы в лесу?
Ответ детей: По дорожке, которая короткая и широкая.
Воспитатель: Правильно ребята пойдемте по короткой - широкой дорожке. Вот мы и вошли в лес.
Воспитатель: Ребята, а кто из вас знает, как называют лес.
Ответ детей: Лес называют зелёным океаном Земли, бесценным даром природы.
Лес- настоящие лёгкие нашей планеты.
Воспитатель: Молодцы.
Физкультминутка: «Лесные жители»
Добрый лес, старый лес (широко развести руки в стороны)
Полный сказочных чудес! (повороты вправо-влево с вытянутыми руками)
Мы идём гулять сейчас (ходьба)
И зовём с собою вас!
Ждут вас на лесной опушке (присесть)
Птички, мышки и зверушки (медленно подняться, повороты вправо-влево, руки в стороны)
Мышка, мышка (мягкий пружинистый шаг, спина слегка прогнута вперёд)
Серое пальтишко («лапки» перед грудью)
Мышка тихо идёт,
В норку зёрнышко несёт.
А за мышкой шёл медведь (руки полусогнуты в локтях, ладони соединены ниже пояса)
Да как начал он реветь (ноги на ширине плеч, переступание с ноги на ногу)
«У-у! У-у! (раскачивание туловища из стороны в сторону)
Я вразвалочку иду»!
А весёлые зайчата (ладони прижаты к голове и прыгать на двух ногах)
Длинноухие ребята (продвижением вперёд)
Прыг да скок, прыг да скок,
Через поле за лесок.
Птички в гнёздышках (машут крыльями)
Проснулись, улыбнулись, (чирикают легко подпрыгивают)
Встрепенулись: «Чик-чирик,
Друзьям привет!
Мы летаем выше всех!»
Здравствуй, старый добрый лес (машут рукой, повороты вправо-влево с вытянутыми руками)
Полный сказочных чудес!
2 задание: «Природные зоны: Леса России»
Воспитатель: Ребята, смотрите, лес красив и разнообразен. А кто из вас знает, в какой именно мы с вами попали лес, как он называется?
Ответ детей: Это – смешанный лес.
Воспитатель: Правильно. А почему вы так решили?
Ответ детей: Потому что в смешанном лесу растут высокие ели, сосны, берёзы, осина, рябина, лиственница.
Воспитатель: Правильно. Молодцы.
Воспитатель: А что ещё растёт в этом лесу?
Ответ детей: Ягоды- Черника, брусника, малина, клюква, земляника.
Грибы- подберёзовики, подосиновики, лисички, мухоморы…
Воспитатель: Молодцы и на этот вопрос ответили правильно
Воспитатель: Ребята, а на вопрос какие животные живут, в этом лесу нам с вами помогут геометрические фигуры.
3 задание: «Выложи животного» (работа с геометрическими фигурами)
Воспитатель: Ребята, у кого какое животное получилось
Ответ детей: Медведь, волк, белка, заяц.
Воспитатель: Вы справились с этим заданием, но чтобы нам отправиться, дальше нам нужно ещё выполнить одно задание здесь.
4 задание: «Четвертый лишний»
(на доске размещены картинки с животными)
Воспитатель: Ребята, назовите пожалуйста лишнее животное и объясните почему вы так решили:
Корова – волк – лиса – медведь.
Волк – лиса – петух – заяц.
Лиса – медведь – волк – морж.
5 задание: «Назови число»
Воспитатель: (Психогимнастика)
А теперь, ребята мы с вами отправляемся на волшебную поляну, на которой мы с вами должны будем выполнить задания от мамы Пчелы. Дорога к ней пролегает через темный, темный лес.
Вы идете по кругу друг за другом, перед вами широкий ручей, осторожно переступайте его, не намочите ноги;
теперь вам надо идти в гору, поднимайте высоко ноги, хорошо;
а сейчас ветки царапают вам лицо, раздвигайте ветки руками;
и последнее препятствие – вы заходите в самую чащу, приседайте ниже, ниже, чтобы ветки не попали вам в глаза, вот ветки становятся все реже, поднимаемся потихоньку и вот вы на волшебной поляне.
Воспитатель: Ребята, вот мы с вами и попали на волшебную полянку, где живёт много чисел, они очень любят гулять по своей полянке, но случилась беда, некоторые из них отправились гулять и заблудились. Нам нужно с вами помочь им вернуться обратно -это и будет наше следующее задание от мамы Пчелы.
4,5,6, 7, …, 9
1,2, …, 4, 5, 6,7, 8, …, 10
7,6,5,…, 3, …, 1
(дети отвечают на вопросы с помощью карточек с цифрами)
Воспитатель: Молодцы! Все числа вернули на свои места.
Воспитатель: Ребята, я слышу, как цифры спорят между собой, каждая думает, что она первая давайте наведём порядок на этой полянке, и расставим цифры по порядку от 1 до 10. (на доске цифры в беспорядке)
Ребёнок выполняет задание.
Воспитатель: Молодцы! Давайте проверим.
(дети считают)
Воспитатель: Вы справились с этим заданием, переходим к следующему заданию от мамы Пчелы, которое находится на этой полянке.
6 задание: Игра: «Сколько»
Воспитатель: Ребята, вам нужно будет выложить столько же предметов, сколько указано на карточке с цифрой. и найти и назвать предыдущую и последующую цифру вашей цифре на карточке, (при правильном ответе – переход на следующее задание)
(карточки с цифрами: 2, 7, 5, 9, 3, 6.
Воспитатель: Вы справились с этими заданиями, отправляемся дальше.
7 задание: «Математическая задача» (по таблице у доски)
Воспитатель: Ребята, предварительно чтобы преступать к этому заданию, давайте вспомним, что такое задача из чего состоит и алгоритм решения задачи.
1)Задача-это маленькая история с числами.
2)В задаче обязательно должны быть условие и вопрос.
В условии говорится о том, что известно, сообщаются данные.
А в вопросе сообщается, что нужно найти, что не известно. (сколько)
1. Папа – волк и 2 его волчат, решили отправиться на прогулку. Сосчитайте сколько всего зверей, отправилось на прогулку. (3)
(Дети у доски составляют простое арифметическое уравнение и говорят ответ задачи) .
2. Папа – еж и его ежата собрали во время прогулке для обеда 2 белых гриба и 3 подберёзовика. Сосчитайте, сколько всего собрали грибов ежи. (5)
3. Вот задумал волк друзей
Пригласить на юбилей.
Пригласил двух медвежат,
Трех зайчат и пять бельчат.
Посчитайте поскорей,
Сколько у волка друзей (ответ 10) .
Воспитатель: Вы справились с этим заданием, отправляемся дальше.
8 задание: Игра: «Сложи квадрат»
Воспитатель: Ребята, для этой игры нам с вами понадобятся по три квадрата из бумаги размером 8*8см на каждого ребёнка, ножницы.
А теперь послушайте внимательно само задание.
Задание: Возьмите первый квадрат, сложите его так, чтобы получилось 2 треугольника. Разрежьте по линии сгиба.
Второй квадрат сложите так, чтобы получилось 4 треугольника. Разрежьте по линиям сгиба.
Третий квадрат – 8 треугольников. Разрежьте.
Выложите на столе треугольники так, чтобы снова получились три квадрата.
Уточните, что квадрат больше треугольников.
Воспитатель: Вот мы и справились со всеми заданиями, которые нам приготовила мама Пчела и тем самым спасли и вернули маленького медвежонка Умку к его маме Большой медведице.
Ребята, нам пора возвращаться домой.
Закрывайте глаза. 1,2, 3!
Ну, вот мы и дома!
Ребята, вам понравилось наше путешествие?
Ответ детей: Да
Воспитатель: Кого мы сегодня спасали?
Ответ детей: Маленького Медвежонка Умку
Воспитатель: Молодцы.
Воспитатель: А как мы это делали?
Ответы детей: Выполняли задания, которые приготовила для нас мама Пчела.
Воспитатель: Молодцы!
Медвежонок вернулся к своей маме (показ слайда) .
Лилия Черных
Конспект открытого занятия по познавательному развитию (ФЭМП) в старшей группе
на тему: «Волшебная страна - Математика».
Воспитатель: Черных Лилия Константиновна.
Цель: Закрепить у детей знания полученные ранее.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить навыки прямого и обратного счёта в пределах 10, называть соседей заданного числа. Закреплять умение решать простые арифметические задачи, используя логическое мышление. Закрепит умение последовательно называть дни недели. Совершенствовать навыки и умения находить лишнюю геометрическую фигуру.
Развивающие:
Развивать пространственное воображение, познавательный интерес; развивать восприятие, внимание, умение анализировать и сравнивать предметы по свойствам, обобщать;
Воспитательные:
Воспитывать интерес к математическим занятиям;
воспитывать стремление оказывать помощь другим;
воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.
Образовательные области:
Познавательное развитие (ФЭМП)
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие (музыка)
Социализация (игровая деятельность)
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с гостями. Посмотрите на гостей - улыбнулись. Посмотрите друг на друга - улыбнулись. Молодцы!
А теперь красиво сели, ножки поставили вместе, спинка прямая. И внимательно послушайте меня. Дети, сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну «Математику». Но чтобы попасть в эту страну нужно получить пригласительные билеты. Билетик получит тот, кто правильно ответит на мои вопросы:
1. На березе созрели 3 яблока, а на дубе – 2. Сколько яблок созрело на деревьях?
(ответ детей – нисколько, потому что на березе и на дубе яблоки не растут)
2. Цифра вроде буквы О, Но не значит ничего. (0)
3. У собачки Жучки родились котята: 2 беленьких и 1 чёрненький. Сколько котят родилось у Жучки? (Нисколько).
4. На столе лежит 4 моркови и 3 огурца. Сколько фруктов лежит на столе? (Нисколько. Это овощи).
5. Сколько нот и дней недели. И у радуги цветов? И, надеюсь, дать названье
Этой цифре ты готов! (7)
6. У стены стоят кадушки. В каждой ровно по лягушке. Если было пять кадушек. Сколько было в них лягушек? (5)
7. Ты, да я, да мы с тобой. Сколько нас? (2) .
8. Назовите 3 дня подряд, не пользуясь названиями дней недели и числами (вчера, сегодня, завтра).
9. Сколько якорей у двух кораблей? (2)
10. Что глубже лужа или море? (море)
Воспитатель: Молодцы! Все получили билетики? А теперь отправляемся в путь.
Физминутка!
А теперь всем детям встать,
Руки высоко поднять.
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Отдохнули мы немножко
И отправились в дорожку.
Звучит музыка.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто нас встречает - это житель волшебной страны «Математика». Из каких чисел состоит человечек?
Давайте вместе с ним выложим числовой ряд до 10. Теперь закройте глаза. Я перепутаю ваши цифры, а вы найдёте ошибки. Молодцы!
Звук тикающих часов.
Воспитатель: Ребята, вы ничего не слышите? Мне кажется, что где-то идут часы. Идите все за мной.
Но часы эти не простые, а волшебные: по ним определяем не время, а день недели. Какой сегодня день недели? Если сегодня четверг, то какой день был вчера и какой будет завтра? Я буду показывать на кружочки, а вы мне - называть, какой день недели. Воспитатель: Воскресенье - это рабочий день или выходной? Сколько выходных дней в неделе? Молодцы!
Дидактическая игра: «Дни недели называй, я начну, ты продолжай.»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие деревья растут в волшебной стране «Математике». Эти деревья не простые. На них выросли геометрические фигуры.
Решить логическую задачу: «Какая фигура лишняя?»
Дидактическая игра: «Найди похожие картинки»
Воспитатель: Ребята, давайте немного отдохнём.
Физминутка!
Раз - подняться, подтянуться,
Два - согнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать
И на место тихо встать.
Дидактическая игра: «Скажи наоборот»
Игра проводится с мячом. Воспитатель кидает мяч ребенку и называет одно из математических понятий, а ребенок кидает мяч обратно и называет противоположность названному понятию.
Длинный – короткий
Большой – маленький
Высокий – низкий
Широкий – узкий
Далеко – близко
Вверху – внизу
Слева – справа
Вперед – назад
Один – много
Снаружи – внутри
Легкий – тяжелый
Воспитатель: Детки, посмотрите, у всех жителей волшебной страны «Математики» очень красивые домики. Давайте отгадаем, какие цифры живут в этих домиках.
Воспитатель: А сейчас я покажу вам цифры, а вы назовёте
у какой цифры есть вот такие «соседи»? Показываются карточки с цифрами.
Воспитатель: Возвращаться в сад пора, (звучит музыка)- Закрывайте все глаза.
Во что играли, вспоминайте,
Что узнали, запоминайте.
Дома маме расскажите
Ничего не утаите
Открывайте все глаза
Снова мы в саду друзья.
Вот и закончилось наше путешествие по стране «Математика».
Молодцы, ребята вы справились со всеми заданиями.
Рефлексия:
Ребята, где мы с вами побывали? Понравилось вам в стране Математике? Что вам больше всего понравилось? Ребята, вы были активны, внимательны, рассудительны, молодцы. Мы еще много раз посетим эту прекрасную страну «Математика».
Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) в старшей группе.
Цель: Знакомство детей с цифрой 7.
Задачи:
Познакомить детей с цифрой 7, составом числа из двух меньших;
Учить отгадывать математическую загадку;
Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
Развивать логическое мышление через дидактическую игру;
Ориентироваться во времени: дни недели;
Формировать навыки преобразованию квадрата в другие геометрические фигуры путем складывания, разрезания;
Воспитывать умение сотрудничать и действовать сообща, работать в подгруппах.
Материалы и оборудование: Набор цифр от 0- 7, фишки, счетные палочки, мяч, загадки о цифре 7, монеты, кисет, ножницы, квадраты из цветной бумаги, фломастеры, песочные часы, аудиозапись веселой музыки.
Методы и приемы : проблемно – игровая ситуация, социо – игровой подход, словесный, наглядный.
Ход образовательной деятельности:
Дети становятся в круг и проводится социо - игра:
Крепче за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Раз, два, три, четыре, пять,
Дружно будем мы играть.
Воспитатель: Ребята, у Буратино случилась беда. Ему папа Карло дал семь монет на теплую куртку. Скажите, ребята, а зачем нужна Буратино теплая куртка? Сейчас какое время года? Какая осень? Как нужно одеваться? Он так торопился, что упал и рассыпал все монеты. А все ли собрал или нет, не знает, посчитать то он не умеет. Как мы можем помочь Буратино? (Ответы детей). А мы умеем считать? Что же будем делать? (Ответ детей)
Дети садятся за столы. Воспитатель предлагает детям посчитать цифры на доске от 0 до 6, затем показывает новый знак - цифру 7
На что похожа цифра 7?
Вот семерка – кочерга,
У нее одна нога.
Очень похожи
Семерки на клюшки
Для хоккеиста
И для старушки.
Семь – точно острая коса,
Коси, коса, пока остра.
А теперь попробуйте отгадать загадку :
Еж спросил ежа – соседа:
Ты откуда, непоседа?
Запасаюсь я к зиме.
Видишь, яблоки на мне?
Собираю их в лесу,
Шесть отнес, одно несу.
Призадумался сосед:
Это сколько будет всех?
Сколько яблок он еще несет? (Одно.)
Что мы должны сделать? (Прибавить еще одно яблоко)
Сколько яблок получилось, когда к 6 яблокам прибавили 1 яблоко? (Получилось 7 яблок.) .
Воспитатель предлагает детям выполнить задание на состав числа : - Отсчитайте и разложите на столе семь счетных палочек из двух цветов. Вопросы: Сколько желтых палочек? Сколько розовых? Каких больше? Сколько всего палочек?
Воспитатель приглашает детей стать в круг. Проводится игра с мячом «Назови на один больше (меньше)».
Для следующей игры дети делятся на две команды с помощью фишек . На ковре лежат листы ватмана с наклеенными цифрами и предметными картинками. Проводится д\игра «Проведи дорожку». Для начала игры используются песочные часы , по команде дети должны фломастером провести «дорожку» от цифры к картинке с таким же количеством предметов. После выполнения задания дети меняются местами и проверяют правильность выполнения задания.
Физкультминутка.
Один – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место сесть опять.
Дети садятся за столы. Воспитатель задает вопросы:
Ребята, скажите, а где можно встретить цифру 7? (№ дома, автобуса и др.). - В каких сказках встречается цифра 7? («Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов», «Цветик - семицветик»)
Вспомните пословицы и поговорки с цифрой 7. (Семь раз отмерь, один раз отрежь. Семь бед – один ответ. Семеро одного не ждут.)
Воспитатель обращает внимание детей на доску, где находятся разноцветные карточки с цифрами внутри. Вос-ль: Отгадайте загадку:
Что за птицы прилетают
По семерке в каждой стае.
Вереницею летят,
Не воротятся назад.
(Дни недели)
Какой сегодня день недели? Сколько всего дней в неделе?
Цифра 7 предлагает вам поиграть в игру «Живая неделя».
Днями недели будете вы, дети. Пока звучит музыка, «дни недели» танцуют и гуляют. Как только музыка смолкнет, вы должны построиться по – порядку. А помогут вам в этом разноцветные карточки. Вы заметили, что на них есть цифры. Эти цифры обозначают дни недели.
Ты ведь знаешь дни недели.
Посчитай – ка их скорей!
Если в счете не собьешься -
Ровно семь получишь дней.
Построившись, дети проговаривают: Я - понедельник, первый день недели. Я среда – третий день недели и т. д. Игра проводится два раза.
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Сложи квадрат». Для этого нам понадобится три квадрата и ножницы.
Задание 1. Сложи квадрат так, чтобы получилось два треугольника и разрежь по линии сгиба.
Задание 2. Сложи квадрат так, чтобы получилось два прямоугольника и разрежь по линии сгиба.
Задание 3. Сложи квадрат так, чтобы получилось четыре маленьких квадрата и разрежь по линиям сгиба.
Задание 3. Сложи из полученных фигур три квадрата.
Воспитатель: - Вот мы свами познакомились с цифрой …? И можем смело пересчитать все монеты у Буратино.
Дети пересчитывают монеты и недосчитывают одной. Решают добавить монетку и передать Буратино все семь монет.